Какой смысл вкладывает А

Сочинения

«Солженицынский двор» Матренина — произведение, которое критик Синявский назвал деревенской литературой, потому что в нем писатель затрагивает быт и обычаи деревни. Кроме того, для сельской литературы характерны такие темы, как колхозы, их функционирование, последствия коллективизации, которые можно наблюдать в рассказе Солженицына. Сюжет произведения интересен и привлекает внимание тем, что главные герои — не великие личности, а люди из народа, сельчане, жизнь которых незаметна и незначительна, но не менее трагична, чем жизнь артисты или известные полководцы. Среди главных героев рассказа читатель встречает также образ Таддео в рассказе «Матренин двор», характеристику которого предстоит осуществить в нашей работе.

Образ Фаддея в рассказе Солженицына

Фаддеус — бывший любовник головы героини, но им не суждено было объединить их сердца. Матриону и Таддео разлучила война. Хотя Матриона любила Фаддея, ждала и верила в его возвращение, она вышла замуж за брата Фаддея. Его хотели родители. Но кто мог знать, что его возлюбленная не умерла, не исчезла бесследно! Кто мог знать, что он вернется домой через два месяца после свадьбы Матрены и Ефима. Но судьба была так счастлива.

Таддео не мог простить Матрионе такое предательство, он не хотел понимать и принимать ситуацию. Он озлобился и начал придумывать план мести. Прежде всего, Таддео нашел себе жену по имени Матрена. На этом он выразил свой гнев, держа жену и детей в узких перчатках. В рассказе «Двор Матренина» автор характеризует Фаддея как черного человека, описывая внешность шестидесятилетнего мужчины. Этим автор заранее предупреждает читателя о своей черной душе.

Матрёна составляет завещание и оставляет часть дома дочери Кире. Она была младшей дочерью Таддео, которого Матрена взяла на воспитание. Таддео желал получить наследство еще при жизни главного героя, тем более что девушке и ее мужу дали землю под строительство, а для дальнейшего строительства нужны были бревна. Как раз во время переноса бревенчатого дома Матрена умирает, и мы еще раз убеждаемся в бесчувственности души Фаддея и бесчувственности этого персонажа.

Характеристика Фаддея

Какую характеристику героя по имени Таддео мы можем дать? Прочитав рассказ Солженицына, можно с уверенностью сказать, что это жестокий человек, который бессовестно избивает жену и детей. Он скуп и заботится только о прибыли, поэтому Фаддей везде ищет выгоду. Из-за его жадности погибают три человека, потому что, если он заплатил за перевозку бревен, на железнодорожном переезде никто не погиб.

Таддео — мстительный, неприятный, лживый, злой и эгоистичный тип. Это омерзительный человек, которого можно назвать антиподом главной героини, праведной Матрены.

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Тема справедливости звучит в творчестве художников слова разных времен. К ней не остались равнодушными даже современные писатели. Свое видение этой проблемы А.И. Солженицын дает в повести «Матренинский двор.

«Двор Матренина» — полностью автобиографическое и аутентичное произведение. История, описанная Солженицыным, произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Здесь жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня повести Солженицына скромна и незаметна. Автор придает ей сдержанный вид и не дает читателю подробного портрета, но постоянно обращает внимание на улыбку Матрены — лучезарную, яркую, нежную.

Так Солженицын подчеркивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него гораздо важнее внешней красоты. Речь Матрены необычна. Он полон разговорных и устаревших слов, диалектной лексики.

Кроме того, героиня постоянно использует придуманные ею слова (Если не умеешь, как, если не варемши — как заблудишься? »). Таким образом, автор раскрывает идею национального характера Матрены.

Героиня живет «в бегах». Матрёны «с четырьмя окнами в ряд на холодную сторону, не красную, покрытую стружкой», «осталась стружка, бревна бревенчатого дома и некогда могучие ворота поседели от старости, а их раковина была разорван «. Жизнь героини нестабильна: мыши, тараканы. Он делал только фикус, козу, кривую кошку и шубу из шинели.

Матрёна бедная, хотя всю жизнь проработала. С большим трудом получил даже крохотную пенсию. Однако описание жизни героини дает ощущение гармонии, которой полон ее бедный дом. Рассказчик чувствует себя комфортно в своем доме, решение остаться с Матреной приходит сразу. Он отмечает во дворе Матрены: «..

с ним не было ничего плохого, в нем не было лжи».

Матрёна прожила непростую жизнь. На ее судьбу повлияли события Первой мировой войны, в которой Фаддей попал в плен, события Великой Отечественной войны, из которой не вернулся ее муж. Не обошли стороной и коллективизацию: героин всю жизнь работал в колхозе и «не за деньги — за палки».

Сейчас у нее непростая жизнь: весь день она ходит к властям, пытается получить справки о пенсии, у нее большие проблемы с торфом, новый президент подстриг ей огород, она не может завести корову, потому что ей нельзя нигде косить, и нельзя купить билет на поезд.

Примечание

Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться перед обстоятельствами жизни. Но нет — у Матрены нет зла ​​ни на людей, ни на свою судьбу. Его основные качества — неспособность ко злу, любовь к ближнему, способность к сочувствию и состраданию.

Еще при жизни героиня отдала Кире свою хлам, потому что «Матрена никогда не щадила ни работы, ни имущества». Он находит комфорт в работе и «умен во всем». Рассказчик отмечает: «.. у него был верный способ вернуть себе хорошее настроение: работать». Матрёна встает каждый день в четыре-пять утра.

Он копает «карты», ходит на охоту за торфом, «собирает ягоды в далеком лесу» и «каждый день у него были другие дела». По первому звонку героиня отправляется на помощь колхозу, родственникам и соседям. Более того, он не ждет и не требует компенсации за свою работу. Работа для нее доставляет удовольствие.

«Я заглянул в погоню, я не хотел покидать это место», — однажды сказал он. «Матрена вернулась уже загорелая, всем довольная, с доброй улыбкой», — говорит о ней рассказчик. Окружающая среда считает такое поведение Матрены странным. Сегодня они зовут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она не сдалась.

О его «дружелюбии и простоте» говорят «с презрением». Сами жители села вроде бы не замечают проблем Матрены и даже не приезжают к ней в гости. Даже на похоронах Матрены о ней никто не говорит. В мыслях публики одно: как разделить его простое свойство, как отхватить себе кусок побольше. Героиня была одна при жизни, осталась одна в тот печальный день.

Матрёна противопоставляется остальным героям повествования, а также всему окружающему миру. Таддео, например, озлоблен, бесчеловечен, эгоистичен. Он постоянно мучает свою семью и в день трагедии думает только о том, как «спасти оковы кабинки от огня и происков сестер-матроников». Матрена выступает против подруги Маши, сестер и невестки.

В основе отношений в мире вокруг героина лежит ложь, аморальность. Современное общество утратило свои моральные устои, и Солженицын видит свое спасение в сердцах таких праведных и одиноких людей, как Матрена. Это именно она, «без которой, по пословице, деревня не действует. Ни город. Не вся наша земля».

А. Солженицын — последователь толстовской традиции. В повести «Двор Матренина» утверждается толстовская правда о том, что основа истинного величия — «простота, добро и правда».

Источник: http://5litra.ru/soch/330-tip-pravednika-v-tvorchestve-a-solzhenicyna-po-rasskazu-matrenin-dvor.html

Урок по литературе «Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Образ правильной женщины в повести «Матрионный двор».

Цель урока:

познакомить студентов с жизнью и творчеством писателя А.И.Солженицына; научить их самостоятельно получать знания, формулировать тему и идею произведения; развивать логическое мышление, учить мыслить, анализировать, делать выводы; взращивайте доброту, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг.

Мы все жили рядом с ней
и они не поняли, что ты тот самый человек, без которого, по пословице, нет ни села, ни города.
Не вся земля наша. И. Солженицын

I. Слово мастера.

Сегодня мы поговорим о судьбе россиянки, выдержавшей суровые жизненные испытания, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: доброту, милосердие, умение любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Двор Матренина» — Матрена Васильевна Григорьева.

Из-за препятствий цензуре название рассказа придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году это произведение было впервые опубликовано. Первоначальное название было «Село не стоит без праведника».

II. Аналитический разговор.

1) Кто такой праведник? Какого человека мы можем назвать правильным?

(Кто верит в Бога, любит людей…)

2) Разъясните лексическое значение слова «правильный» по толковому словарю С.И. Ожеговой:

«Праведник среди верующих: у человека, живущего праведной жизнью, нет грехов. Праведный благочестив, без греха».

3) Что в первую очередь толкает русского человека к праведности?

(Христианская вера, Божьи заповеди регулируют его поведение, отношения с людьми определяют его понимание мира).

Так какова жизнь праведника?
Верно
Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, доброта, милосердие, самоотверженность, умение прощать, смирение, совестливость, сострадание ко всем живым существам, умение радоваться жизни, работать как возможность вернуть хорошее настроение. Терпение, естественное поведение, неприхотливость, стойкость.

Зло, недоброжелательность, работа на себя и беззаботная работа на общество, равнодушие, зависть, жадность, искоренение денег — «добро» в смысле собственности, обиды, эгоизма.

4) Перейдем к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня повести Матрены Григорьева — правильный человек?

(Студенческое доказательство: да, добрая, самоотверженная, жила для людей, благородство духа).

5) Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

(Тема праведности в повести А.И. Солженицына «Дворик Матренина»).

6) А цель урока? (Проследить судьбу русской женщины, чтобы показать, что мы можем считать ее праведником). Учитель исправляет ответы учеников и сообщает цель урока.

III. Учитель.

Мы еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? Они видели в нем либо спасителя страны, либо врага народа, либо учителя жизни. Солженицын — выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-х годах ХХ века, затем исчезло на долгие годы. Почему? Осмелившись сказать правду об ужасном сталинском периоде, он создал произведения, вызывающие гнев «отечественных литературных чиновников». Рассказы о жизни лагеря, документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», рассказ «Раковая палата», роман «В первом круге» — произведения, основанные на страшных воспоминаниях тех, кто пережил сталинские репрессии. Неслучайно А.И. Солженицына называли классиком прозы «лагерем». 1970 год — знаменательный год в жизни писателя. Солженицын получил Нобелевскую премию по литературе. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом в свет 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») писатель был насильственно выслан из России. Одноместный самолет приземлился в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Солженицыну было 55 лет.

IV. Жизнь и творчество (послание 4 студентов)

Учитель. 1994 год. «Диссидент №1» — Александр Исаевич Солженицын — возвращается на родину, чтобы жить и работать ради будущего России. Он много пишет, работает с юными талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первый победитель — филолог В. Н. Топоров.

V. Учитель. А теперь перейдем к рассказу «Дворик Матренина», написанному в 1959 году, а действие в повести разворачивается в 1956 году, произведение во многом автобиографично. Известно, что Солженицын, вернувшись с полей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию. Итак, тема урока определяется вами.

Ты. Аналитический разговор.

1) Кто из русских писателей XIX века обращался к этой теме? (Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Достоевский) Н.С. Лесков писал: «Народ не желает жить без веры…»

2) Как религиозность героина представлена ​​в истории? (Матрена соблюдает традиции и правила быта человека, который ходит в церковь: «святой уголок в чистой избе», служба «икона Николая Благодетеля») и утром в праздничные дни). : «Только у него было меньше грехов, чем у сгорбленного кота, он мышей задушил». Игнатьич, гость Матрены, говорит, что каждое мероприятие он начинал «С Богом».

3) Расскажите, что еще Игнатьич узнал о Матрене? (Матрена Васильевна — пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палки, детей хоронила. Родственники ей почти не помогали. Но самое страшное, что она« решила спросить » на пенсию », потому что, по словам автора,« с Матреной было много несправедливостей ». Текст.

4) О чем еще Матрёна вам рассказывала? Что гостья сказала о себе?

5) Какие художественные детали создают образ жизни Матрены? (Текст. Неравнодушен к красоте — фикус).

6) Давайте посмотрим на речь героини (речь Матрионы — это речь провинциальной крестьянки. «Если не умеешь, то не заблудишься, потратишь», — предупредила жительница. Текст, стр. 37)

7) Ребята, а есть в рассказе подробный портрет героини? Почему? (Описывая облик Матрены, Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).
Но на каких деталях портрета Матрены акцентирует внимание писатель? Какова роль деталей (автор отмечает простоту и сдержанность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).

9) Как вы понимаете авторскую фразу «У тех людей всегда хорошее лицо, которые согласны со своей совестью»?

10) Анализ эпизода «Матрена, слушай музыку».

11) Как мы видим действие героина? (Матрена Васильевна — работяга. Смысл жизни она находит в своем труде. Ни один плуг в деревне не обходился без нее. Она не могла ни от кого отказать в помощи. Оставив работу, она пошла помогать соседке. Текст Он говорил без зависти: «Ах, Игнатьич, а у него есть большая картошка! Я на охоту закопался, не хотел уходить с участка…» Вот как это — человек редкой доброты).

12) На кого из героинь литературы XIX века похожа Матрёна? Что общего у этих героинь? (Матрене Тимофеевне Корчагиной из стихотворения Некрасова… «Поддержи, не ворчи!»)
Матрена Тимофеевна Корчагина
Матриона Васильевна Григорьева

«… Филипп упал на сердце!» — поженились, влюбившись.

Для любимого Таддео: «Я чуть не вышел… Началась война с Германией».

Отдай обувь Оленушке // Жене! — сказал Филипп. // Вместо внезапного ответа. // Корчагу поднял, // Такую ношу: произносить // уже не мог. // Филипп Ильич рассердился, // Ждал, когда она посадит Корчагу на шест, // Да, ударила меня по виску!

«Я никогда не бил себя… То есть я его однажды ударил — я поссорился с невесткой, она разбила мне ложку по лбу»… Все сумки были мои, я не считал пять может быть обузой…»

(Еще считаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пятеро детей и умерший старший сын Демушка.

Шесть детей, умерших в младенчестве. (Сравните: у второй Матрионы шестеро детей — жена Таддео. Из них Чиро был отдан на воспитание).

Попытки лошадей // Привезли; Я погулял, // Как мерин, на бороне!

«Талновские женщины точно установили, что труднее и дольше копать свой огород одной лопатой, чем взять плуг и шестью из них вспахать на себе шесть огородов. Поэтому и вызвали Матрену на помощь».

13) Чем отличается мир людей, живущих рядом с Матреной? (Текст, стр. 35)

Vii. Командная работа.

1-я группа — мир Талнезе 2-я группа — образ автора 3-я группа — роль художественных деталей 4-я группа — роли пейзажей Знатоки

VIII. Развитие речи. Студенческий рассказ по заранее подготовленным рисункам к рассказу «Матрионный двор» — «Линия судьбы Матрионы Григорьевой».

Учитель: 1) Как сама Матрёна принимает свою судьбу? У вас есть обида на людей? (Матрена Васильевна несправедливо обиделась судьбой, людьми, властью .. ни сестры, ни сельчане не поняли ее — она ​​была не такая, как другие. Несмотря ни на что, она не ожесточилась, эта женщина добрая и бескорыстная сохранила способность любить…)

2) Чем закончится судьба Марфены? (Трагически).

3) Кто виноват в смерти героина? (Матрона была убита чужим корыстным интересом, жадностью, жадностью).

Воспитатель: Прежде всего, автор сказал о своей героине: «Мы все жили рядом с ней и не понимали, что она была тем самым правильным человеком, без которого, по пословице, не стоит ни деревня, ни город. Нет. Вся наша земля «. В этом суть рассказа.

IX. Мини-композиция: Можно ли считать Матрену Григорьеву праведницей?

Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Что в первую очередь движет русским человеком к праведности?

Христианская вера. Божьи заповеди регулируют его поведение, его отношения с людьми, обуславливают его видение мира, его видение мира.

Матрёна была человеком прилежным, прилежным, ревностным: «святой уголок в чистой избе», «икона Николая Угодника». Он зажигает лампу «во время ночной службы (ночная служба в церкви) и утром в праздничные дни.)

Матрена довольно твердо придерживается традиций и правил жизни человека, который ходит в церковь (домашние иконы, ведь церковь находится «в пяти верстах”).

Совет

Игнатьич говорит, что каждое дело он начинал «с Богом»! и она сопровождала его в школу, каждый раз говоря: «С Богом!». «Может, она молилась, но не демонстративно, смущаясь или боясь угнетать меня». Причина секретности Матрены в том, что в годы Советской власти верующих приучали прятаться.

Матрена умеет радоваться жизни, у нее светлая душа, не омраченная злом и завистью, у нее красивое лицо. Он добрый и приветливый: «И такие же добрые слова всегда приходили ко мне из-за перегородки”.

Матрена трудолюбива, труд — лекарство от болезней и недугов. Матрёна по первому приказу идёт на колхозные работы, добросовестная Матрёна стыдится плохой работы «ни к столбу, ни к перилам…» Но не только колхозному, но и любому… Талновские бабы могли прийти и пригласить Матрёна «убрать тележку”.

«Матрена никогда не жалела ни работы, ни собственного блага». Искреннее, теплое чувство христианской любви к людям, идущее от сердца, руководит поступками Матрены. Его сила и слабость заключались в том, что он не мог отказать в помощи нуждающимся.

В работе, в «большом труде» раскрываются терпение, надежность, альтруизм, отсутствие зависти и радости за благополучие других. Традиционная христианская этика рассматривает труд как необходимый и возвышающий поступок. Матрена одарена даром искренней радости чужим успехам.

«Матрена умеет прощать, умеет мириться со своим сердцем, не затаив вражды на обиду. Для нее нормальное состояние — это не гнев и воинственность, а доброта и смирение.)

Дворик Матрены — символ особого устройства, «гармонии», где есть труд и честность, доброта и терпение, гармония с собой и участие во всем сущем. Матрена живет по завещанным предками канонам, по правилам, которые считает незыблемыми.

Героиня несет в себе спасительный принцип. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться бескорыстным, открытым, тонким, понимающим, чутким человеком, не озлобленным судьбой и людьми, сохранить «лучезарную улыбку» до старости: какие для этого нужны духовные силы!

Матрена обладает безграничным смирением, которое не требует с ее стороны усилия воли. Она не предается греху гордыни, она умеет быть благодарной за каждый миг своей жизни. Матрёна может быть довольна малым — тем, что есть: ей не свойственны чувства зависти, гнева, обиды, хватки. Праведность Матрены основана на ее безразличии к материальным ценностям.

Положительные герои Солженицына — сокамерник Щ-854 и старушка-крестьянка — простые и, казалось бы, неприметные люди. Это они праведники, без которых, как сказал Солженицын, не стоят ни село, ни город.

Праведник — это праведный и правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Двор Матренина», наверное, не считала себя праведницей, она жила просто, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется типом жизни, которую он прожил, типом смерти, которую он умер, чему он учил людей, словом, в котором его будут помнить после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизнь тысяч ее соотечественников. Трудности войны и послевоенного периода заставили людей почувствовать общую боль; страдание должно было объединять людей, общее несчастье — делать их чище, добрее, справедливее. Но так было не для всех, ведь можно изгладить свои грехи за войну и тяжелую жизнь — мол, мы не плохие, жизнь плохая.

Примечание

Судьбе Матрены никто не позавидовал. Не дожидаясь мужа с войны, пошла к брату — и всю жизнь мучила сознание своей вины, как предательство, упрекала себя в грехе… И весь грех был в том, что взяла жаль семью Таддео, оставшуюся беспомощной. Она родила шестерых детей, и никто из них не выжил. Кира воспитывала дочь бывшего мужа.

Композиция Крапивы Миши «Матрена — человек справедливый, без которого не стоит село»

Я читал рассказ А. И. Солженицына «Дворик Матренина». Эта история учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает обычную сельскую жизнь и ее жителей. Главный герой рассказа — Матрёна. Матрёна — исключительный человек. Она очень трудолюбива и готова помочь кому угодно. Также он не принимает оплату за свою работу. У него была трудная жизнь, но он умел преодолевать препятствия. Матрена из Солженицына настроена оптимистично. Даже потеряв мужа, она находила радость в жизни. Это тот человек, который не может сесть. У него было немного, но он ценил жизнь. Матрена, как и все сельчане, боялась смерти. В деревне к ней относились холодно, несмотря на то, что всем помогали. Жители деревни ненавидели ее, потому что она не была такой, как все. Матрёна считалась паршивой овцой. Людям не нравилось, что он жил по-другому. Свиньи у него не было, Матрёна ела только картошку. Они сказали, что ее муж бросил. В обществе любят, когда все одинаковы и никто не выделяется. Автору Матрёна понравилась. Он написал: «У него была лучезарная улыбка». Писатель любил Матрену не только за эту улыбку, но и за ее жизнерадостность, энергию и оптимизм. Ведь у Матрены все же была непростая судьба. Он потерял шестерых детей. Игнатьич привык к ней, к ее образу жизни, к ее привычкам. Писатель видел в Матрене его лучшие качества и, в отличие от селян, мог оценить их по достоинству, потому что «он был не отсюда». Хотя автор и привык к Матрене, он не до конца понимал, почему жители ее не оценили. В конце рассказа автор назвал Матрену человеком, без которого деревня жить не может. Матрена была неотъемлемой частью села. Он старался всем помочь. Она могла разрушить себя, чтобы вывести другого из беды. Его чувства были искренними и поэтому его можно назвать праведником.

От администрации сайта

Праведник — это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть, кто по Библии праведник. Итак, это человек, который любит Бога, любит своего ближнего, не гордится, никого не клевещет, не завидует, не думает плохо, всегда готов помочь нуждающимся. Поскольку Россия — христианская страна, именно эти идеалы мы приписываем некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким блестящим может быть общество. Для писателя смысл жизни — развивать душу, а не просто получать удовольствие от жизни. И все, что старательно хотел передать Солженицын, он отразил в Матрене.

Героин претерпел многое. Он активно работал, не жалея себя. И в итоге у нее ничего не осталось. Ее работа вдохновила ее. Она даже не сидела в старости. Каждый день работал: копал картошку, собирал ягоды в лесу, ходил за торфом. И, несмотря на сгорбленную спину, он улыбался всему, что видел. Она получала удовольствие каждый день.

Матрёна всегда была готова помочь.

Он чувствовал чужую неудачу и умел сочувствовать. Его сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщины не помогли, и она была готова бросить все свои дела, если им понадобится помощь.

Матрёну называют праведницей, потому что она всех ставила выше себя. Она много работала, она забыла о себе, она была готова пожертвовать последним. Читателю может показаться глупым то, что она лишила себя многого. Но он был счастлив. Я думаю, нам нужно остановиться и подумать о том, что такое счастье на самом деле.

Для А. Солженицына понятие «деревня» является образцом (синонимом) жизни людей в конце 19 — начале 20 вв. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «правильного человека» — человека с лучшими чертами национального характера. Отсутствие такого человека обязательно приведет к разрушению древнерусской деревенской культуры и духовной смерти нации. В основе повествования А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Судьба деревенской жительницы Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна — такая же праведная личность, которая является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, на котором основан патриархальный уклад жизни села. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом — продолжение ее души, ее характера. Здесь все натуральное и органичное, вплоть до мышиного шороха за обоями. Все, что было в доме Матрены (коза, необычный кот, фикус, тараканы), было частью ее маленькой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому связано с восприятием человека природой, частью огромного мира, что также характерно для русского национального характера.

Матрена для Солженицына — воплощение идеала русского крестьянина. Его внешний вид подобен иконе, его жизнь подобна жизни святого. Его дом — это поперечный символический образ истории, подобный ковчегу библейского праведного Ноя, в котором он спасен от потопа вместе с семьей и парами всех земных животных — для продолжения человеческого рода.

Матрена — женщина праведная. Но сельчане не знают ее скрытой святости, считают женщину просто глупой, хотя именно она сохраняет высшие черты русской духовности. Как и Лукерья из повести Тургенева «Живая сила», Матрена не жаловалась на свою жизнь, она не беспокоила Бога, потому что она уже знает, что ей нужно. Всю жизнь Матрёна прожила для других (колхоз, сельские бабы, Таддео). Однако ни незаинтересованность, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят ответа в душах людей. Сложившиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов нечеловеческие законы современной цивилизации, разрушив моральные устои патриархального общества, создали новое искаженное понятие морали, в котором нет места духовной щедрости, сопереживанию или элементарной симпатии.

Автор наделил героиню православной верой в Бога. В самые трудные моменты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может, молилась, но не нарочито, стыдясь меня или боясь угнетать меня ». Любовь и забота о других, его «хорошее настроение» — все это привлекало автора, помогая залечивать жизненные раны.

Трагедия Матрены в том, что в ее героине совершенно отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь ей так и не удалось обзавестись хозяйством, а некогда хорошо построенный дом был ветхим и старым). Этот аспект русского народного характера, необходимый для существования нации, воплотился в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены практичность Таддео под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (войны, революции, коллективизации) превращается в абсолютный прагматизм, фатальный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится преувеличенная жажда наживы, обогащения, что приводит к полной моральной деградации героя. Таддео даже на похоронах Матрены «приехал ненадолго задержаться у гробниц», потому что ему не терпелось спасти «Горницу от пожара и происков сестер Матрены».

Но хуже всего то, что Таддео «был не один в деревне». Главный герой рассказа, повествователь Игнатьич, с сожалением говорит, что и другие жители тоже видят смысл жизни в накоплении денег, в накоплении имущества: «А терять его на глазах у людей считается постыдным и глупым. » Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не могли видеть за непритязательной внешностью душевной красоты героини. Матрёна мертва, а её дом и имущество уже забирают незнакомцы, не понимая, что со смертью Матрёны из её жизни уходит нечто более важное, неразделимое и примитивная повседневная оценка. Поэтому праведность Матрены осознает и чувствует рассказчик, а не односельчане. Жители села давно забыли даже само слово «правильный», не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина лет шестидесяти, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19, жених соседа, Фаддей, ухаживал за ней, но брак не состоялся, потому что началась Первая мировая война, Фаддей был вызван на войну и бесследно исчез.

Спустя три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. А после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив: он возвращается домой из плена. Скандал, однако, не выходит. Таддео прощает своего брата и его несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Великой Отечественной войны, и с тех пор прошло двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не умер, а просто воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, а после войны жил где-то еще с другой женщиной.

Фаддей остается со своей младшей дочерью Кирой, которую забирает одинокая Матрена. Девушка живет с героином десять лет и заботится о Кире, как о своей собственной, а незадолго до появления арендатора выходит замуж в другой деревне за молодого машиниста поезда.

Героиня живет одна в поселке Талново где-то в центральном районе СССР. Старушке никто не помогает, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но они умирали один за другим в детстве.

Единственным человеком во всем селе, с которым общалась Матрена, была ее подруга Маша. Они были близкими друзьями с юности. Маша была искренне привязана к Матрене и пришла ухаживать за козой и хижиной, когда сама героиня заболела. Из родственников Матрены остались три младшие сестры, которых судьба героини мало интересовала.

Героиня носит «расплывчатые темные тряпки» и «выцветшие старческие платки», она выглядит больной и замученной. У Матрены округлое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и тусклые бледно-голубые глаза. Время от времени у героини случаются приступы неизвестной болезни, когда Матрёна не может встать с постели и даже двое-трое суток пошевелиться. В такие периоды героин не ест и не пьет, не получает никакой медицинской помощи, но при этом не жалуется на тяжелое состояние, ожидая следующего «приступа».

Героиня до последнего проработала в колхозе, а отпустили Матрену оттуда только тогда, когда она совсем заболела. При этом пенсия старухе не выплачивалась, у Матрёны не было возможности зарабатывать деньги, а родственники редко вспоминали о героине и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился жилец — собственно, рассказчик, от имени которого рассказывается история. Рассказчик оплачивает проживание героини, к тому же в ту же зиму Матрёна впервые в жизни получает пенсию, а у старушки есть деньги.

Взяв немного денег, героиня заказывает новые валенки, покупает стеганую куртку, а из изношенного железнодорожного пальто заказывает шубу деревенскому портному. Она нашивает героиновое «великолепное пальто» на хлопковую подкладку, которого «за шесть десятилетий» героиня ни разу не видела.

Дом героини старый и маленький, но рассказчик достаточно хорош. Дома женщина держит много инжира в горшочках и кадках, которые «наполняют одиночество» героини.

Иллюстрации по повести «Матренин двор»

Несмотря на все свое одиночество, Матрена по натуре общительная женщина, простая и приветливая, тактичная и деликатная. Героин не беспокоит арендатора вопросами и не мешает работать в вечернее время. Рассказчик отмечает, что Матрена даже не спросила, женат ли он. Матрёна возится по дому и старается не шуметь, чтобы не беспокоить гостя.

Героиня живет скромно и в согласии с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не пытается обустраивать дом. Она не разводит скот, потому что не любит их кормить, не заботится о вещах, однако не пытается их приобретать, безразлична к одежде и собственному внешнему образу. Из всей семьи у Матрены были только не совсем белая коза и кошка, которых героиня приветствовала из жалости, потому что кошка была старая и шаткая. Героиня доит козу и добывает для нее сено.

«Матренин двор» на сцене театра

Несмотря на то, что героиня не беспокоится об экономике и безразлична к собственной жизни, она никогда не жалеет ни имущества, ни своего труда и охотно помогает посторонним просто так, не прося за это денег. Вечером к героину мог подойти сосед или дальний родственник и попросить Матрену пойти утром помочь выкопать картошку, а смирившаяся женщина пошла делать то, что ей велят. При этом героиня не завидует чужому богатству, ничего не хочет для себя и отказывается брать деньги за свой труд.

Героиня упорно трудится, чтобы не думать о несчастьях. Матрёна встает в четыре-пять утра, ходит с мешком торфа и работает в огороде, где только картошку выращивает. При этом земля героина не плодородная, песчаная, и Матрёна почему-то не хочет удобрять и убирать там огород, а также выращивать там что-нибудь кроме картошки. Но он ходит в дальний лес в поисках ягод и возит связки дров — летом на себе, зимой на санях. Несмотря на тяжелую и нестабильную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.

Иллюстрация к повести «Матренин двор»

Матрена — суеверная и, возможно, религиозная женщина, но героиню никогда не видели молящейся или крещенной публично. Героиня непонятно боится поездов, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», полная диалектизма и экспрессии. Несмотря на все свое невежество, героиня любит музыку и с удовольствием слушает романы по радио. Трудная биография Матрены заканчивается трагической гибелью под колесами поезда.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений