Характеристика главных героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» ℹ️ описание внешности и характеров второстепенных персонажей, жизни

Главные герои

В рассказе «Уроки французского» герой первого этажа — одиннадцатилетний подросток, который также играет роль рассказчика. Распутин дал ему следующее описание:

  • одиночный;
  • скромный;
  • дикий;
  • умышленно.

Мальчик происходил из очень бедной семьи, в которой часто не было даже еды, потому что мама все несла на плечах. Из-за вечного недоедания он был худым, как прозрачный. Несмотря на свое жалкое существование, мальчик не пошел воровать, он умел оставаться честным, справедливым и добрым.

Мальчик настаивает на том, чтобы пойти в школу

Он упорно продолжает посещать школу и получать знания, чтобы стать гордостью своей семьи. В подростке чувствуется сила, ведь он никогда не жалуется, не просит помощи. Молодой учитель поражается его самостоятельности и гордости. Девушка видит, сколько она хочет съесть, поэтому предлагает ему бутерброд, но он отказывается, чтобы не выглядеть жалко.

Учителя истории «Уроки французского» звали Лидия Михайловна. К тому же она была доброй 25-летней женщиной. Автор дает следующее описание внешности героини:

  • адекватные черты лица;
  • слегка заметная коса в темных глазах;
  • черная стрижка.

Лидия Михайловна жила в городе из обеспеченной семьи, поэтому ни в чем не чувствовала нужды. Она признается, что в детстве была плохим ребенком, из-за чего доставляла много хлопот родителям. Воспитатель сумел увидеть в голодном и тихом мальчике положительные качества, пытается помочь ему выйти из сложной жизненной ситуации.

Кроме того, главный герой — мать мальчика. Помимо сына у него есть еще двое детей. Женщина их поднимает и держит в покое. Автор наделяет ее волевым характером, силой духа.

Чтобы обеспечить ребенку достойное будущее, мать в ущерб себе, потому что по хозяйству некому будет помогать, отправляет мальчика в районную школу. Она не бросает его, но по возможности передает еду и немного денег.

Характеристика героев рассказа «Уроки французского»

  • Главный герой, Володя — 11-летний мальчик пятого класса
  • Лидия Михайловна — учитель французского языка, 25 лет
  • Федя — сын хозяйки тети Нади
  • Тишкин — одноклассник
  • Дядя Ваня — водитель грузовика
  • Вадик — старшеклассник, инициатор игры
  • Птаха — старшеклассник, друг Вадика
  • Василий Андреевич — директор школы, очень строгий мужчина средних лет

В городе

Попав в город, мальчик, на самом деле еще ребенок, растерялся. Ему всего 11 лет, и он оказался в незнакомой среде, непонятном образе жизни. Он не знает и многого не понимает в городе. Здесь он один, грустно и мрачно вдали от дома, от семьи, от друзей. Даже у матери есть «душа не на своем месте», потому что ребенок вынужден жить вдали от нее, с чужими, с недоеданием, жаждой. Но когда она хочет вернуть сына в деревню, она показывает силу характера и остается в городе.

В деревне все проще: и люди, и отношения. Они не воровали друг друга, не обманывали друг друга, не обманывали. В герое проявляются новые черты характера: гордость, упрямство, боевой дух, чувство справедливости.

Первым врагом, с которым столкнулся мальчик, был невыносимый голод. В деревне добывать пищу было проще: «что-то перехватить, откопать, поднять…» Здесь пищу можно получить только при наличии денег, которых у него не было.

Герой жил у чужих людей, где его не только не кормили (ну хоть приютили, дали уголок), но еще кто-то (сын хозяйки Федьки) притащил продукты, принесенные его мамой: хлеб и картофель. Здесь проявляются такие черты характера, как гордость и застенчивость. Из гордости никому не жалуется, отказывается от незаслуженных подарков (посылки от Лидии Михайловны), зарабатывает деньги.

Застенчивость проявляется в силе образования и жизни в деревне. Он не понимает, как отобрать это у своих людей, поэтому ему стыдно жаловаться. А если он неправ, он клевещет на невиновного.

Его смущает его внешний вид: он плохо одет и обуты, он не понимает законов местного суда.

В городе ярко проявляется еще одна черта характера мальчика: обостренное чувство справедливости. Не терпит лжи, обмана, читерства (в игре местного авторитета Вадика), лжи даже во благо (как в случае с Лидией Михайловной во время игры со стенкой и пачками с макаронами).

он упрям ​​в достижении своей цели, но не жаден или безрассуден. Он не хочет никого обманывать, играет честно и только до тех пор, пока не выиграет необходимую сумму денег. С ними вы покупаете чашку молока, чтобы избежать головокружения и хоть немного утолить голод.

Рассуждения по теме

В основе произведения — автобиографический рассказ автора, поэтому неудивительно, что история рассказана с точки зрения подростка. В 1947 году, когда эта история разворачивается в сюжете, Распутин был ребенком того же возраста, поэтому не понаслышке знал о тяжести жизни и разрухах послевоенных лет.

Возможно, сегодня многое из описанного в сказке покажется читателю нелепым или даже неприемлемым, но тогда так было. Мужчин было мало, своих воспитывали только женщины, а иногда и чужие дети. Старшие в семье заботились о малышах, и некому было заботиться о них. Подростки росли одни:

  • работал и учился;
  • пытались помочь мамам;
  • причастен к неприятным историям.

Описанная в сюжете игра на деньги — самое безобидное, чем может увлечься подросток. На самом деле все было намного хуже. Не все мальчики были упрямыми учениками и честными людьми как главные герои рассказа. В стране процветала детская преступность.

Может быть, поэтому автор решил описать хорошего парня, чтобы показать, что не все отказались от своих принципов даже ради пустого желудка. Герои произведения «Уроки французского» учат взаимопомощи и доброте, что делает этот рассказ интересным даже для современного читателя.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Уроки французского» много второстепенных персонажей. Автор дает им следующую характеристику:

Василий Андреевич

  1. Василий Андреевич — директор школы, он громко говорит, поэтому ученики относятся к нему со страхом. Он заставил виновных детей объяснить причину своего преступления, сделав это публично. Застав учителя и ученика играющими в позорную игру, он, не понимая сути проблемы, объявляет его преступником.
  2. Дядя Ваня — водитель. Мужчина периодически приносит главному герою еду. Это добрый и ответственный человек.
  3. Вадик — ученик седьмого класса, автор создал для него образ хитрого и злого подростка. Он улыбается младшим мальчикам, обижает слабых. Рассмотрим хулигана по прозвищу Птах, его лучшего друга, постарайтесь во всем подражать ему. Вместе с ним Вадик несколько раз обыгрывает главного героя за то, что ему удается победить в «стене».
  4. Тишкин — одноклассник рассказчика. Это трусливый мальчик, который присутствует во всех играх, но не решается в них участвовать. Он рассказывает учителю, откуда у его друга синяки и как он зарабатывает деньги на еду.
  5. Федька — сын хозяина квартиры, в которой живет рассказчик. Подросток знакомит его с группой мальчиков, которые играют в тику на деньги. Федька и ее семья часто воруют еду у главного героя, когда он уезжает учиться или играть.

В рассказе «Уроки французского» главные герои другие. Распутин создал настоящую галерею персонажей. У каждого из них свой характер, цель, положительные и отрицательные качества. Все они сыграли важную роль в судьбе подростка.

Вариант 2

Одно из самых сложных для понимания советских произведений — повесть В. Распутина «Уроки французского». Писатель создал ее на собственном опыте: в детстве Валентин приехал в другой город, еще неизвестный, но благодаря помощи своей учительницы Лидии Михайловны смог преодолеть жизненные трудности и пережить тяжелый период.

Стоит обратиться к главным героям произведения, портреты которых скопированы с реальных людей.

Динамик. Писатель не назвал имя главного героя, но повествование ведется от первого лица, как если бы сам автор рассказывал о событиях своей жизни. Мальчику 11 лет, он учится в пятом классе районной школы. Он был вынужден покинуть дом и семью, чтобы получить образование. По этой причине герой живет у подруги своей тети Нади.

Мальчик хорошо учится, но живет плохо, из-за недоедания и анемии он худой и бледный. Мама иногда присылает ему еду с друзьями, но ее крадут дети хозяина квартиры. Герой скромен и тих, но в то же время горд и отказывается принимать помощь учителя.

Лидия Михайловна. Прототипом послужил учитель самого Валентина Распутина, имя которого было точно таким же. Он вспомнил, как пробудил в нем интерес к литературе. Публикация рассказа в журнале «Советская Молодежь» помогла автору найти Лидию Михайловну и возобновить общение. По сюжету она молодая учительница лет 25, красивая и добрая. У него короткие волосы, а в глазах, по словам героя, еле заметная «коса». Девушка приехала с Кубани, выросла в городе, всегда была хорошо обеспечена и ни в чем не нуждалась.

Это заботливый и внимательный педагог, старается вникнуть в проблемы учеников. Он умел различать способного и умного мальчика, но голодного. Впоследствии он хитростью пытался помочь герою с едой, уступил игре в «стенку», чтобы у него были деньги на еду и молоко.

Главные герои составляют основу произведения, но без несовершеннолетних они не смогли бы раскрыть себя, полностью раскрыть личность читателю.

Директор школы. Его зовут Василий Андреевич, он суровый и грозный человек. Скорее всего, благодаря этому он проработал в школе 20 лет. Ученики школы его боялись, так как он заставлял виновных на глазах у всех учеников рассказать о причинах плохого поступка. Режиссер увольняет Лидию Михайловну, когда она узнает, что играла со студентом. Он не понимает причин своего действия.

Вадик. Мальчик ходит в ту же школу, что и главный герой, но в седьмом классе ему 13 лет. Он зол и жесток, он пугает младших мальчиков. Дружит с другим «вором» — Птахом. Вместе ребята обыграли главного героя.

Птах — это просто ник героя, настоящее имя неизвестно. Мальчик учится в одном классе с главным героем, но ему 12 лет — он проучился 2 года. Он постоянно начинает спорить и везде бежит за Вадиком.

Герои произведения Уроки французского

Главные герои

Главный герой — мальчик около 11 лет. Он вырос в очень бедной деревенской семье. Регулярно недоедает. Несмотря на некоторую отстраненность от окружающего мира, изоляцию и пустыню, он довольно способный ученик. В юности он уже обладает характером стойкого, справедливого, честного и доброго человека. Хотя логичнее было бы отказаться от уроков, мальчик не сдается и тянется к новым знакомствам. Он очень внимательный и рассудительный. Как бы плохо это ни было, студент очень горд: ничьи подачки не принимает.

Мать главного героя — трудолюбивая женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Накормить их не так-то просто. Кстати, именно она хочет, чтобы ее сын получил образование. На самом деле, несмотря на бедность, очень важно быть образованным человеком. Иногда он дает ребенку еду и деньги, но, учитывая финансовую ситуацию, это «непостоянно».

Лидия Михайловна — учитель французского языка. Ему около 25-30 лет. У него короткие черные волосы. Способен на сочувствие и сострадание. Он видит, что происходит со студентом, и очень хочет помочь. Однако он должен использовать уловки, потому что ребенок не просто берет еду и финансовые ресурсы из-за его порядочности. Она довольно умная, открытая и честная.

Читайте также: Как Пушкин относится к Андрею Дубровскому (старшему) и Троекурову

Василий Андреевич — директор школы. Всегда громко общайтесь. Поэтому ученикам и учителям всегда кажется, что он злится и на всех кричит. Он посчитал ярким фактом игру учителя с учениками «в стенку» и, сам того не осознавая, выгнал девочку с работы.

Второстепенные герои

Дядя Ваня — трудолюбивый водитель. Доставляет в областной центр различные виды грузов. Раз в неделю приносите еду главному герою. Незначительный трудоголик. Относитесь к главному герою хорошо.

Федька — сын хозяина квартиры, в которой жил главный герой. Он довольно подлый парень — в конце концов, он крадет еду и парня, пока не увидит его.

Вадик — умный и злой подросток. Он всегда готов унизить тех, кто физически или умственно слабее. Вместе со своим другом, хулиганом Птахом, он бьет ребенка, потому что он лучше всех играет на «чика». Однако сам боится что-то делать, поэтому привлекает более сильного друга — ведь даже если авария станет известна, Вадик надеется «выбраться из воды».

Птах — несмотря на репутацию бойца и хулигана, мальчик не имеет мнения и слушается своего друга Вадика, который использует свою силу в своих целях. Однако он никогда не признается себе в этом. Ему кажется, что он успешен и у него есть все, чего, как правило, хотят мужчины: сила и мощь.

Тишкин, студент, рассказал Лидии Михайловне, что ее «любимца» избили Вадик и Птах. Следите за азартными играми, но не участвуйте. Довольно «скользкий» и осторожный. Вот почему это выглядит слишком лукавым. Со стороны кажется, что он друг главного героя, но это далеко не так. Этот парень «в своем уме», а потому уважает и любит только себя.

Другие произведения: ← История создания повести Матрёна двор ↑ Другое

Основная мысль и анализ

Валентин Распутин написал свое знаменитое произведение в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газете «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя был учитель, сыгравший в его жизни огромную роль. Он даже позаимствовал у нее имя героини.

Эта женщина прочитала творчество писателя, напомнила ей ее собственный рассказ. Он нашел своего бывшего ученика, когда они познакомились, они давно вспомнили, через какие трудности им пришлось пройти. Все это легло в основу прекрасного литературного произведения. В своем рассказе Распутин затрагивает множество важных тем:

  • человеческая доброта;
  • важность учителя в жизни ребенка;
  • равнодушие.

Ученики читают рассказ «Уроки французского»

Проблема заключается в моральном выборе каждого. Воспитатель ставит под угрозу свою репутацию и работу, играя с мальчиком. Но для нее гораздо важнее помочь ему, пусть и не совсем педагогическим путем.

Основная идея, которую хотел передать автор, — помогая другим, человек помогает себе.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему взаимоотношений ученика и учителя. Лидия Михайловна изображается писателем как очень талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать такую ​​помощь, он находит способ помочь ему в игре. Этим женщина буквально спасает мальчика от голода, не задев его гордости.

Главные герои:

  1. Мальчик-сказочник. 11-летний мальчик из бедной деревенской семьи. Худеет от постоянного недоедания. Одинокий, дикий, скромный и очень способный ученик. Он живет вдали от семьи, по которой очень скучает. Честный, отважный, отважный, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и безденежье, он не бросает учебу и пытается оправдать доверие семьи. Независимый и умный не по годам. Гордый, он не жалуется и не принимает пищу от учителя, готового помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волонтер, умный, но безграмотный. Благодаря ей автор смог учиться, несмотря на голод и бедность. Он решил отдать сына в школу в центре района, жертвовал еду, а иногда и деньги.
  3. Лидия Михайловна, учитель французского языка. Милая и добрая молодая женщина лет 25. У нее правильные черты лица, еле заметная «коса» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, за ней хорошо ухаживают, ей ничего не нужно. Ему удалось увидеть мальчика голодным и очень способным, он хитро помогал ему едой и деньгами. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, что доставляло ее родителям массу проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Суровый человек, говорящий громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Водитель, который везет товары в райцентр на работу. Раз в неделю дядя Ваня приносит мальчику еду.
  2. Федерика. Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, которая разыграла Чику на деньги. Федька и ее семья крадут еду у главной героини, когда она учится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из седьмого класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый и злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.
  4. Птах. Друг Вадика, который второй год учился в пятом классе, ходит в школу по мере необходимости. Драчун, хулиган, у которого нет мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал на денежных играх, но лично не участвовал. Он первым «передал» мальчика учителю французского, рассказав, где у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» персонажи настолько различаются по своему внутреннему и внешнему содержанию, что перед читателем предстает целая галерея персонажей.

Действия главных героев «Уроков французского» стали их жизненными уроками. Очень трогательно и мощно в повести Валентина Распутина описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского.

Как педагог

Учителю удалось пробудить интерес рассказчика к французскому языку, который ему давался с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только в деле, но и материально, спасая от голода.

В своей работе Лидия Михайловна не только умело преподавала свой предмет, но и отмечала все изменения, которые происходили со школьниками: «Она вошла, поздоровалась, но прежде, чем класс расселся, она внимательно осматривала почти каждого из нас, делая шутливые, но обязательные комментарии ». Итак, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому небезразлична жизнь своих учеников.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений