Кабаниха — биография, внешность и воспитание, значение имени, цитаты

Содержание
  1. История создания
  2. Различное понимание старины Кабанихой и Катериной
  3. Вариант 3
  4. Сочинение на тему Кабаниха
  5. «Гроза»
  6. Характеристика Кабанихи другими героями
  7. Кабанов
  8. Варвара
  9. Катерина
  10. Кулигин
  11. Кудряш
  12. Биография
  13. Семейная деспотия
  14. Консерватизм
  15. Кабаниха
  16. История создания героя
  17. Описание героя
  18. Роль героя в произведении
  19. Развитие героя по мере сюжета
  20. Отношение автора к герою
  21. Экранизации
  22. Немилосердие – общая черта Кабанихи и Дикого
  23. Экранизации
  24. Значение имён и фамилий
  25. Марфа Игнатьевна и Катерина
  26. Отношение с окружающими
  27. Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Гроза
  28. Кабаниха способствовала суициду Катерины
  29. Интересные факты
  30. Кабаниха в речи посторонних людей
  31. Цитаты
  32. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, портрет в цитатах
  33. Характеристика личности Кабанихи
  34. Семья и отношение к родным
  35. Стремление купчихи – подчинить ближних

История создания

Пьеса «Гроза» впервые была опубликована в 1860 году. Писателю было предложено написать оперу из личной драмы, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил черты тирана, деспота и тирана. Писатель специально не описывает подробностей внешности героини, так что читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создает образ купца.

Писатель Александр Островский
Писатель Александр Островский

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха доверяет своему старшинству и призывает подрастающее поколение уважать:

«Не суди себя, когда станешь старше! Они знают больше, чем вы. У стариков есть все признаки. Старик не скажет ни слова ветру».

Полученный образ, как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры современников писателя. Но, несмотря на разные точки зрения, «Гроза» стала гимном дореформенного общественного восхождения.

Различное понимание старины Кабанихой и Катериной

Если быть точным, Катерина тоже представитель патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на знаменитую статью Николая Добролюбова «Луч света в царстве тьмы».

Но если свекровь — угрюмая и догматичная «старуха», которая покоряет людей и убивает их стремления дураками «нельзя» и учит, «как должно быть», то у Катерины, в отличие от нее, совсем другое взгляды по этому поводу. »« Античность».

Для нее тоже есть тысячелетние традиции, но они выражаются совершенно по-другому: в любви к другим и в заботе о них, в детском энтузиазме по отношению к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном отказе от мрачного догматизма, в милосердии… «Старое» для Катерины красочно, романтично, поэтично, радостно. Таким образом, Катерина и Кабаниха олицетворяют два противоположных аспекта русского патриархального веселого общества: тьму и свет.

Вариант 3

В пьесе Островского «Гроза» есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но за ее спиной все называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабан вдовец, у него двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку — Варвара. Сын с женой живут в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами, как зависть, гнев, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что он любит делать, — это выказывать недовольство и морализировать своих детей. Жена Тихона Катерина — очень утонченная, нежная и ранимая девушка. Девушка очень боится Кабанихи. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Такое прозвище для главной героини Островский придумал не случайно. Он хотел, чтобы читатель сразу это вообразил. Кабан представлен как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера он подавил мужское ядро ​​в своем сыне. Мальчик рос без позвоночника. Это полностью зависит от мнения матери. Сам Тихон ничего не решает. Даже когда Кабаниха мучает свою жену Катю, он молчит и боится заступиться за нее. Но мать не зря любит невестку. Она ревнует к своему сыну.

Несмотря на то, что Кабаниха делает плохие поступки, она верующая. Женщина искренне верит в Бога, делает много противоречивого. Например, он подает милостыню бедным (действует как хороший человек), но при этом обижает своих родственников (действует как плохой человек). На публике она прикидывается старой и слабой, но на самом деле целеустремленная, энергичная и полная сил.

Катя и Кабаниха — две противоположности, но у них есть сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старшим. Он считает, что молодое поколение, несомненно, должно немедленно выполнять все указания старшего. Катерина считает, что в старости есть любовь, забота, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно дразнит Катерину. Он унижает и упрекает ее. Катя все это принимает близко к сердцу. Варвара же только делает вид, что слушает наставления матери. Втайне он делает то, что считает нужным.

Прочитав пьесу до конца, можно понять. Именно Кабаниха больше виновата в гибели юной Катерины. Он хотел подавить и сломать характер своей невестки и в конечном итоге довел ее до самоубийства. В конце концов, Кабаниха из-за своего дурного настроения осталась одна. Потому что Варвара ушла от нее, а Тихон стал слишком много пить.

Сочинение на тему Кабаниха

Один из главных героев «Грозы» — Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе ее называли Кабаниха. У жены и вдовы богатого купца было двое детей, Варвара и Тихон, женой была Екатерина. Это было типичное старшее поколение, которое любит давать инструкции и читать записи. Для нее важнейшим жизненным приоритетом было соблюдение устоявшихся в обществе обычаев и порядков. Она не любила своих детей, держала в страхе весь дом и часто обижала людей.

Автор игры описывает свою героиню как грозную, суровую, злобную, жестокую и бессердечную женщину. Он не забыл проявить лицемерие. На публике он старался вести себя прилично. Она помогала бедным, но при этом обижала собственных детей и невестку Екатерину. Она часто оставляла всех молиться Богу, но это не помогало ей жить святой жизнью. Его дети считали, что в доме их матери есть только один способ выжить — научиться жульничать. Марта Игнатьевна предпочитала держать сына в страхе. Он часто ревновал свою молодую жену. В своих инструкциях он неоднократно повторял, что молодежь должна уважать старших. Фактически, у нее была только она сама. Для нее было не так важно, чтобы другим слушались. Ей просто нравилось держать всех в страхе, и ей казалось, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдал традиции и заставлял молодежь делать то же самое.

Героиня была очень строгой женщиной. Часто можно услышать, как она ругает и критикует всех вокруг. В его характере можно было наблюдать деспотизм, который был результатом его слепой веры в устоявшиеся нравы. Его суровость была выражена и по отношению к невестке. Он отрывал от Екатерины каждое слово и делал ядовитые комментарии. Она осуждала свою невестку за то, что она хорошо обращалась с мужем. По ее словам, женщина должна бояться своего мужа настолько, чтобы чувствовать, что это ее работа.

В результате Кабаниха своим поведением и отношением к жизни задушила все живые существа вокруг себя. Его дети были недовольны. Судьба каждого из них не привлекательна для читателей. Наверное, каждый, кто читал это произведение, задавался вопросом, стоит ли быть таким строгим почитателем рукотворных традиций.

Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В основе сюжета — сравнение поколений. Старшее поколение всегда придерживалось старых обычаев, опыта и обычаев. Они отказались понимать молодых. А те, наоборот, никогда не пытались следовать традициям, сложившимся веками. Поэтому старшие старались перевоспитать свою волю. Эта проблема, описанная Островским в своей пьесе, будет оставаться актуальной всегда, пока есть отцы и сыновья. Родители хотят, чтобы их дети были похожи на них и шли своим путем.

Другие произведения: ← Образ и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в спектакле «Бедность не порок» ↑ Сравнительные характеристики Островского Тихона и Бориса в спектакле «Гроза →

«Гроза»

Марта Кабаниха
Марта Кабаниха
Марфа Игнатьевна живет в городе Калинов, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке ходят неприятные слухи о купеческой жене. Женщина — настоящий фанатик. Посторонним Марфа Игнатьевна охотно дает страдания страданиям, но женщина пугает близких.

Женщина говорит другим жить по устаревшим моральным принципам, которые она сама ежедневно нарушает. Героиня считает, что у детей не должно быть собственного мнения, они обязаны уважать родителей и слушать мать, не задавая вопросов.

Особенно это касается жены Тихона — Екатерины. Молодая девушка вызывает у пожилого купца ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына в том, что молодой человек любит свою молодую жену больше, чем мать. Героиня тратит время на морализаторство, чье лицемерие очевидно окружающим.

Катерина
Катерина

Конфликт между молодой невесткой и купеческой женой обостряется с уходом Тихона. Глава семейства, считающий привязанность признаком слабости, перед отъездом наказывает сына строгим выговором жене. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому своей властью подавляет волю юноши, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон уходит от Калинова, Кабаниха с удвоенным вниманием наблюдает за невесткой. Женщине не ускользать от того, что с Екатериной происходят перемены, поэтому, как только Тихон возвращается домой, жена купца снова давит на молодого человека.

Варвара и Тихон (снято по спектаклям)
Катерина и Тихон (снято из спектаклей)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха остается доволен. Женщина оказалась праведной, свобода воли по отношению к жене ни к чему хорошему не приводит. Кабаниха не смягчается даже после смерти невестки. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну искать жену. А когда нашли труп, он держит Тихона так, что даже жену не здоровается.

Характеристика Кабанихи другими героями

Кабанов

Тихон привык во всем и всегда подчиняться матери.

«Но как я могу, мама, не слушаться тебя!»

Источник: Первый акт, феномен 5

«Мне кажется, мама, ни шагу из твоей воли».

Источник: Первый акт, феномен 5

Тихон считает, что его мать виновата в смерти Катерины, которая буквально сожрала невестку с вечным упреком и издевательствами.

«Кабанов. Мама, ты все испортил, ты, ты, ты…

Кабанова. Что ты? Разве ты не помнишь себя? Вы забыли, с кем разговариваете?

Кабанов. Вы все испортили! Ты! Ты!»

Источник: Пятый акт, феномен 7

Варвара

Варвара знает, как трудно матери отпустить Тихона, уйти совсем без ее жесткого контроля.

«Его сердце сгорит, что он ходит один. Теперь она отдает ему приказы, один грознее другого, и тогда она поклянется изображению, что будет делать все так тщательно, как велено».

Источник: Акт II, Феномен 2

Барбара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые Кабаниха установила в своем доме, постоянно лгать и уклоняться.

«… Ты помнишь, где живешь! Ведь на этом основан наш дом. И я не был обманщиком, но я научился, когда мне это было нужно».

Источник: Акт II, Феномен 2

Варвара недовольна тем, что мама читает инструкции не в том месте, а в правильном.

«Барбара (себе). Я нашел место, где мне нужно прочитать».

Источник: Первый акт, феномен 5

Подробное описание Барбары.

Катерина

Катерина подтверждает, что и она, и Тихон уважают Кабанову, как она требует от своих детей.

«Для меня, мама, все как у мамы, которая ты есть, и Тихон тебя тоже любит».

Источник: Первый акт, феномен 5

Катерине тяжело жить с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.

«Катерина. Да хоть кстати, почему ты меня обижаешь?

Кабанова. Какая важная птица! Уже и обиделась сейчас.

Катерина. Кому-то приятно терпеть тщеславие!»

Источник: Первый акт, феномен 5

Жесткий, властный и властный характер Кабанихи становится причиной морального подавления Катерины.

«Если бы не свекровь! .. Это раздавило меня… это заставило меня утомить дом; стены даже отвратительные».

Источник: Акт II, Феномен 10

Подробное описание Катерины.

Кулигин

Кулигин считает, что Кабанова — самодовольная женщина, которая пытается создать образ доброй и милосердной женщины, но при этом постоянно мучает своих близких.

«Зуд, сэр! Нищих одел, а всю семью съел».

Источник: Первый акт, феномен 3

Кулигин прекрасно знает, насколько холодна Кабаниха.

«Кулигин. Мама, ты очень хорош».

Источник: Действие 5, Феномен 1

Подробное описание Кулигина.

Кудряш

Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжелым и деспотичным характером, но он совершает плохие поступки под видом благочестия.

«Шапкин. Кабаниха тоже хороша.

Кудрявый. Ну да хоть хоть, все под видом жалости…»

Источник: Первый акт, феномен 1

Подробное описание Кудряша.

Биография

Марфа Игнатьевна Кабанова — жена богатого купца, живущего в провинциальном городке Калиново. После смерти мужа она самостоятельно воспитывала двоих детей, старшего сына Тихона и младшую дочь Варвару.

После свадьбы Тихона его жена Катерина поселилась в большом доме Кабановых. Кабану не сразу понравилась невестка, к которой он испытывал сильную ревность и открытую ненависть. Попытки Катерины угодить свекрови не принесли положительных результатов.

Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с уходом Тихона. По словам Кабановой, невестка не проявила должного уважения и уважения к мужу, а он, в свою очередь, оказался слишком слабым и добрым.

После ухода Тихона Кабаниха стала с удвоенным вниманием следить за Катериной, и мрачное настроение женщины не ускользнуло от нее. Катерина, не выдержав тяжелой домашней атмосферы, призналась Тихону и ее маме в полной измене. Эта новость стала для Кабанихи еще большим поводом для произвола по отношению к невестке.

В результате Катерина покончила жизнь самоубийством, но даже такой трагический исход не изменил Кабаниху. Он не отпустил сына на поиски жены, а когда было найдено тело, не позволил сыну поздороваться с женой.

Семейная деспотия

Деспотический характер сильно проявляется в отношениях Кабанихи с родственниками. У него сложились очень противоречивые отношения со всеми членами семьи. Многочисленные трудности и ссоры связаны с авторитарным нравом Марты, ее консервативностью и особой конфликтностью.

Семья героини состоит из следующих людей:

Гроза кабана

  • сын;
  • дочери;
  • невестка.

Сына Марфы зовут Тихон. В игре он выглядит взрослым. Автор считает, что может принимать важные решения самостоятельно, но Кабаниха ему этого не позволяет. Его мать слишком заботится о нем и пытается контролировать каждый шаг. Речь идет о некомпетентности Кабанова. В результате героиня не только дает ему советы, но и буквально живет на его месте.

Марта часто вмешивается в семейные отношения Кабанова и его невестки. Он заставляет девушку полюбить Тихона. В некоторых случаях женщина настойчиво просит сына избить молодую женщину, потому что это будет олицетворять ее высокий статус. Мужчина, несмотря на свой возраст и уверенность в том, что такие действия по отношению к жене излишни, без слов исполняет странную волю своей матери.

У Кабанихи не самые лучшие отношения с молодой невесткой. Он постоянно недоволен ею и всегда находит повод отругать девушку. Основная причина такого отношения кроется не в личных качествах Катерины или ее нежелании выполнять работу по дому, а в привычке Марты командовать другими и чувстве ревности, которое она испытывает к девушке. Женщина не может принять взрослую жизнь своего ребенка. Он не понимает, почему Кабанов предпочитает жену, а не ее.

характеристика кабана

Дочь Марфы Варвара не очень простая. Он понимает, что не сможет отстоять свою жизненную позицию. Кабан по своей сути домашний деспот и не терпит таких свобод. Из этой ситуации молодая женщина нашла только один выход — обмануть мать. Он постоянно говорил только то, что Марта хотела услышать, но все делал по-своему.

Подобные действия Марты в семье становятся причиной большого количества трагедий. Барбара вынуждена бежать из дома, чтобы больше никогда не увидеть Кабаниху. Для нее это было единственным спасением от материнского деспотизма.

Сын и невестка даже не думают о том, как изменить сложившуюся ситуацию, а просто занимают выжидательную позицию. Они молча терпят оскорбления и частые унижения со стороны Марты, поэтому добиться успеха у них не получится.

Консерватизм

Консерватизм Марфы Игнатьевны проявляется в ее нежелании принимать новое. Он не понимает, что жить по-старому уже нельзя, перемены грядут и неизбежны. Убеждение, что только с возрастом человек становится мудрее, это не дано молодым людям, подтверждается словами: «Не суди себя, когда станешь старше! Они знают больше, чем вы. Поэтому дети всегда должны кланяться родителям в ноги, муж должен отдавать приказы своей жене. По ее словам, молодые люди грубые, ничего не знают и становятся причиной всевозможных недугов.

Марфа Игнатьевна играет перед публикой, стараясь казаться в глазах общества добродетельной и благородной. Однако эта добродетель ограничивается благотворительностью, которая не исходит от чистого сердца. Всем известно, что его доброта и щедрость превозносятся. Кабаниха хочет казаться набожной женщиной, но ее религиозность тоже фальшивая, потому что она пренебрегает фундаментальными законами Бога по отношению к окружающим ее людям.

Кабаниха

История создания героя

Кадр из фильма «Гроза». Кабаниха — актриса Ольга Хорькова

Первая версия игры существенно отличалась от финальной. А. Н. Островский задумал создать комедию. Одним из персонажей оперы была помещица Ксанфиппа Дуловна, впоследствии превратившаяся в Кабаниху.

Описание героя

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купеческая вдова, мать Тихона. Полусумасшедшая женщина, строго придерживающаяся архаичных представлений и правил поведения.

Кабаниха — одна из «опор» провинциального города. Постарайтесь сохранить в городском обществе давно устаревшие порядки: безоговорочное подчинение старикам, отказ от новых идей, деспотические отношения в семье и т.д.

Марфа Игнатьевна с презрением относится к молодым людям, которые «ничего не знают, нет порядка». По ее словам, обычаи времен Древней Руси, хранящиеся в Домострое, имеют основополагающее значение в жизни. Кабаниха уверен, что когда «старые умрут» и «старые выйдут», неизбежно наступит конец света.

Главные жертвы властолюбивой старухи — ее сын Тихон и его молодая жена Катерина. Марфа Игнатьевна учит их жить каждый день с утра до ночи. Часто он не может удержаться от выругательства: «Дурак!».

Яркий пример воспитания Марфой Игнатьевной сына — сцена отъезда Тихона. Мать заставляет его попрощаться с женой по строгому порядку, установленному с незапамятных времен. Кабаниха твердо верит в необходимость образования. Под ее диктовку Тихон отдает Катерине нелепые приказы: «Не груби свекровь!», «Не смотри в окна!», «Не смотри на мальчиков!».

Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова

Кабаниха добился полного подчинения Тихона своей воле. И без того слабоумный сын превратился в «тряпку».

Марфа Игнатьевна — очень ограниченная женщина со средневековыми представлениями об окружающем мире. Свое отношение к прогрессу автор ярко демонстрирует в сцене разговора с сумасшедшим странником Феклушей. Жена купца полностью разделяет взгляды собеседника на грубые приметы, указывающие на близость Апокалипсиса: «начали запрягать змея огненного», «время сокращается».

Роль героя в произведении

Марфа Игнатьевна символизирует инертность и отсталость провинциального общества. В спектакле она играет роль властолюбивого тирана, который требует полного подчинения от окружающих.

Кабан разрушает счастье собственного ребенка. По своей вине Тихон любой ценой пытается хоть на время освободиться от «цепей», забывая о любимой жене.

Хамство, бесконечные уроки и домогательства Марфы Игнатьевны косвенно толкают Катерину на измену мужу. Так, молодая женщина протестует против жизни в доме Кабанихи: «Если бы не свекровь! Стены прямо противные».

В конце концов, Кабаниха тоже виновна в самоубийстве Катерины. Жена Тихона, сумевшая на короткое время почувствовать себя свободной, уже не могла представить, как она будет и дальше жить под игом злой и постоянно безумной старухи.

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Развитие героя по мере сюжета

Марфа Игнатьевна отрицает само понятие развития. На протяжении всей игры он находит только подтверждение своих давних мнений. «Враждебный» кабан принимает любые отклонения от правил. Ей весело наблюдать за отношениями сына и его жены, их поведением и поступками.

Марфа Игнатьевна не устает повторять, что люди должны руководствоваться в жизни заповедями своих «предков»: «Ну, а кто в доме есть старцы…» на злобный возглас Кабанихи: «Куда пойдет! Я сказал…».

В самом финале Марфа Игнатьевна неожиданно впервые в жизни сталкивается с откровенным «бунтом» Тихона: «Ты ее погубил!» Однако даже этот исключительный случай не может повлиять на старуху. Он угрожающе говорит сыну: «Хорошо, я поговорю с тобой дома». Можно предположить, что Кабаниха даст сыну хорошую «наводку» и навсегда отговорит его от сопротивления.

Отношение автора к герою

В произведении нет открыто выраженного мнения автора о героях. Отношение Островского к Марте Игнатьевне выражается в суждениях других персонажей: «Кабаниха тоже хороша» (Шапкин); «Фанатик . съел семью» (Кулигин); «Я нашла место, где меня научили читать» (Барбара); «Он меня раздавил» (Катерина). Этими удачными характеристиками изюминок драмы писатель, безусловно, выражает свое мнение.

Кадр из спектакля «Гроза». 1977 г

Экранизации

Впервые известная комедия А. Н. Островского была снята еще до революции («Гроза», 1912). Роль Марфы Кабановой исполнила актриса Лидия Сычева.

В 1933 году была предпринята еще одна попытка воплотить знаменитый экранный образ. Известная артистка МХАТ Варвара Массалитинова была приглашена сняться в фильме «Гроза.

Последней экранизацией произведения стал фильм 1977 года «Гроза», в котором главную женскую роль сыграла актриса Ольга Хоркова.

Библиография

  1. Все герои произведений русской литературы: школьная программа: словарь-справочник. — М .: Олимп, 2002.
  2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М .: Аграф, 1997.
  3. Анастасьев, «Гроза» А. Островского / А. Анастасьева. — М .: Научная фантастика. Москва, 2008.
  4. Ревякин, А. «Гроза» А. Н. Островского / А. Ревякин. — М .: Учпедгиз, 2013.
  5. Ревякин, А.И. «Гроза» А.Н. Островского: Пособие для учителей / А.И. Ревякин. — М .: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства образования РСФСР, 2005. «Темпораль» А. Н. Островского // Литература в школе. 1984 г.
  6. А.И. Журавлева. «Гроза» А. Н. Островского // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Играть в грозу

Немилосердие – общая черта Кабанихи и Дикого

характеристика и образ кабана из спектакля
Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза» обнаруживает его схожесть с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это милосердие к людям. Оба относятся к своим соседям и согражданам нехристиански и потребительски.

правда, Савель Прокофич делает это открыто, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, подражая христианским верованиям. В разговоре с соседями предпочитает тактику «лучшая защита — нападение», обвиняя их в несуществующих «грехах». Он даже не слышит противоположных аргументов своих сыновей и невестки. «Я бы поверил… если бы я не слышал собственными ушами… что такое благоговение…» Разве это не очень удобное положение, почти «неприступное?

В образе и образе Кабанихи из спектакля А. Островского «Гроза» сочетаются лицемерие и жестокость. На самом деле Кабаниха, которая регулярно ходит в церковь и не жалеет милостыню от нищих, оказывается жестокой и неспособной простить Катерину, покаявшуюся и признавшуюся в измене. Кроме того, она поручает своему лишенному точки зрения сына Тихону бить ее, что он и делает. Они мотивируют его снова по традиции.

Экранизации

В 1933 году вышла киноверсия «Грозы» режиссера Владимира Петрова. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном кинофестивале как лучший фильм, представленный публике.
Варвара Массалитинова в роли Кабанихи

В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телешоу «Гроза» по одноименной опере Островского. Зрителям понравился красочный фильм. Жену деспотичного купца сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2021 году режиссеры снова обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий представил свою интерпретацию «Шторма». В сценарии сочетаются архаизм и авангард. Образ Кабанихи на сцене воплотила русская народная артистка Марина Игнатова.

Значение имён и фамилий

Имена этих двух персонажей говорят сами за себя. Кажется, что они излучают грубую силу. Имя Савель похоже на имя евангельского персонажа Саула, который был гонителем христиан. Отчество Дикого — Прокофьевич, Прокофий в переводе с греческого означает «успешный», «успешный».

Имя Марта является русской формой имени Марфа и в переводе с иврита означает «наставница», «возлюбленная», «возлюбленная». Это имя часто встречается в торговом окружении. От жителей города Калинова купчиха жена получила прозвище «Кабаниха», от которого она дышит чем-то грубым, грубым.

Марфа Игнатьевна и Катерина

Главное противостояние игры не укладывается в привычную схему «две хозяйки в одной печке». Юная невестка не пытается давить на главу семьи, она, несомненно, выполняет все требования свекрови. Но внешнее подчинение у Кабанихи мало. Ему нужно завладеть душой Катерины, лишить ее независимости во всем: в мыслях, чувствах, желаниях. Даже приветствуя мужа, молодая женщина должна проявлять эмоции по правилам. Нельзя обнять мужа («Ты не прощаешься с любовником!»), Надо послушно поклониться тебе в ноги и повторить за свекровью унизительное обещание. Выйдя замуж, Катя, как религиозная и чуткая девушка, конечно же, всем сердцем хотела любить своего мужа. И у него это получалось: безответный, постоянно обиженный на мать, слабый, мягкий и не злой Тихон, он мог вызвать любовь в добросердечной девушке хотя бы из жалости. Но Кабаниха не дает молодоженам ни единого шанса. Жена купца подавляет любой намек на живое чувство. Катерина, привыкшая жить сердцем, особенно невыносима.

Отношение с окружающими

Несмотря на многочисленные попытки Кабанихи убедить окружающих в том, что он добрый и респектабельный человек, ему это не удается.

Однако правда о его плохом настроении и любви к деспотизму стала известна, и люди часто об этом говорят. Основной набор компрометирующих сведений о персонаже Марты — это короткие цитаты Игнатия Кулигина. Он осуждает двойственность своего характера. Женщина живет зрелищем и делает все под видом набожности.

Благодаря необычным приемам литературного розыгрыша и цитат автор дает возможность увидеть уникальный образ, состоящий только из отрицательных черт характера. Марта пытается сохранить старую систему своими кардинальными действиями, но быстро рушится.

По этой причине Кабаниха не может добиться положительных результатов на этом пути. Своими действиями героиня только разрушает судьбу своих детей.

Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Гроза

Кабаниха способствовала суициду Катерины

образ Катерины Кабановой в комедии Островского
именно образ Катерины Кабановой из спектакля Островского «Гроза», постоянно преследуемый свекровью, бесправный и бесправный, придает трагедию творчеству Островского. Ни один из читателей не сомневается, что ее самоубийство — результат неблагоприятного влияния свекрови, постоянного унижения, угроз и жестокого обращения.

Ситуация усугубляется тем, что Катерина ранее заявила, что сведет счеты со своей несчастливой жизнью. Марфа Игнатьевна, прекрасно знавшая все происходящее в доме, не могла не знать. Было ли у свекрови прямое намерение довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее Кабаниха думал о том, чтобы «сломать его» полностью, как он уже сделал со своим сыном. В результате семья купца разваливается: его дочь Варвара обвиняет ее в непосредственном участии в трагедии и уезжает из дома. Тихон впадает в загул…

Однако жесткая Марфа Игнатьевна не жалеет и после. Для нее, в «темном царстве», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода лицемерия Кабанихи даже в этой трагической ситуации. Жена купца прилюдно кланяется и благодарит людей, получивших тело покойной Катерины с Волги. Однако затем она заявляет, что ее нельзя простить. Что может быть более антихристианским, чем непрощение мертвых? Это, пожалуй, может сделать только настоящий отступник.

Интересные факты

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитывалась в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

Семья Кабаниха

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу чуть больше 40 лет.
  • Островский присвоил Марфе Игнатьевне говорящие имя и фамилию. «Марта» означает «хозяйка», а имя Кабанов распространено среди купцов. За упрямство женщина получила прозвище «Кабан», которое прославилось среди жителей города.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи проясняется для читателя благодаря высказываниям героев пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне исходит из уст Феклуши. Это нищая странница, благодарная ей за доброту и щедрость. Напротив, звучат слова Кулигиной о том, что она щедра к бедным, а не к своим родственникам. После этих кратких описаний читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать критикует слова сына и невестки. Катерина даже своей кротостью и искренностью не внушает ей доверия. На сына летят упреки в отсутствии любви к матери.

Цитаты

«Старейших сейчас не очень уважают».

«Вы никому не прикажете говорить: они не посмеют смотреть друг другу в глаза, они будут такими позади них».

«Полный, полный, не ругайтесь! Грех! Я давно видел, что твоя жена дороже твоей матери. С тех пор, как я женился, я не видел твоей старой любви от тебя».

«Чего бояться ?! Ты с ума сошел что ли? Они не будут бояться вас, тем более. Какой порядок будет в доме?»

«Если вы хотите послушать свою мать, как только вы приедете, сделайте, как я вам сказал».

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, портрет в цитатах

Меню предметов:

Очень часто в литературе появляются крайне негативные образы.

В эпоху, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии положительных и отрицательных сторон личности, мастера художественного слова время от времени сознательно наделяют своих героев только отрицательными чертами характера, исключая даже малейшее проявление положительного влияния активности героя.

В пьесе Островского «Гроза» одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини — Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее часто называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна дружит с Дикимом, он же ее крестный отец. Стоит отметить, что такая дружба неудивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Кабан — жена богатого купца. Его положение в обществе подразумевало терпимое отношение к другим, но на самом деле его привычки отнюдь не были благородными. Кабаниха имеет твердый и непоколебимый характер. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом и живет далекими принципами и устоями, не осознавая, что в мире произошли изменения и жить по-старому уже невозможно. Он считает, что мудрость человека определяется его возрастом — молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива пожилых людей: «Не суди себя, когда станешь старше! Они знают больше, чем вы».

Кабаниха уверена, что дети должны кланяться родителям, а муж должен постоянно «приказывать» жене. Марфа Игнатьевна очень расстраивается, когда эти правила поведения не соблюдаются, и думает, что это проблема невоспитанности подрастающего поколения: «Они ничего не знают, никакого порядка».

Кабаниха очень набожная женщина, но, видимо, ее религиозность тоже фальшивая, так как, несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Бога и часто пренебрегает элементарными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера в полной мере проявляется по отношению к близким людям. В его семье три человека: сын, дочь и невестка. Со всеми ними у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все трудности и конфликты в семье связаны с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Сын Кабанихи — Тихон — на момент повествования уже взрослый, может быть полностью независимым, но мать не дает ему возможности сделать это. Женщина все время заботится о сыне и старается контролировать каждый его шаг, не говоря уже о некомпетентности Тихона. Следовательно

Важный

Кабаниха стал не только давать советы сыну, но и буквально жить у него дома: «Ешь, пока ест, ему наплевать».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына с невесткой и иногда приказывает бить жену сына, потому что это приказ: «Но я люблю ее, мне жаль, что я ее пальцем трогаю. Он меня немного побил, да и то заказывала мама».

Тихон, несмотря на свой возраст и убежденность в том, что в таких грубых действиях по отношению к жене нет необходимости, тем не менее, несомненно, исполняет желание матери.

Кабаниха не лучшим образом относится к юной невестке Катерине: он всегда с ней недоволен и всегда найдет, в чем девушку упрекнуть. Причина такого отношения кроется не в нечестном отношении Катерины к Кабанихе или не в неспособности Катерины выполнять свои обязанности, а в привычке Кабанихи всем командовать и в возникшей ревности по отношению к невестке.

Дочь Кабанихи Варвара не так проста, она давно поняла, что никогда не сможет отстоять свою позицию: ее мать, которая по сути была домашним тираном, просто не выдержала ничего подобного и не позволила себе никакой свободы.

Девушка нашла только один выход из ситуации — обмануть маму. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как хотела: «На этом основан весь наш дом.

И я не был обманщиком, но я узнал, когда мне это было нужно».

Подобные действия Кабанихи в семье становятся причиной многих трагедий.

Ее дочь Барбара сбегает из дома, чтобы никогда не появиться здесь — для девочки побег стал единственным спасением от домашнего тирании ее матери.

Тихон и Катерина, которые даже не думали о том, как можно изменить их положение, а занимали выжидательную позицию и молча переносили оскорбления и унижения со стороны матери, успеха не имели.

Совет!

Катерина, предавшая мужа ради счастья, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижения Кабанихи, кончает жизнь самоубийством.

Только после смерти Катерины Тихон она нашла в себе силы на словах отвергнуть мать и упрекнуть ее в противоправных действиях в отношении близких: «Ты ее погубил! Ты! Ты!».

Однако в силу мягкости Тихона вряд ли удастся отстоять свою позицию до конца.

Стремление купчихи – подчинить ближних

образ Катерины в спектакле
Драматург Островский вместе с тем сумел глубоко и понятно читателю показать, как показная и неискренняя религиозность сосуществует в купе Кабановой с совершенно нехристианским, аморальным и эгоистичным желанием — подчинить себе людей. Марфа Игнатьевна действительно ломает волю и характеры своих соседей, их жизненные устремления, давит истинную, неподдельную духовность. Ей контрастирует образ Катерины из спектакля Островского «Гроза», ее невестки.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений