Характеристика образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно так проявился образ Сони в романе Достоевского «Преступление и наказание». На его примере мы познаем лучшие человеческие качества: доброту, милосердие, самоотречение. Он учит нас искренне любить и бескорыстно верить в Бога.

Нравственные качества Сони Мармеладовой

Соня, в отличие от Раскольникова, не имеет выраженных талантов. Он отличается такими особенностями, как:

  • Искренность,
  • Тяжелая работа,
  • Простота.

Тяжелая работа не погубила Соню, не навлекла тьмы на ее душу. Соня оказалась натурой более настойчивой, чем Раскольников. Трудности жизни его не сломили.

Соня не умеет защищаться, поэтому ее очень легко обидеть. Доброта, целеустремленность и покорность — неотъемлемые характеристики образа девушки. Соня без колебаний отдаст ей последние деньги, свое последнее платье, чтобы помочь нуждающимся. И даже подробности образа жизни Сони не умаляли ее легковерия. Героиня искренне считает, что Лужин чист в намерении помочь деньгами.

Иногда такая доверчивость граничит с глупостью. Отчасти это связано с тем, что девочка необразованная. Жизненные трудности не позволили ей освоить ни профессию, ни науку. Никакого образования она тоже не получила. Но девушка быстро усваивает информацию. Он с интересом читает книги, когда появляется возможность.

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титульного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу из-за сокращения штата и с тех пор начал пить. Соня в детстве потеряла мать. Изначально Мармеладовы живут в глубине страны, затем переезжают в Санкт-Петербург, но и здесь отец не может найти работу.
4 года назад, когда Соне было 14, отец женился во второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, забрав ее с тремя детьми от первого брака:
«… Итак, я, сам вдовец, и у меня была четырнадцатилетняя дочь от моей первой жены, я протянул руку, потому что не мог смотреть на такие страдания. Судите сами, потому что до какой степени дошли ее несчастья, что она, образованная, воспитанная и с известной фамилией, согласилась пойти за мной!»
— Часть 1, Глава II
Юная Соня терпела множество оскорблений от горячей и раздраженной мачехи. Однако обид на несчастную девушку не имеет:
«Тем временем моя дочь тоже выросла, от первого брака, и то, что она, моя дочь, пережила только в результате взросления мачехи, я молчу. Потому что, хотя Катерина Ивановна полна великодушных чувств, дама горячая и раздраженная и остановится… Да, сударь!»
— Часть 1, Глава II
Раньше Соня работала швеей, но эта работа приносила ей небольшие деньги. Также был случай, когда ей вообще не платили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из бедности:
«Пятнадцать копеек в день, сударь, не получится, если она будет честной и не имеет особых талантов, да и то она работала не покладая рук! И даже тогда статский советник Клопштока Иван Иванович — вы соизволили послушать? — он не только еще не дал денег на пошив полдюжины голландских рубашек, но и с негодованием преследовал их, топая пальцами ног и называя это неприличным, под видом огромного воротника рубашки и косяка. А потом дети голодны…»
— Часть 1, Глава II
Мачеха ругала Соню за то, что она не приносит домой денег:
И вот Катерина Ивановна, заламывая руки, ходит по комнате, но на щеках появляются красные пятна — что всегда бывает при этой болезни: «Ты живешь, мол, ты, паразит, ты здесь, ешь и пей, и жарко », а что ты здесь пьешь и ешь, когда дети не видят корочки три дня
— Часть 1, Глава II
Катерина Ивановна в своих выражениях не стесняется и говорит, что Соня может даже пойти на панель, чтобы заработать:
«Ну, Катерина Ивановна, разве я могу такое сделать?» Экологическое сокровище!»
— Часть 1, Глава II
В итоге мачеха доводит Соню до того, что девушка идет продавать себя, чтобы заработать на хлеб для семьи:
«И я вижу, около шести Сонечка встала, надела платок, надела бугрусик и вышла из квартиры, а в девять — вернулась. Она пошла прямо к Катерине Ивановне и молча положила перед собой на стол тридцать рублей. Он при этом не сказал ни слова, хотя просто посмотрел, а просто взял наш большой зеленый платок из Дградедама (платок у нас такой обычный, старый), полностью накрыл им голову и лицо, и лежа на кровати лицом к стене, только ее плечи и все тело, я дрожу… И я, как и прежде, лег в таком же виде, сударь… И я тогда увидел, молодой человек, я увидел потом Катерина Ивановна тоже, не говоря ни слова, подошла к кровати Сонечки и весь вечер у ее ног встала на колени, целовала ноги, вставать не хотела, а потом они оба вместе заснули, обнимаясь друг друга .. обоих .. обоих .. да, сэр .. и я .. лежали пьяные, сэр.»
— Часть 1, Глава II
Согласно сообщению, Соня была вынуждена получить «желтый билет» — документ, заменяющий паспорт, дававший право заниматься проституцией на законных основаниях:
«По неблагоприятному случаю и по сообщениям неосведомленных людей, которых Дарья Францевна специально продвигала, обвиняя ее в том, что она экономит на ней с должным уважением, — с тех пор моя дочь Софья Семеновна вынуждена получать желтый билет.»
— Часть 1, Глава II
«Когда моя единственная дочь впервые поехала с желтым билетом, а потом и я пошел… (потому что моя дочь живет с желтым билетом, сэр…).»
— Часть 1, Глава II
«Еще она взяла желтый билет, потому что мои дети пропали от голода, она продалась за нас!..»
— Катерина Ивановна о Соне. Часть 1, глава III
Из-за позорной профессии Сони хозяйка и гости (в том числе Лебезятников, искавший ее местонахождение) вынудили Соню уйти из семьи и снять отдельную комнату на том же участке. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарную одежду и прятать глаза в землю от взглядов «честных женщин.
«С тех пор моя дочь Софья Семеновна была вынуждена получить желтый билет и не смогла остаться с нами по этому поводу. Хозяйке, Амалии Федоровне, она не хотела этого допустить (да и сама раньше помогала Дарье Францевне), да и господину Лебезятникову .. эээ… Именно из-за Сони у нее завязался этот роман с Катериной Ивановной. Сначала он пытался выбраться из Сонечки, а потом вдруг заговорили: «Как, мол, я, такой просвещенный человек, буду жить с этой в одной квартире?» Сонечка сейчас больше на закате, а Катерина Ивановна снимает и дает действенные средства…»
— Часть 1, Глава II
символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного Капернаумова. Это связывает Соню Мармеладову с образом евангельской проститутки Марии Магдалины из города Магдала близ Капернаума. С другой стороны, «питейные заведения» в просторечии назывались «Капернаи».
Это был типичный кондоминиум, жильцы которого, снимая квартиры у хозяина, в свою очередь сдавали комнаты другим:
«Он живет в квартире у портного Капернаумова, снимает у них квартиру, причем Капернаумов хромой и немой, и вся его большая семья тоже немая. И у его жены язык тоже завязан… Их ставят в комнату, а у Сони есть специальный, с перегородкой… Хм, да… Люди самые бедные и самые молчаливые…»
— Часть 1, Глава II
Несчастная Соня поддерживает всю семью: пьяного отца, чахоточную мачеху и троих детей. Для этого Раскольников называет его «колодцем», которым Мармеладовы уже привыкли:
«Ах да, Соня! Но какой колодец им удалось выкопать! и наслаждайтесь! Они это используют! И они к этому привыкли. Мы плакали и привыкли. Подлец ко всему привыкает!..»
— Часть 1, Глава II
Даже понимая, что деньги уходят Соне ценой унижений и страданий, отец не перестает пить и даже берет с нее деньги на выпивку:
«В конце концов, теперь он должен соблюдать чистоту. Эта чистота стоит своих денег, это особенное, понимаете? Вы понимаете? Ну, еще и сладостей там можно купить, сэр, нельзя; юбки накрахмаленные, что-то вроде обуви, более равнодушной, чтобы обнажить ногу, когда придется переходить лужу. Вы понимаете, понимаете, сэр, что означает эта чистота? Ну вот и я, кровный отец, эти тридцать копеек украл на похмелье! И пью! И я это уже выпила!..»
— Часть 1, Глава II
Соня считает себя нечестной девушкой и большой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она большая грешница, которая не заслуживает находиться в одной комнате с порядочными людьми. Сесть рядом с матерью Родиона или пожать Дуне руку — для нее табу. Она в нерешительности замирает на пороге родительского дома, боясь своим присутствием обидеть гостей, которые, как и она, пришли поприветствовать покойного Мармеладова. Мысль о позоре и бесчестии мучает ее:
«Честь! Ну, я .. бесчестный… Я великий, великий грешник! Ах, что ты сказал!»
— Часть 4, Глава IV
По словам Раскольникова, в жизни Сони поразительно сочетаются две противоположности: стыд и подлость своей профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой:
«Как в тебе сочетаются такой стыд и такая подлость с другими противоположными и святыми чувствами?»
— Часть 4, Глава IV
Но несмотря на ужасную ситуацию, в которой оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту своей души:
«Ведь этот стыд, конечно, коснулся ее только механически; истинный разврат не проник еще ни капли в его сердце: он видел это…»
— Часть 4, Глава IV
В конце концов, Соня Мармеладова осиротела: ее отец умирает от удара лошади на улице, а мачеха умирает от чахотки в день похорон мужа. Трое детей погибшей женщины отправлены в детский дом.

Знакомство с героиней

Автор не сразу знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой. Он появляется на страницах романа, когда уже совершено страшное преступление, два человека погибли, а Родион Раскольников загубил ему душу. Кажется, что исправить что-либо в его жизни уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и вернуло его к жизни.

У нас есть новинка от Сони Мармеладовой.

Впервые о Соне мы слышим из рассказа о незадачливом пьянице Мармеладове. На исповеди он говорит о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя своей старшей дочери.

Соня — сирота, единственная дочь Мармеладова. До недавнего времени он жил с семьей. Его мачеха Катерина Ивановна, несчастная больная женщина, была измотана голодом детей, сам Мармеладов выпил последние деньги, семья остро нуждалась. От отчаяния больная женщина часто раздражалась ерундой, устраивала скандалы, ругала падчерицу куском хлеба. Сознательная Соня решила на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь своей семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради своих близких. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до того, как он лично познакомился с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она, как безмолвное привидение, появляется на пороге своего дома во время смерти отца, раздавленная пьяным водителем. По натуре застенчивая, она не осмелилась войти в комнату, чувствуя себя злой и недостойной. Смешное, дешевое, но яркое платье указывало на его род занятий. «Кроткие» глаза, «бледное угловатое лицо, худощавое и неправильное» и вся внешность выдавали кроткую, робкую натуру, доходившую до крайней степени унижения. «Соня была невысокого роста, лет семнадцати, худая, но довольно блондинка, с красивыми голубыми глазами». Так она предстала перед глазами Раскольникова, так впервые видит ее читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешний вид человека часто обманывает. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая и слабая девушка считает себя большой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с порядочными женщинами. Ей неловко сидеть рядом с мамой Раскольникова, она не может пожать руку сестре, боясь их обидеть. Соню запросто может обидеть и унизить любой мерзавец, например Лужин или хозяйка. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих, она не может защитить себя самостоятельно.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» состоит из анализа ее действий. Физическая слабость и нерешительность сочетаются в ней с огромной душевной силой. Любовь находится в центре его существа. Ради отца он дает ему последние деньги за похмелье. Ради детей он продает душу и тело. Она ради Раскольникова идет за ним на каторгу и терпеливо переносит его равнодушие. Доброта и умение прощать выгодно отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не злит мачеху за ее искалеченную жизнь, она не смеет осуждать отца за его слабый характер и вечное пьянство. Он способен простить и пожалеть Раскольникова за убийство его возлюбленной Лизаветы. «Во всем мире нет никого несчастнее, чем ты», — говорит она ему. Чтобы таким образом справляться с пороками и ошибками окружающих вас людей, вы должны быть очень сильным и целостным человеком.

Откуда у слабой и униженной девушки столько терпения, выдержки и неиссякаемой любви к людям? Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой противостоять самой себе и протягивать руку помощи другим. «Кем бы я был без Бога?» — искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идет к ней за помощью и именно ей рассказывает о своем преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершенном убийстве, затем искренне раскаяться, поверить в Бога и начать новую счастливую жизнь.

Описание внешности

Особенности портрета Сони Мармеладовой не сразу появились на страницах романа. Автор впервые описал ее внешний вид, когда девочка молча подошла к двери своего дома после смерти отца, которого задавил пьяный водитель. По натуре она была застенчива и поэтому не решалась войти в комнату, считая себя злой и недостойной. Автор также дал описание внешности героини во время одной из сцен ее пребывания с Раскольниковым, когда она читала Евангелия:

Образ Сони Мармеладовой

  1. София всегда носила дешевую потрепанную одежду ярких цветов, что указывало на ее род занятий.
  2. Девушка носила нелепые украшения. Все платья Мармеладовой должны были привлечь ее будущих покупателей.
  3. Соня выглядела лет на 17. Раскольников, увидев ее впервые, описал внешность девушки цитатой: «Соня была невысокого роста, семнадцати лет, худая, но очень хорошенькая блондинка, с чудесными голубыми глазами».
  4. По словам автора, лицо девушки олицетворяло невинность и чистоту. При этом он не считал ее красивой, хотя всегда обращал особое внимание на ее глаза. Именно они сделали ее более добродушной и милой.

Достоевский часто называл Сонечку «стройным и маленьким существом». Эта цитата подчеркивает хрупкость и физическую слабость девушки.

Сочинение Образ Сони Мармеладовой (Преступление и наказание)

Образ Сони Мармеладовой поистине бессмертен. Он занимает особое место в классической литературе, являясь образцом доброты, сострадания и самоотречения. Глядя на нее, читатель получает ценное представление о чудесных явлениях, таких как божественная любовь и истинная вера в Бога.

Знакомство героини происходит не сразу. Героиня появляется уже тогда, когда Раскольников уже совершил свой роковой поступок и погубил собственную душу. Похоже, что Родиона ждет неминуемая смерть и с этим ничего не поделать. Но однажды судьба подарила ему прекрасное знакомство с неординарной девушкой, которая полностью меняет его жизнь.

Первое упоминание о Соне мы слышим из уст отца, когда она говорит о своем бедственном положении, бедности и глубокой нужде. Говоря о семье, Мармеладов тепло и благодарно называет имя Сонечки, своей единственной дочери. Его жена Катерина Ивановна была несчастной и больной женщиной, которая давала ей последние силы, чтобы заработать хоть немного денег, в то время как отец семейства пил заработки. Тяжелые жизненные обстоятельства негативно отразились на характере Катерины Ивановны, которая стала раздражаться глупостью, возмущаться, обвиняя падчерицу в материальной нужде. И тогда Соня, чтобы хоть как-то помочь семье, решила пожертвовать собой и начала заниматься проституцией.

Услышанный рассказ произвел на Раскольникова сильное впечатление, оставив яркий след в его несчастной душе.

Автор не спешит раскрывать внешность героини. Впервые описывается внешний вид Сони, когда она возвращается домой в день смерти отца. Скромная и чуткая по натуре, она не осмелилась войти в комнату, считая себя недостойной и оклеветанной.

В первую очередь автор указывает на стиль одежды Сони — дешевое и нелепое, но яркое и вызывающее платье, характерное для такого рода занятий. Лицо у нее было бледное и худое, взгляд мягкий, все в ней говорило о душевной боли и свидетельствовало о сильнейшем чувстве унижения. Она была похожа на девушку лет 17, невысокую, стройную и довольно симпатичную девушку с красивыми голубыми глазами.

Образ Сони Мармеладовой полон противоречий: с одной стороны, она хрупкая и слабая, с другой — считает себя ужасной грешницей, присутствие которой рядом с другими людьми их оскорбляет. Ее так легко обидеть, она беззащитна перед жестокостью других. При этом физическая слабость и неуверенность соседствуют с большой внутренней силой, в основе которой лежит любовь — к отцу, к детям, к Раскольникову — любящая и бескорыстная любовь. Доброте и состраданию этой девушки нет предела. Никто не может так простить, как она. Он простил мачеху, не решился обвинить отца в его слабости и бесконечном желании пить. Сочувствую Раскольникову, искренне жалею его. На это способен только по-настоящему сильный человек, цельный человек.

Но откуда в такой хрупкой девушке эта невероятная сила? Соня спасена, она ведет к свету, а ее бескорыстная вера в Бога помогает вести к нему других. Неудивительно, что именно Раскольников приходит к ней с раскаянием и мольбой о помощи. Вера Сонечки побуждает главного героя к признанию своего ужасного поступка, к покаянию и собственной вере в Бога, что в конечном итоге возвращает Раскольникова к жизни.

Характеристика и образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского

Интересные факты

  • Первого ребенка Достоевского назвали Соней. Девушка умерла через пару месяцев после рождения.
  • В Санкт-Петербурге героиня жила в здании бывшей казны. Это настоящий дом. Точный адрес Сони — набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель Purulent использует имя главного героя «Преступления и наказания» в качестве псевдонима».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня конфликтует с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но безупречной любви Лужина.

Цитаты

«Ты отвернулся от Бога, и Бог победил тебя, Он предал тебя дьяволу!»

«Страдание принять и искупить себя этим — вот что вам нужно…»

«… И всем вслух сказать:« Я убил! «Тогда Бог снова пошлет тебе жизнь. Пойдёшь? Пойдёшь?..»

«Потому что это ты сделал с собой! Нет, теперь ты несчастнее всех на свете!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девочки — старик, мало зарабатывает и любит выпить. Мама Сони давно умерла, девочку воспитывала мачеха. Новая жена отца испытывает смешанные чувства к падчерице. Вся неудовлетворенность неудачной жизнью, которую Катерина Ивановна выхватывает у невинной девушки. При этом женщина не испытывает ненависти к юному Мармеладу и старается не обделять девушку вниманием.

Образования Соня не получила, так как, по словам отца, умом и остроумием не отличается. Уверенная в себе и добродушная героиня слепо верит в Бога и покорно служит интересам супругов Мармеладовых и детей мачехи от первого брака.

Девочке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы детской: светлые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать красивой, но ее голубые глаза были такими ясными, а когда они оживились, выражение ее лица стало таким добрым и наивным, что это невольно привлекло ее».

Семья живет в глубинке России, но после потери постоянного заработка отца Мармеладовы переезжают в Санкт-Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством сотрудников. Поддержка семьи полностью ложится на Соню.

Оставшись без средств к существованию, девушка видит выход: бросить работу швеей, приносившую слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдную наживу девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от семьи, снимает комнату у семейного портного:

«… Моя дочь Софья Семеновна была вынуждена получить желтый билет и не смогла по этому поводу остаться с нами. Хозяйка Амалия Федоровна этого не хотела».

Девушка легкого поведения получила от правительства «желтый билет» — документ, подтверждающий, что девушка продавала тело. Даже позорная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович умирает под копытами кареты лошади. В суете девушка впервые встречает Раскольникова. Мужчина уже знает девушку заочно — старший Мармеладов во всех подробностях рассказал Родиону о непростой судьбе Сони.

Материальная помощь незнакомца (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня идет поблагодарить человека. Так сказываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изолированными от общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска циничного холода, за которой прячется главный герой, падает и перед чистой Соней предстает настоящий Родион:

«Все изменилось внезапно; его дерзкий и беспомощно провокационный тон исчез. Даже мой голос внезапно ослаб…»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье его мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и Соня заботится о младших членах семьи. Помощь к девушке приходит неожиданно: г-н Свидригайлов устраивает детей в детский дом и предлагает юному Мармеладову безбедное будущее. Так ужасно сложилась судьба Сони.

Но желание принести жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать заключенного в ссылку. Девушка не боится, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и альтруизм исцелят и направят Родиона на правильный путь.

В Сибирь, куда отправляется главный герой, Соня находит работу швеей. Позорная профессия осталась в прошлом и, несмотря на холодность молодого человека, Соня остается верна Родиону. Терпение и вера девушки приносят плоды: Раскольников понимает, насколько ему нужна Мармеладова. Наградой для двух раненых душ было общее счастье, пришедшее после искупления грехов.

Образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой: сравните

Изображения Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой
Изображения Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Персонажи чем-то похожи. С одной стороны, оба грешники. Но с другой стороны, они оба пытались сделать этот мир лучше и сделать жизнь счастливее. Пока Соня продавала себя, чтобы прокормить родственников, Родион решил убить плохую старуху, которая постоянно его мучила и мешала ему жить. Вот сравнение образов Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой:

А главное отличие состоит в том, что Соня видит смысл в толерантности и вере в Бога, а Раскольников считал, что человек — сам себе Бог, что он может казнить и помиловать. Увы, его теория провалилась. Ведь за каждое преступление рано или поздно наступает наказание. Кроме того, героев объединяет бедность, щедрость и стремление к справедливости.

Таблица сравнения изображений этих персонажей:

Характерная черта Раскольников Соня
Семья У мальчика нет отца. У него есть мама и младшая сестра Мать девочки умерла. Есть пьющий отец, мачеха, сводный брат и две сестры. Чтобы не дать детям умереть с голоду, ему приходится совершать непристойные поступки.
Образование и происхождение Буржуйский. Бывший студент — юрист, который многого добился бы в этой области, если бы не бросил университет. Он знает немецкий. По его мнению, его отчислили со старших курсов (начиная с 3-х). Мещанин, но в вузах не учился. Однако он любит читать
Возраст 23 18
Финансы Очень бедный молодой человек Бедная девочка, но честная
Изображение Красивый молодой человек, стройный, темные глаза, темные волосы Невысокая блондинка с голубыми глазами, худенькая
Рост Немного выше среднего (от 180) Низкий рост (от 150 до 160)
Способ говорить Громко и решительно. Исключение — когда он болен Спокойный голос, шепот
Одежда Бедный, почти в клочья Так же
Особняк Сравните с гробом или хижиной По сравнению с сараем
Навыки, таланты она имеет У нее нет
Доброта, щедрость там есть там есть
Гордость, высокомерие там есть нет
Храбрость смелый застенчивый
Умение постоять за себя Он умеет реагировать, требует уважения Все страдает
Терпение нет там есть
Отношение к обществу людей Он не любит быть среди людей Страх людей
Вера в Бога атеист верующий
Преступление Совершил убийство Она совершила моральное преступление против себя
Страдания Выжил много Я через многое прошел
Отношение к себе Считает себя мерзавцем, недостойным любви Считает себя большой грешницей, недостойной быть в приличном обществе

Как видите, у Раскольникова и Сони есть общие и диаметрально противоположные характеристики. Однако присутствие девушки в жизни Раскольникова не зря. Ведь она заставляет его изменить мировоззрение, в результате чего он понимает, что вся его теория — огромная иллюзия.

5 вариант

Один из шедевров русской литературы — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. И один из самых удивительных персонажей — Соня Мармеладова. Автор представляет читателю образ восемнадцатилетней девушки с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее нежная и женственная натура, подверженная сильным жизненным переживаниям, обусловлена ​​трагической судьбой героини.

Соня живет в семье, где ее отец не работает и злоупотребляет алкоголем, у нее нет матери, только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего есть. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы хоть немного заработать на семью.

Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она принесла эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает за свою работу, не приходит домой, приносит отцу деньги и снова ходит на работу.

Но это низкое занятие не сломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два класса: одни, по его мнению, должны править миром, а вторые — просто трепещущие создания, которых не нужно уважать.

Соня этого мнения не разделяет, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, поэтому она готова искупить свою вину и вывести Раскольникова на истинный путь.

На примере главного героя романа «Преступление и наказание» автор показывает читателям, в чем заключаются положительные черты человеческого характера. Это Соня Мармеладова, у которой настолько антиморальная профессия, что у нее высокие духовные качества.

На протяжении всего романа она рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как искупить свою вину перед людьми и перед Богом.Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы упорного труда и искренне раскаивается в нем действие.

Это покаяние дает облегчение его душе, он может жить и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он сожалел о совершенном преступлении и полностью изменил свое отношение к жизни и людям.

Соня Мармеладова, это именно герой произведения, которая может помочь не только себе, но и всем окружающим достичь пути спасения через веру в Бога и всепоглощающую любовь к людям. Он так искренне общался с Раскольниковым, что смог стать немного добрее и легче смотреть на жизнь.

Сама Соня страдала душевными муками, так как не могла себе простить того, что ей приходилось работать в борделе. Но благодаря своей вере в Бога и сильному духу Соня выдержала все эти мучения и встала на истинный путь. И это помогло не только ей самой, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Родион Раскольников считается главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», так как в основе сюжета — криминальная история героя. Но роман невозможно представить без образа Сони Мармеладовой. Отношение, убеждения и поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Полностью искупить свой грех всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорбленная», не «дрожащая тварь» по теории Раскольникова, а порядочный человек, который оказался намного сильнее главного героя. Пройдя все испытания и страдания, Соня не утратила своих основных человеческих качеств, не изменилась и пережила счастье.

Моральные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистичной теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей девушки, герой получает право на счастье. Любимая героиня Федора Михайловича Достоевского — воплощение его сокровенных помыслов и идеалов христианской религии.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского — символичен он: что символизирует этот женский образ, воплощением чего является (гордости, пошлости)?

Образ Сони Мармеладовой
Образ Сони Мармеладовой

Символичен ли образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского? Что символизирует, что олицетворяет (гордость, пошлость)? Такие вопросы могут задать преподаватели учебного заведения ученикам или ученикам школ. Конечно, чтобы ответить, нужно прочитать произведение целиком. Но что делать, если на это нет времени? Ниже вы найдете описание изображения и ответы на эти вопросы. Вот последствия этого типа женщин для общества и отдельных людей:

Образ Сони Мармеладовой — символ смирения. Несмотря на то, что девушка мало что увидела в жизни, она верит в Бога, искренне любит его и смиренно принимает все удары судьбы. Конечно, в душе ей больно и оскорблено, но она не позволяет себе распоряжаться чужими судьбами (как Раскольников), потому что считает, что не имеет на это морального права.

Соня отличается жертвенностью и добротой. Несмотря на ее не очень приличную деятельность, ее можно назвать настоящей христианкой. Нет причин сомневаться в его вере. Главное для героини — ответственность перед Господом. Человек должен по возможности прожить свою жизнь, чтобы на смертном одре не стыдился своих поступков.

То, что профессия девушки довольно пошлая, заставляет усомниться в ее способности оказаться на небесах. Но есть еще одно смягчающее обстоятельство: он делает это, чтобы прокормить семью. Учение Сони — смирение и прощение обидчиков и жестокой судьбы. При этом Раскольников был полон жестокости, обиды и мести, которые разразились и привели к кровавой трагедии. Но тот факт, что убийство никому ничего не доказало, заставляет усомниться в его правилах и считает теорию Sony более верной.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, был снят в 1909 году. Роль верной соратницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сам фильм давно утерян, копий фильма нет. В 1935 году американские режиссеры сняли собственную версию трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриан Марш.

В 1956 году французы показали свое видение драмы растерянного человека. Роль Сони исполнила Марина Влади, но в экранизации имя главной героини было изменено на Лили Марселен.

В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссером картины стал Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Фильм вошел в программу Венецианского кинофестиваля.

В 2007 году вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила Полина Филоненко.

Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия — отсутствие у Родиона Раскольникова человеческих чувств. Герой одержим гневом и ненавистью. Раскаяние никогда не трогает сердец главных героев.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений