«На дне» — краткое содержание и анализ пьесы Максима Горького

Очень краткий пересказ

Костылевы Михаил и Василиса — хозяева приюта. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь живут бездомные, безработные, нищие, пьяные, живущие за счет воровства и проституции. Таковы острейший Сатин, безработный Тик и его безнадежно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий актер, вор Васька Ясень, Настя. Все они живут друг напротив друга и едят за общим столом.

Василиса Костылева связана с Васькой Пепло за спиной своего пожилого мужа. Эш быстро остывает с корыстной и жестокой Василисой, ему нравится его сестра Наташа, тихая и добрая. Жизнь девушки тяжелая: ревнивая Василиса бьет ее. Костылевы скупают украденные у Эша вещи, а родственник копа закрывает на это глаза.

Между гостями не прекращаются споры и ссоры, никто не задумывается о том, как тяжело умереть Анне. Ее муж тоже не заботится о ней. Только новичок Лука находит для женщины слова утешения. Старик знает, как утешить каждого отчаявшегося человека в убежище. Вселяет надежду пьяному актеру, Настя, мечтающая о любви, как в романе, советует Эшу поехать в Сибирь за другой жизнью.

Анна умирает, и Тик, который продал инструмент, чтобы помочь деньгами на похороны своей жены, остается без возможности заработать. Луку изгоняют из приюта. Васька предлагает Наташе бежать с ним, обещает изменить жизнь ненавистного ему вора. Девушка, выслушав Луку, принимает предложение опытного мальчика, если он ее не побьет. Василиса подслушала их разговор и сильно избила Наташу. Васька случайно убил Костылева, ожидает суда. Лука исчез. Приют продолжает свое скучное существование, актер кончает жизнь самоубийством.

Время и место действия

Действие происходит в конце 19 века. Это время экономического кризиса. Безработица, бедность испортили судьбу людей.

Театр событий представляет собой грязный приют для бездомных, расположенный в подвале жилого дома в одном из российских городов.

Акт первый

Пещерный подвал. Потолок тяжелый, каменный, дымчатый, с осыпающейся штукатуркой. Свет исходит от зрителя и сверху вниз из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занимает комната Эша, обнесенная тонкими переборками, возле двери в эту комнату — койки Бубнова. В левом углу большая русская печь; слева каменная стена — дверь на кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены большая кровать, прикрытая грязной ситцевой занавеской. По всем стенам нары. На переднем плане на левой стене — деревянный брусок с прикрепленными к нему тисками и небольшой наковальней, и еще один, ниже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Тик, который проверяет ключи от старых замков. У его ног две большие связки разных ключей на проволочных кольцах, скрученный жестяной самовар, молоток и известь. В центре убежища большой стол, две скамейки, табурет, все грязное и некрашеное. За столом, в самоваре, Квашня — хозяин, барон жует черный хлеб, а Настя на табурете читает взлохмаченную книгу, опираясь на стол. На кровати, прикрытой балдахином, Анна кашляет. Бубен, сидя на койке, примеряет старые рваные штаны на пустое место для шляп, сжатых в коленях, пытаясь придумать, как резать. Рядом с ним — измельченный картон из-под шляпы — для козырьков, клеенки, тряпки. Сатин только что проснулся, ложится на койку и рычит. На плите-невидимке актер шарит и кашляет.

Акт 4. После исчезновения Луки

Ночь. За обеденным столом Мите, ставший нищим, чинил аккордеон, а Сатин, Барон и Настя пили. Актер кашлянул на плите.

Все обсуждали пропавшего Луку. Настя, решившая уйти от барона, пожалела доброго и понимающего старика. Сатин сравнил Луку с беззубой крошкой, а Барона с пластырем нарыва. Клещ считал старым добром: «у него в душе был закон». Актер все еще находился на пути в мифический приют для пьяниц.

Сатин считал, что старик солгал из жалости к своим соседям. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой и живёт в чужих соках», но не тем, кто сам себе хозяин.

Ложь — религия рабов и господ… Истина — бог свободного человека!

Однако старик подействовал на Сатин «как кислота на грязную старую монету». Его поразили слова Луки о том, что люди на самом деле не живут для себя, а ждут рождения лучшего человека. Поэтому каждого человека нужно уважать: вдруг именно он родился для счастья и для большой пользы.

Барон вспомнил свою семью — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям и занимали высокие посты. Чтобы обидеть барона, Настя крикнула, что ничего этого не произошло. Сатин посоветовал ему все забыть.

Настя сообщила, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Девушка считала, что хитрая Василиса освободится и Пепел отправится на каторжные работы.

Сатин начал рассуждать, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начало и конец», а в мире вокруг него — «дело его рук и его мозга». Его не надо унижать жалостью, а уважать, ибо «один человек — играй с гордостью».

Барон не умел рассуждать и боялся. Всю жизнь он плыл по течению и переодевался. Он учился — носил студенческую форму, женился — примерил фрак, обанкротился — носил серую куртку и красные штаны, служил офицером — носил форму и кепку, воровал государственные деньги — получил тюремный халат, теперь одетый тряпки, а зачем он родился — не понял.

Актер выпил рюмку водки и выбежал из комнаты. Пришли выпившие Бубнов и Медведев с водкой и закуской и начали всех угощать. Все посмеивались над Медведевым: его уволила полиция, теперь он подчинялся Квашне, а она, по слухам, его избила. В таверне собрались собутыльники, радостно распевая.

Тогда испуганный барон сообщил, что актер повесился на пустыре. Сатин тихо сказал: «Эх .. испортил песню .. тупой рак!».

Рассказывает Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, измените этот обзор в People’s Briefing.

Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика

Главные герои

Костылев - народный артист СССР Кирилл Лавров.
Михаил Иванович Костылев — хозяин общежития, 54 года, жадный, не стесняется покупать краденое, отнимает у гостей последнюю копейку. Костылев — лицемер: он пытается казаться набожным, но душа его далека от христианства. Он ревнует к своей жене, которая ровесница его дочери.Василиса Карповна Костылева
Костылева Василиса Карповна — жена хозяина, 26 лет. Женщина бессердечна, жадна, разыгрывает Ваську Ясень, тиранит сестру.Наташа
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая и добрая девочка. Он терпит издевательства Василисы, его жизнь мрачна, он часто представляет себе свою смерть.


Лука — 60-летний странник, он много повидал в жизни, жалеет людей, пытается утешить, подарить что-то обнадеживающее.Прах Васьки
Васька Пепель, молодой человек 28 лет, причастен к краже, связан с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отпугивают. Эшу нравится Наташа, потому что она «строгий, хороший .. надежный человек». Ради него он даже готов изменить свой образ жизни.Алексей Жильцов, народный артист РСФСР, любит клеща.
Появляется Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по профессии — кузнец. Считает себя лучше остальных в общежитии, потому что любит работать. Клещ обязательно придет по нужде. Он трудолюбивый, но сварливый и жестокосердный по отношению к больной жене.Бубнов
Бубнов — это шапка, у которой когда-то был свой бизнес. Ему 45 лет, он потерял все из-за жены и возлюбленной. Ничего хорошего от жизни не ждет, ко всему равнодушен.
Барон — разоренный аристократ, 33 года. Он вел безрассудную и пустую жизнь, затонул в приюте, стал соседом по комнате проститутки. Иногда вспоминает прошлое и хвастается своим происхождением. Он больше не надеется на перемены к лучшему. Барон пассивен, ничего не может изменить.Атлас
Сатин — фломастер, 40 лет. Отбывал в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то он работал в типографии, много читал и достаточно образован на фоне свалок. Персонаж часто предается абстрактным рассуждениям, использует слова из книг. В монологе «Человек — играй с гордостью! ..» автор выражает свою позицию.

Евгений Лебедев в роли Луки, Алиса Фрейндлих в роли Насти.
Настя — 24-летняя девушка, наложница барона, зарабатывает деньги проституцией. Она читает некачественные французские романы, мечтает о настоящей любви, рассказывает о своем любимом Гастоне или Рауле и сама этому верит.

Актер
Актер — пьяный человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актер с сценическим псевдонимом Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, умеет сострадать. Потеряв надежду изменить свою жизнь, он повесился.

Второстепенные герои

Медведев Абрам — милиционер средних лет, дядя Василисы и Наташи. Она бессовестно не вмешивается в «семейные дела», когда Василиса бьет Наталью, закрывает глаза на деловые отношения между Костылевым и вором Эшем, Анна — жена Клеша, 30 лет. Она заболела туберкулезом из-за побоев и недоедания мужа. Когда она умирала, она не видела сочувствия мужа. Алешка сапожник, 20 лет, уже пьёт, часто сидит в тюрьме. Квашня — предприимчивая женщина 40 лет, прерванная продажей пельменей. Не так давно она стала вдовой, чему несказанно рада: муж развел руками. Я не хотел больше знать о браке. Поддавшись уговорам Медведева, она согласилась с ним, но стала избивать мужа: татарин — крючник. Трудолюбивый, он считает, что всегда нужно быть честным. У него раздавленная рука, которую нужно будет разрезать.

Акт 1

Действие происходит весенним утром в грязном подвальном помещении. В центре стол, за которым отвечает Квашня, продавец пельменей. Женщина говорит о своем парне, который ухаживает за ней, но она не выходит за него замуж. Не так давно умер муж Квашной, который всю жизнь тиранил ее. Теперь он счастлив и не хочет терять свободу. Отметьте предметы, за которые она все равно выйдет замуж. Квашня возмущается, обвиняет собеседника в смертельной болезни жены.

Актер просыпается, помогает тяжелобольной Анне выбраться в воздух. Они встретятся с Костылевым, который ищет Василису. Старик недаром подозревает, что у него роман с Эшем, но не может поймать ее мужа на месте преступления. Истец обращается к собственнику с просьбой простить хотя бы половину долга. Костылев отказывается. Обезумевший актер забывает об Анне.

В заключение
Акт 1

Лука приходит в приют. Помогите пациенту вернуться.

На сцене появляется сапожник Алешка, пересекает дорогу с Василисой, которая ищет Эша. Подвыпивший парень опрометчиво сообщает ей, что Васька готов бросить ее из-за Наташи. Костылева разозлилась. Вспоминая жизненный долг сапожника, она выгоняет его из укрытия.

Действие заканчивается дракой у входа: Василиса избивает сестру.

Акт 2

Дальнейшие мероприятия — вечером. Большинство гостей играют в карты, Бубнов и Медведев развлекаются в шашки.

Старый Лука находит для всех необходимое утешение и подсказывает, как выйти из этой ситуации:

  1. Умирающая Анна, жалуясь на жизнь, в которой она ничего не делала, кроме лишений и побоев своего мужа, говорит об отдыхе и счастье после смерти.
  2. Старик советует актеру, забывшему любимое стихотворение из-за пьянства, лечиться в бесплатной больнице для пьяниц. Несчастный пьяница гарантирует два дня трезвой жизни — и стихотворение он запомнит. Лука хитро внушает актеру, что нужно только подготовиться к лечению, на время воздержаться от выпивки.
  3. Странник и Пепел дважды пытается избежать разрушительных действий.

В заключение
Акт 2

Милиционер Медведев грозит арестом Василия, а Лука советует ему уехать в Сибирь, где хорошо живут сильные и умные.

Василиса убеждает Эша разобраться с мужем, а взамен он получит деньги и Наталью. Старик убеждает не шутить с Василисой, а сбежать из убежища вместе с Натальей.

Костылев все же застал жен с поличным, с любовником. Начался скандал. Васька чуть не избил старика, но Лука его отговорил.

Тем временем Анна умирает, а Васька и Лука отправляются на поиски Клеща, который он выпивает в таверне. Актер приходит в приют, с ним Наташа. В пьяном виде он обещает ей оправиться от разрушительной тяги к алкоголю и снова сыграть на сцене. Приходит Тик, оставил все деньги в таверне и не знает, за что хоронить жену. Товарищи по несчастью обещают помочь.

Акт 3

Гости собрались на пустыре и разговаривают. Прочитав дешевые романы, Настя рассказывает о страстно влюбленном в нее студенте. Барон издевается над фантазиями наложницы, говоря, что сюжет взят у нее из прочитанной ею книги. Настя обижается и уходит. За ней — барон.

Наташа признается, что мечтает, чтобы ее забрали у Костылевых. Лука вспоминает, как однажды сокамерники проникли на охраняемую им дачу под Томском. Он не убивал их, он жалел их, накормил голодных, и все закончилось хорошо. Старик заключает, что человек открыт на добро.

Бубнов говорит, что лучше говорить правду, он не может лгать. И Лука возразил, что иногда правда невыносима. Он сказал, что человек мечтал о праведной земле, но его мечта была разрушена ученым. Он выложил перед собой карту, на которой нет желаемой земли. Мужчина повесился.

Пепел спорит с Василисой. Вор Васька убеждает Наташу помочь ему стать другим. Девушка не испытывает к нему особой любви, но соглашается с условием, что он никогда ее не побьет. Их разговор слышит Костылева. Он приказывает Наташе носить самовар, а она сама ссорится с бывшим возлюбленным.

Между Костылевым и Лукой происходит ссора. Хозяин говорит, что давать советы — это не работа Луки, он должен молиться за людей, если он странник. На это старик отвечает, что одним людям еще можно помочь исправить себя, а другим уже нет. Он причислял Костылева к «другим». Он рассердился и вывел незнакомца из убежища.

В заключение
Акт 3

Измученная Василиса намеренно обожгла Наталье ноги. В ссоре Пепел поражает Костылева, который падает замертво. Василиса объявляет Ваську убийцей, также вспоминает, как уговаривала его убить за деньги. Наталья не права, она считает, что оба в союзе: они хотят избавиться от старого Костылева и от нее. В бреду он проклял Эша.

Акт 2. Лука пробуждает в нищих надежду

Вечер. Лука сидел у постели Анны, жаловался, что муж ее бил и обижал, она всю жизнь умирала от голода, ходила в тряпках. Лука утешил несчастную женщину, пообещав ей покой после смерти.

После обмана нищий барон выиграл в карты и предложил актеру и Луке выпить выигрыш. Старик отказался.
Барон — бедный аристократ, 33 года, сосед Насти по комнате, умный, образованный, живет прошлым и не надеется на будущее

Актер из-за постоянного опьянения забыл любимые стихи, которые Люк собирался читать. Старик предложил актеру лечиться от пьянства в бесплатной больнице для пьяниц, просто актеру нужно не пить несколько дней.

Человек — он может все .. если только захочет…

Поначалу актеру понравилась идея начать жизнь заново, но потом он назвал Луку чудаком и ушел.

Анна позвонила Луке. Тик хотел поговорить с женой, но она больше от него не зависела. Больше никого не волновала умирающая женщина, только Бубнов был рад, что Анна больше не кашляла по ночам.

Андрей Бубнов — кепка, 45, когда-то был свой бизнес, равнодушный, скучный

Словом, существует благодаря рекламе:

Эш спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила свою сестру. Медведев ответил, что семейного бизнеса вора нет, и пригрозил арестовать. Затем Эш пообещал доставить Костылевых, которые покупали у него воровство. Медведев отступил.

Лука начинает убеждать Эша, что в Сибири можно начать новую честную жизнь. Эш сказал, что старик лгал, Люк ответил, что не всем нужна правда, для многих она смертна.

Когда Пепел спросил, существует ли Бог, Лука ответил: «Если вы верите, то он есть; если вы этому не верите, нет… Во что вы верите, то и во что верите. Пепел почти догадался, кто такой Лука, но тут Василиса вызвала вора, чтобы тот заговорил. Эш признается, что никогда не любил Василису, и она предлагала ему деньги и Наташу в жены, если он убьет ее мужа. Лука подслушал разговор.

Костылев находит жену с Эшем и устраивает скандал. Прах набросился на Костылева, но Лука посоветовал воришке не слушать Василису, а взять Наташу и уйти.

Анна мертва. Лука и Эш идут, чтобы сообщить Тику о смерти его жены, а пьяный актер и Наташа входят в комнату. Актер всерьез собирался оправиться от пьянства и вернуться на сцену.

Монетный двор потратил все деньги на выпивку и не мог похоронить его жену. Жители приюта пообещали собрать как можно больше и спокойно легли спать: присутствие трупа их не беспокоило.

Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве

На пустыре за убежищем сидели Наташа, Лука, Барон, Настя и Клещ.

Настя — сожительница барона, проститутка, 24 года, романтичная и обидчивая, мечтает о любви

Бубнов выглянул в окно. Настя рассказала о влюбленном в нее красивом ученице. Барон снова поссорился с ней, сказав, что история взята из бульварного романа. Лука увел Настю, нежно утешая ее. Наташа призналась, что ждала особенного человека, который спасет ее от сестры и Костылева.

Барон ушел нести Настю. Возвращение Люка рассказало, как двое беглецов забрались на дачу, где он служил опекуном, в поисках еды. Лука сжалился над ними и всю зиму прожил с ними на даче.

Бубнов заявил, что не умеет лгать и предпочитает говорить правду. Лука ответил, что «нельзя всегда исцелить свою душу истиной», и рассказал о человеке, который верил, что в мире есть справедливая земля, где все уважают друг друга. Ученый однажды доказал человеку, что справедливой земли не существует, и повесился.

Лука сказал, что скоро поедет «к украинцам», где, по слухам, они открыли для себя новую веру — «кто сильно хочет, тот найдет», просто нужно помогать людям и уважать их.

Эш предлагает Наташе уйти с ним, обещая с ее помощью измениться, прекратить воровать.

Так жить надо . чтобы <…> уважать себя…

Девушка не верила Эшу и не любила его. В конце концов, она соглашается, но обещает повеситься, если Эш ударит ее. Лука подбадривал девушку — «ты ему нужна больше, чем он тебе». Василиса прислушивается к их разговору и начинает дразнить сестру и Эша.

Костылев узнал, что Лука собирается уходить. Он считал, что долг человека — не блуждать, а быть полезным. Странник не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все грехи мирские». Лука возразил: есть люди, похожие на плодородную землю, «что не сеешь на ней — родит», но такие люди, как Костылев и Бог их не исправят. Злой Костылев вытащил Луку из флопа.

Бубнов считал, что «всегда лучше уйти вовремя», «он избавил себя от тяжелой работы, начав вовремя». Жена Бубнова и ее любовник хотели его убить. Бубнов передумал об убийстве жены и ушел, оставив кожевенную мастерскую.

Сатин — нищий, ему за 40, он образован, работал в телеграфе и много читал, чем до сих пор любит щеголять

Сатин сказал Луке, что в молодости «убил мерзавца», защищая свою сестру. Пока я был в тюрьме, моя сестра умерла, и Сатин стал игроком. Галочка прибыла. Он продал все инструменты, чтобы похоронить жену, а ему нечем работать, а шутить стыдно.

Потом все узнали, что Василиса парализовала сестру, обожгив ей ноги. Разъяренный Эш толкнул Костылева, упал и погиб. Василиса назвала вора убийцей и кричала, что это Василиса уговорила мужа убить. Наташа решила, что заодно ее изувечили, чтобы она не мешала. Наполовину потеряв сознание, она проклинала Эша.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений