История создания комедии Ревизор, когда была написана, факты

Этапы создания произведения

Спектакль рассказывает о приезде в районный город младшего офицера Хлестакова. Погрязшие в коррупции местные власти ждут проверки из Санкт-Петербурга. Ивана Александровича принимают за аудитора и не спешат опровергать их домыслы. Существует несколько версий истории создания Гоголем «Ревизора.

Замысел и сюжет

История создания ревизора Гоголя

Считается, что сюжет известной комедии Гоголю подсказал его друг А.С. Пушкин. В 1835 году Николай Васильевич писал поэту о своем желании создать комедию. В своем сообщении он попросил идею. По одной из версий, Александр Сергеевич рассказал другу о своей поездке в Нижний Новгород. Здесь поэт собирал сведения о восстании Э. Пугачева. Местный губернатор генерал Бутурлин принял Пушкина за высокопоставленного чиновника.

По другой версии, Александр Сергеевич рассказал Гоголю историю журналиста-редактора Павла Свиньина. В Бессарабию приехал предприимчивый человек, который сознательно выдал себя за столичного чиновника. Издатель быстро поселился на новом месте, но через время его обнаружили. Первые читатели «Ревизора» сразу заметили сходство Хлестакова и Свиньи.

Историки и писатели неоднократно поднимали вопрос о том, кто написал «Ревизора». Ведь письма Гоголя к Пушкину были написаны всего за 2 месяца до публикации произведения. Некоторые литературоведы считали, что Александр Сергеевич отправил большую часть текста другу, а Николай Васильевич только доработал его. Эта версия не подтверждена самими авторами.

История создания комического аудитора

К тому же тема генерального инспектора не была оригинальной. Еще до премьеры спектакля были опубликованы и другие подобные романы и стихи:

  1. «Роланд фуриозо» А. Вельтмана.
  2. «Гость из столицы, или суматоха в районном городе» Г. Квитка.
  3. «Провинциальные актеры» А. Вельтмана.

Работы других авторов не пользовались большой популярностью. Но «Ревизор», созданный Н. В. Гоголем, стал еще одним литературным шедевром.

Процесс доработки

Написание произведения заняло всего 2 месяца. В январе 1836 года Николай Васильевич впервые представил «Ревизора». Произошло это на творческом вечере в доме В.А.Жуковского. В мероприятии приняли участие видные общественные деятели, писатели и поэты, в том числе:

История создания аудитора

  • А.С. Пушкин;
  • И.С. Тургенев;
  • П.А.Вяземский.

Новое произведение понравилось слушателям, но большинству не удалось понять глубокий смысл, заложенный автором. В «Ревизоре» они увидели классический «ситком», публика не нашла сатиры на российскую власть и провинциальное светское общество. Для постановки пьесы Гоголю нужно было составить пояснительную записку, в которой кратко описывалась суть произведения, особенности характеров персонажей. Окончательная версия Генерального инспектора, как известно современным читателям, вышла только в 1842 году.

Постановки в театре

Николай I не сразу дал разрешение на показ спектакля, так как увидел в нем критику действующей власти. На решение императора повлиял близкий ко двору В.А.Жуковский. Первое театрализованное представление генерального инспектора состоялось 19 апреля 1836 года.

Кто написал рецензент

В спектакле Александринского театра в Санкт-Петербурге приняла участие вся императорская семья и высшее общество северной столицы. Премьера спектакля вызвала огромные эмоции. Официальные лица охарактеризовали эту работу как «клевету и фарс». Николаю 1 постановка понравилась. Сам Н.В. Гоголь был крайне недоволен. По его словам, спектакль оказался примитивной комедией, его основные идеи не раскрылись. Больше всего автору не понравилась игра актеров, которые не могли показать характер персонажей.

Николай Васильевич был так расстроен, что отказался от участия в постановке спектакля в Москве. Но премьера «Ревизора» в столице все же состоялась 25 мая 1836 года. Билеты на эту дату были куплены за несколько дней.

Интересный факт связан с постановкой «Ревизора» в театре. Побывав на премьере спектакля, Николай I приказал написать аналогичную пьесу, но с другим финалом. Распоряжение императора выполнил Д. Цицианов, работа получила звание «Настоящий инспектор». Действие происходило в уездной резиденции, но в финале злобные чиновники были наказаны властями государства, то есть императором. Такой исход событий казался Николаю I более приемлемым. «Настоящий инспектор» не имел успеха в театрах, а произведения Гоголя ставились не только в России, но и за рубежом.

О чем?

Действие происходит в уездном центре, который, разумеется, не имеет названия, что символизирует любой город, а значит, и Россию в целом. Мэр Антон Антонович Сквозник-Дмухановский получает письмо от аудитора о том, что он может приехать в город под прикрытием с чеком в любое время. Новость буквально задевает уши всех жителей, имеющих дело с бюрократической службой. Недолго думая, напуганные горожане сами находят претендента на роль крупного петербургского чиновника и всячески пытаются ему льстить, умилостивить высокопоставленного человека, чтобы он согласился на их грехи. Комичность ситуации добавляет и то, что произведший такое впечатление на окружающих Иван Александрович Хлестаков до последней минуты не догадывается, почему все так вежливо относятся к нему, и только в конце начинает подозревать, что он был принят за кого-то другого во всех аспектах важного человека.

Любовный конфликт также вплетен в холст общей сказки, также рассказанной в фарсовой манере и построенной на том факте, что участвующие в нем девушки, преследуя свои собственные преимущества, стараются помешать друг другу достичь его, и подстрекатель при этом не может выбрать одно из двух, которые я буду.

Период написания и признания

Гоголь на вечере Жуковского

История создания «Ревизора» Гоголя началась в октябре 1835 года и закончилась в ноябре того же года. За 2 месяца писателю удалось создать шедевр, который остается актуальным и сейчас. Готовое произведение было прочитано в январе 1836 года. Первое состоялось вечером у Жуковского в присутствии самых известных писателей того времени. Также на мероприятии присутствовал «подсказчик» идеи. Практически все присутствующие, в том числе и Пушкин, были в восторге от работы. Но было трудно уловить всю историю.

Сам автор говорил о своем «изобретении», которое он хотел собрать в одном произведении все плохое в России, которое он знал. Он знал о многих несправедливостях, которые хотел осветить в истории. Цель игры была очевидна: беспощадное высмеивание чиновников с примесью очищающей сатиры, служившей орудием борьбы с несправедливостью, трусливым поведением чиновников.

Но такое глубокое значение не было замечено коллегами по сценарию, которые смогли увидеть в своих работах только качественный «ситком», о котором они говорили в своих критических ответах. Производство также могло быть показано только после одобрения надежности игры с императором.

Акт первый

Хлестаков Иван Иванович со своим верным слугой Осипом направляется из Петербурга в Саратов и, проезжая через районный город N, решает отдохнуть от дороги и свернуть на бумаги. В результате несчастный проигрывает и остается без гроша в кармане.

Между тем руководство города, погрязшее до ушей в хищении сокровищ и взяток, в ужасе ждет приезда сурового инспектора. О приезде важного человека мэр Сквозник-Дмухановский узнал из полученного письма. Антон Антонович устраивает у себя дома собрание чиновников, читает письмо и раздает им инструкции. Состоятельные Добчинский и Бобчинский города, случайно узнав о новом госте гостиницы Хлестаков, приходят к выводу, что он сам инспектор. Помещики в панике сообщают об этом Антону Антоновичу. Начинается равномерная суета. Все, у кого есть «клеймо в ружье», начинают лихорадочно прикрывать свой бизнес, а сам мэр после долгих дискуссий решает встретиться с инспектором лично.

Кстати, ужас чиновников понять несложно: история создания комедии Гоголя «Ревизор» говорит о том, что на момент написания этого произведения все очень боялись аудиторов. Этот страх был непреодолимым, и тем не менее власть имущие и чиновники продолжали грешить и воровать, оказавшись буквально на острие бритвы. Неудивительно, что гоголевские герои запаниковали — никто не хотел быть наказанным.

Гоголь. Все произведения

  • Накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе у Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Свадьба
  • Заколдованное место
  • Дневник безумца
  • Иван Федорович Шпонька с тётей
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тараса Бульбы
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Бродяга
  • Король удивлен
  • Майская ночь или утонувшая женщина
  • Мертвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Канун Рождества
  • Истории Петербурга
  • Сказка о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшее письмо
  • Аудитор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Землевладельцы Старого Света
  • Ужасная месть
  • Тарас Бульба
  • Пальто

Премьерный показ

Премьера первого спектакля состоялась в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Актерский состав, их игра, неумение передать авторскую идею — все это крайне разочаровало писателя. Он быстро понял, что зрители не понимают сатиры или просто боятся играть образами по комедии. Спектакль звучал как водевиль с примитивным юмором. В то же время автору понравилась пьеса Сосницкого, исполнившая роль губернатора. Он почувствовал истоки сатиры и прекрасно передал замысел автора.

Роль мэра

Несмотря на плохую постановку, по словам Гоголя, спектакль вызвал бурную реакцию публики (довольно неоднозначную). Люди у власти сразу почувствовали некое издевательство над собой. «Верх» во главе с Николаем I назвал произведение фарсом, ложью, нереальностью. По этой причине Николаю Васильевичу Гоголю неоднократно приходилось вносить изменения в текст. По сей день в театральных постановках используется версия 1842 года.

Первая премьера «Ревизора»

Первая версия спектакля была впервые показана в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актеры либо не понимали сатирической направленности спектакля, либо боялись действовать в соответствии с ней; шоу получилось слишком водевильным, примитивным комиком. Только И.И. Сосницкому, сыгравшему роль губернатора, удалось передать замысел автора, внести в картину сатирические нотки. Однако даже в столь далекой от авторского желания форме спектакль вызвал бурную и неоднозначную реакцию. Обличенная Гоголем «верхушка» компании все же чувствовала себя смешной; спектакль объявлен «невозможным, клеветой и фарсом»; по неподтвержденным данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, сказал: «Ну, это игра!

Все это понимали, но я воспринял это больше ». Хотя эти слова на самом деле не были произнесены, они хорошо отражают то, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

И, тем не менее, самодержцу комедия понравилась: рискованная комедия допущена к дальнейшим постановкам. Принимая во внимание собственные наблюдения по игре, а также комментарии актеров, автор неоднократно вносил изменения в текст; Создание пьесы Гоголя «Ревизор» в окончательной редакции продолжалось много лет после первой постановки. Последнее издание игры датируется 1842 годом — это версия, известная современному читателю.

Муки творчества и удачный финал

Во время сочинения пьесы Гоголь испытал на себе все грани мук творчества: в рассказе литературоведов о создании Генерального инспектора говорится о том, что писатель даже хотел оставить свое произведение незавершенным. Николай Васильевич часто писал Пушкину о своих мучениях, но настойчиво призывал его закончить работу. Гоголь последовал совету Александра Сергеевича и уже в 1034 году в доме Василия Жуковского прочитал свое творение Пушкину, Вяземскому, Тургеневу и другим писателям. Спектакль вызвал необычайную радость у зрителей и впоследствии был поставлен на сцене. Так развивалась история создания комедии «Ревизор», сюжет которой мы кратко опишем в этой статье.

Сюжет, подсказанный Александром Сергеевичем

Тема, которую Пушкин предложил Гоголю в качестве основного сюжета пьесы, на самом деле произошла с редактором журнала «Отечественные записки». Потом Свинин был в Бессарабии. Есть 2 версии того, какой рассказ Пушкина был взят за основу:

Пушкин предложил Гоголю сюжет

  1. История П.П. Свинина, которого в одном из уездных городков местные чиновники приняли за государственного инспектора.
  2. Рассказ писателя о жизненной ситуации, когда Александра Сергеевича по приезду в Нижний Новгород приняли за аудитора. Затем он приехал, чтобы собрать достаточно материала о восстании под предводительством Пугачева.

Полученной информации было достаточно, чтобы Гоголь воплотил идею, культивировавшуюся годами. Анекдотические ситуации (по отдельности или в сочетании) стали основой сюжета.

Знаменательная встреча

История создания спектакля «Ревизор» восходит к 1834 году. Гоголь был уверен, что за жанром комедии будущее русской литературы. Он решает обсудить это с Александром Сергеевичем Пушкиным, а тот, в свою очередь, рассказывает ему историю-анекдот о лжерецензенте, который приехал в город Устюжну и классно ограбил всех его жителей. Рассказа о создании гоголевской комедии «Ревизор» не существовало бы, если бы не эта знаменательная встреча.

Пушкинский рассказ об умелом мошеннике необычайно поразил Николая Васильевича, и он решил написать по нему пьесу, в результате чего получилась остросюжетная комедия на 5 действий. Кстати, тема комедии в то время была необычайно актуальной — время от времени появлялись новости о том, что в разных уголках России смелые и предприимчивые господа, прикидываясь аудиторами, грабят людей до мозга костей. Кстати, история создания «Ревизора» Гоголем отражена и в наши дни. Достаточно провести параллели.

Интересные факты о создании

Во время написания пьесы Гоголь работал над поэмой «Мертвые души». Таким образом, отличительной чертой авторской стилистики была склонность к преувеличению характеристик русской действительности. Писатель решил показать в комедии реальные сатирические события того времени. Николай Васильевич написал «Ревизора» под влиянием пушкинского рассказа. У нее тряслась рука, ей не терпелось поработать, а сама идея родилась на несколько лет.

Истории комедии предшествовало произведение «Женитьба», в котором автор уже умело применил технические сатирические характеристики. В то же время работа не была лишена реалистичности событий, которые могли происходить в то время.

В 1835 году (это дата, указываемая авторитетными источниками) Николай Васильевич написал письмо Пушкину, в котором просил вдохновения и выбора подходящего сюжета для комедии в пяти действиях.

Темы

Политические вопросы

: произвол, кумовство и растраты во властных структурах. В поле зрения автора попадает провинциальный город N. Отсутствие названия и территориальных указаний сразу наводит на мысль, что это собирательный образ. Читатель сразу знает ряд проживающих там чиновников, поскольку именно им интересна эта работа. Это все люди, которые полностью злоупотребляют властью и используют свои служебные обязанности только в своих интересах. Жизнь чиновников города N складывалась давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает созданный ими порядок, основу которого заложил сам мэр, до тех пор, пока не возникнет реальная угроза суда и репрессалии за их произвол, который вот-вот обрушится на них в лице аудитора. В этом эссе мы поговорили на эту тему более подробно.

Социальные вопросы

… Попутно спектакль затрагивает тему вселенской человеческой глупости, которая по-разному проявляется у разных представителей человеческого рода. Таким образом, читатель видит, как этот порок приводит некоторых персонажей пьесы в различные любопытные ситуации: Хлестаков, воодушевленный единственной в жизни возможностью стать тем, кем хотел бы быть, не замечает, что его легенда написана с большой буквы вилы в воде и вот-вот обнажатся; мэр, сначала напуганный до глубины души, а затем столкнувшийся с искушением обратиться к таким же петербуржцам, теряется в мире фантазий о новой жизни и оказывается неподготовленным к эпилогу этой необыкновенной истории.

Немного биографии

Великий классик русской литературы родился 20 марта 1809 года в Сорочинцах (Полтавская область). Отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич, был государственным служащим и совмещал свою деятельность с театром и писательством. Его любимым занятием было написание сценариев для домашних шоу. Именно отец привил юному Николаю любовь к литературе, а отчасти история создания «Ревизора» и других гениальных произведений Гоголя началась именно в детстве Николая.

Мать Николая Васильевича Гоголя Мария Ивановна была вдвое старше мужа. Пара поженилась, когда невесте было всего 14 лет. Она была очень привлекательной женщиной, верившей в мистицизм и оккультные науки.

Всего в семье было 12 детей, шестеро из которых умерли при рождении или в младенчестве. Первые двое детей были мертворожденными, а Гоголь был третьим ребенком, страдающим и желанным, первым здоровым рожденным…

Жанр и направление

«Генеральный инспектор» — это спектакль, сюжет которого — жизнь российской бюрократии. Это сатира на обычаи и порядки, сложившиеся среди людей, принадлежащих к этому кругу. Автор умело использует в своем творчестве элементы комикса, придавая им как поворотные моменты, так и систему персонажей. Он жестоко высмеивает нынешнее состояние общества, затем открыто шутит над событиями, которые иллюстрируют действительность, а затем смеется втайне.

Гоголь работал в направлении реализма, главным принципом которого было показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Это, с одной стороны, облегчало писателю выбор тематики произведения: достаточно было подумать, какие проблемы актуальны для общества в данный момент. С другой стороны, перед ним стояла непростая задача описать реальность таким образом, чтобы читатель узнал ее и себя в ней, поверил словам автора, а сам, погрузившись в атмосферу дисгармонии действительности, заставил себя осознают необходимость изменений.

Мнение критиков

Творчество Н. В. Гоголя вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В основном критиковалось происхождение сюжета. Злодеи автора утверждали, что в игре нет ни одного правдоподобного героя. Например, мэр поразил публику своей наивностью. В ожидании приезда инспектора он не попросил у Хлестакова проездной документ, подтверждающий полномочия чиновника. Персонажи получились слишком комичными, далекими от реальности. Возмущение вызвало и то, что в комедии нет ни одного положительного героя.

Отзывы об аудиторе

Но положительных отзывов стало больше. Произведение было высоко оценено лучшими литературными деятелями XIX века:

  1. В. Белинский.
  2. П. Вяземский.
  3. К. Аксаков.
  4. В. Одоевский.

«Генеральный инспектор» продавался в виде крылатых фраз, а имена персонажей стали нарицательными. В начале 20 века работа была включена в обязательную школьную программу. Творчество Н. В. Гоголя — безусловный шедевр русской литературы.

История создания комедии «Ревизор»

Сюжет «Ревизора», по свидетельству Гоголя, дал ему Пушкин. В своей пьесе Гоголь изобразил жизнь и обычаи уездного города, разоблачил злоупотребления и недостатки тогдашней провинциальной бюрократии.

Само правительство постоянно борется с этими злоупотреблениями: коррупция, хищения, произвол, и русская литература уже давно оказывает ему посильную помощь в этой борьбе, высмеивая и осуждая эти недостатки, но генеральный инспектор отличается от них значительной артистической силой чего бывшим сатирикам обычно не хватало.

В этом смысле комедию Гоголя можно сравнить разве что с «Горе от ума». Лица, изображенные в «Инспекторе», не являются воплощением какой-либо господствующей страсти или порока: это довольно живые фигуры, изображенные с поразительной психологической правдивостью, каждая из которых наделена отличительными чертами и различными характеристиками.

Общим для всех интровертов является их глубокое невежество и незнание своего долга, но каждый из них имеет эти характеристики по-разному.

Оригинальные эскизы генерального инспектора датируются 1834 годом; сценический текст был завершен в начале декабря 1835 года, а первое исполнение «Ревизора» в Санкт-Петербурге состоялось 19 апреля 1836 года.

Спустя некоторое время «Ревизор» появился в печати, и Гоголь не переставал ее переделывать до 1842 года.

Гоголь и Погодин жаловались на всеобщее преследование «генерального инспектора»: «Я не злюсь, что враги ругают литературные таланты, продажные, но мне грустно за это всеобщее невежество, которое гонит столицу, грустно, когда видишь что глупое мнение опозоренного и оплеванного писателя действует на него самого и берет их за нос.

прискорбно видеть, в каком плачевном состоянии все еще находится писатель. Все против него, и ему нет равных… На сцену выводят негодяев, и все злятся: «Зачем выводить негодяев на сцену?» Негодяи злятся, но те, кого я совсем не знал, злятся на негодяев. Я сожалею об этой невежественной раздражительности, признаке глубокого упрямого невежества, излитого на наши классы».

Однако Гоголь ошибался, считая, что против него восстали «все слои общества». Уже во время первой постановки спектакля значительная часть зрителей восторженно встретила ее горячими аплодисментами.

В передовых и прогрессивных кругах комедия воспринималась как необычайно значимое явление не только в литературе, но и в развитии общественной мысли; Белинский и его приближенные подняли его значение до революционера.

Не только Белинский дал высокую оценку «Ревизору», для чего Гоголь стал знаменем развития нового прогрессивного направления в русской литературе.

Редактор «Moscow Observer» Андросов писал в письме Краевскому: «Пожалуйста, при встрече поблагодарите уважаемого Гоголя за то, что он прислал своего генерального инспектора: для меня это чудо. В пятой книге вы прочтете мою рецензию на эту комедию: мы подняли разные голоса, как приятные, так и горькие для автора. Но как многие могут это понять: это комедия сущностей, а не людей, комедия типов, а не отдельных лиц. Чудо … »

Позднее А.И. Герцен в своем труде «О развитии революционных идей в России» так охарактеризовал значение «Ревизора» в истории развития русской общественной мысли: «Такого всеобъемлющего курса в России еще никто не читал патологическая анатомия русского офицера перед ним (Гоголя). С улыбкой на губах он проникает в самые сокровенные изгибы этой нечистой и злой души».

Проблемы

Комедия направлена ​​на высмеивание конкретных пороков людей, занимающих высокое положение в службе. Жители города не брезгуют ни коррупцией, ни растратами, они обманывают простых жителей, грабят их. Корыстолюбие и произвол — извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» всегда остается актуальной и злободневной игрой.

Гоголь касается не только проблем определенного класса. Найдите пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы отчетливо видим жадность, лицемерие, обман, пошлость и склонность к предательству. В людях обычного города автор находит рабскую зависимость от начальства, плебейскую ограниченность, готовность смириться и льстить себе ради сиюминутной выгоды. Читатель может различить все стороны медали: там, где царит тирания, там не менее постыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. Вот где несправедливая сила черпает свою силу.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений