Очень краткий пересказ
Костылевы Михаил и Василиса — хозяева приюта. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь живут бездомные, безработные, нищие, пьяные, живущие за счет воровства и проституции. Таковы острейший Сатин, безработный Тик и его безнадежно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий актер, вор Васька Ясень, Настя. Все они живут друг напротив друга и едят за общим столом.
Василиса Костылева связана с Васькой Пепло за спиной своего пожилого мужа. Эш быстро остывает с корыстной и жестокой Василисой, ему нравится его сестра Наташа, тихая и добрая. Жизнь девушки тяжелая: ревнивая Василиса бьет ее. Костылевы скупают украденные у Эша вещи, а родственник копа закрывает на это глаза.
Между гостями не прекращаются споры и ссоры, никто не задумывается о том, как тяжело умереть Анне. Ее муж тоже не заботится о ней. Только новичок Лука находит для женщины слова утешения. Старик знает, как утешить каждого отчаявшегося человека в убежище. Вселяет надежду пьяному актеру, Настя, мечтающая о любви, как в романе, советует Эшу поехать в Сибирь за другой жизнью.
Анна умирает, и Тик, который продал инструмент, чтобы помочь деньгами на похороны своей жены, остается без возможности заработать. Луку изгоняют из приюта. Васька предлагает Наташе бежать с ним, обещает изменить жизнь ненавистного ему вора. Девушка, выслушав Луку, принимает предложение опытного мальчика, если он ее не побьет. Василиса подслушала их разговор и сильно избила Наташу. Васька случайно убил Костылева, ожидает суда. Лука исчез. Приют продолжает свое скучное существование, актер кончает жизнь самоубийством.
Время и место действия
Действие происходит в конце 19 века. Это время экономического кризиса. Безработица, бедность испортили судьбу людей.
Театр событий представляет собой грязный приют для бездомных, расположенный в подвале жилого дома в одном из российских городов.
Акт первый
Пещерный подвал. Потолок тяжелый, каменный, дымчатый, с осыпающейся штукатуркой. Свет исходит от зрителя и сверху вниз из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занимает комната Эша, обнесенная тонкими переборками, возле двери в эту комнату — койки Бубнова. В левом углу большая русская печь; слева каменная стена — дверь на кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены большая кровать, прикрытая грязной ситцевой занавеской. По всем стенам нары. На переднем плане на левой стене — деревянный брусок с прикрепленными к нему тисками и небольшой наковальней, и еще один, ниже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Тик, который проверяет ключи от старых замков. У его ног две большие связки разных ключей на проволочных кольцах, скрученный жестяной самовар, молоток и известь. В центре убежища большой стол, две скамейки, табурет, все грязное и некрашеное. За столом, в самоваре, Квашня — хозяин, барон жует черный хлеб, а Настя на табурете читает взлохмаченную книгу, опираясь на стол. На кровати, прикрытой балдахином, Анна кашляет. Бубен, сидя на койке, примеряет старые рваные штаны на пустое место для шляп, сжатых в коленях, пытаясь придумать, как резать. Рядом с ним — измельченный картон из-под шляпы — для козырьков, клеенки, тряпки. Сатин только что проснулся, ложится на койку и рычит. На плите-невидимке актер шарит и кашляет.
Акт 4. После исчезновения Луки
Ночь. За обеденным столом Мите, ставший нищим, чинил аккордеон, а Сатин, Барон и Настя пили. Актер кашлянул на плите.
Все обсуждали пропавшего Луку. Настя, решившая уйти от барона, пожалела доброго и понимающего старика. Сатин сравнил Луку с беззубой крошкой, а Барона с пластырем нарыва. Клещ считал старым добром: «у него в душе был закон». Актер все еще находился на пути в мифический приют для пьяниц.
Сатин считал, что старик солгал из жалости к своим соседям. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой и живёт в чужих соках», но не тем, кто сам себе хозяин.
Ложь — религия рабов и господ… Истина — бог свободного человека!
Однако старик подействовал на Сатин «как кислота на грязную старую монету». Его поразили слова Луки о том, что люди на самом деле не живут для себя, а ждут рождения лучшего человека. Поэтому каждого человека нужно уважать: вдруг именно он родился для счастья и для большой пользы.
Барон вспомнил свою семью — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям и занимали высокие посты. Чтобы обидеть барона, Настя крикнула, что ничего этого не произошло. Сатин посоветовал ему все забыть.
Настя сообщила, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Девушка считала, что хитрая Василиса освободится и Пепел отправится на каторжные работы.
Сатин начал рассуждать, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начало и конец», а в мире вокруг него — «дело его рук и его мозга». Его не надо унижать жалостью, а уважать, ибо «один человек — играй с гордостью».
Барон не умел рассуждать и боялся. Всю жизнь он плыл по течению и переодевался. Он учился — носил студенческую форму, женился — примерил фрак, обанкротился — носил серую куртку и красные штаны, служил офицером — носил форму и кепку, воровал государственные деньги — получил тюремный халат, теперь одетый тряпки, а зачем он родился — не понял.
Актер выпил рюмку водки и выбежал из комнаты. Пришли выпившие Бубнов и Медведев с водкой и закуской и начали всех угощать. Все посмеивались над Медведевым: его уволила полиция, теперь он подчинялся Квашне, а она, по слухам, его избила. В таверне собрались собутыльники, радостно распевая.
Тогда испуганный барон сообщил, что актер повесился на пустыре. Сатин тихо сказал: «Эх .. испортил песню .. тупой рак!».
Рассказывает Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, измените этот обзор в People’s Briefing.
Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Михаил Иванович Костылев — хозяин общежития, 54 года, жадный, не стесняется покупать краденое, отнимает у гостей последнюю копейку. Костылев — лицемер: он пытается казаться набожным, но душа его далека от христианства. Он ревнует к своей жене, которая ровесница его дочери.
Костылева Василиса Карповна — жена хозяина, 26 лет. Женщина бессердечна, жадна, разыгрывает Ваську Ясень, тиранит сестру.
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая и добрая девочка. Он терпит издевательства Василисы, его жизнь мрачна, он часто представляет себе свою смерть.
Лука — 60-летний странник, он много повидал в жизни, жалеет людей, пытается утешить, подарить что-то обнадеживающее.
Васька Пепель, молодой человек 28 лет, причастен к краже, связан с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отпугивают. Эшу нравится Наташа, потому что она «строгий, хороший .. надежный человек». Ради него он даже готов изменить свой образ жизни.
Появляется Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по профессии — кузнец. Считает себя лучше остальных в общежитии, потому что любит работать. Клещ обязательно придет по нужде. Он трудолюбивый, но сварливый и жестокосердный по отношению к больной жене.
Бубнов — это шапка, у которой когда-то был свой бизнес. Ему 45 лет, он потерял все из-за жены и возлюбленной. Ничего хорошего от жизни не ждет, ко всему равнодушен.
Барон — разоренный аристократ, 33 года. Он вел безрассудную и пустую жизнь, затонул в приюте, стал соседом по комнате проститутки. Иногда вспоминает прошлое и хвастается своим происхождением. Он больше не надеется на перемены к лучшему. Барон пассивен, ничего не может изменить.
Сатин — фломастер, 40 лет. Отбывал в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то он работал в типографии, много читал и достаточно образован на фоне свалок. Персонаж часто предается абстрактным рассуждениям, использует слова из книг. В монологе «Человек — играй с гордостью! ..» автор выражает свою позицию.
Настя — 24-летняя девушка, наложница барона, зарабатывает деньги проституцией. Она читает некачественные французские романы, мечтает о настоящей любви, рассказывает о своем любимом Гастоне или Рауле и сама этому верит.
Актер — пьяный человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актер с сценическим псевдонимом Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, умеет сострадать. Потеряв надежду изменить свою жизнь, он повесился.
Второстепенные герои
Медведев Абрам — милиционер средних лет, дядя Василисы и Наташи. Она бессовестно не вмешивается в «семейные дела», когда Василиса бьет Наталью, закрывает глаза на деловые отношения между Костылевым и вором Эшем, Анна — жена Клеша, 30 лет. Она заболела туберкулезом из-за побоев и недоедания мужа. Когда она умирала, она не видела сочувствия мужа. Алешка сапожник, 20 лет, уже пьёт, часто сидит в тюрьме. Квашня — предприимчивая женщина 40 лет, прерванная продажей пельменей. Не так давно она стала вдовой, чему несказанно рада: муж развел руками. Я не хотел больше знать о браке. Поддавшись уговорам Медведева, она согласилась с ним, но стала избивать мужа: татарин — крючник. Трудолюбивый, он считает, что всегда нужно быть честным. У него раздавленная рука, которую нужно будет разрезать.
Акт 1
Действие происходит весенним утром в грязном подвальном помещении. В центре стол, за которым отвечает Квашня, продавец пельменей. Женщина говорит о своем парне, который ухаживает за ней, но она не выходит за него замуж. Не так давно умер муж Квашной, который всю жизнь тиранил ее. Теперь он счастлив и не хочет терять свободу. Отметьте предметы, за которые она все равно выйдет замуж. Квашня возмущается, обвиняет собеседника в смертельной болезни жены.
Актер просыпается, помогает тяжелобольной Анне выбраться в воздух. Они встретятся с Костылевым, который ищет Василису. Старик недаром подозревает, что у него роман с Эшем, но не может поймать ее мужа на месте преступления. Истец обращается к собственнику с просьбой простить хотя бы половину долга. Костылев отказывается. Обезумевший актер забывает об Анне.
Акт 1
Лука приходит в приют. Помогите пациенту вернуться.
На сцене появляется сапожник Алешка, пересекает дорогу с Василисой, которая ищет Эша. Подвыпивший парень опрометчиво сообщает ей, что Васька готов бросить ее из-за Наташи. Костылева разозлилась. Вспоминая жизненный долг сапожника, она выгоняет его из укрытия.
Действие заканчивается дракой у входа: Василиса избивает сестру.
Акт 2
Дальнейшие мероприятия — вечером. Большинство гостей играют в карты, Бубнов и Медведев развлекаются в шашки.
Старый Лука находит для всех необходимое утешение и подсказывает, как выйти из этой ситуации:
- Умирающая Анна, жалуясь на жизнь, в которой она ничего не делала, кроме лишений и побоев своего мужа, говорит об отдыхе и счастье после смерти.
- Старик советует актеру, забывшему любимое стихотворение из-за пьянства, лечиться в бесплатной больнице для пьяниц. Несчастный пьяница гарантирует два дня трезвой жизни — и стихотворение он запомнит. Лука хитро внушает актеру, что нужно только подготовиться к лечению, на время воздержаться от выпивки.
- Странник и Пепел дважды пытается избежать разрушительных действий.
Акт 2
Милиционер Медведев грозит арестом Василия, а Лука советует ему уехать в Сибирь, где хорошо живут сильные и умные.
Василиса убеждает Эша разобраться с мужем, а взамен он получит деньги и Наталью. Старик убеждает не шутить с Василисой, а сбежать из убежища вместе с Натальей.
Костылев все же застал жен с поличным, с любовником. Начался скандал. Васька чуть не избил старика, но Лука его отговорил.
Тем временем Анна умирает, а Васька и Лука отправляются на поиски Клеща, который он выпивает в таверне. Актер приходит в приют, с ним Наташа. В пьяном виде он обещает ей оправиться от разрушительной тяги к алкоголю и снова сыграть на сцене. Приходит Тик, оставил все деньги в таверне и не знает, за что хоронить жену. Товарищи по несчастью обещают помочь.
Акт 3
Гости собрались на пустыре и разговаривают. Прочитав дешевые романы, Настя рассказывает о страстно влюбленном в нее студенте. Барон издевается над фантазиями наложницы, говоря, что сюжет взят у нее из прочитанной ею книги. Настя обижается и уходит. За ней — барон.
Наташа признается, что мечтает, чтобы ее забрали у Костылевых. Лука вспоминает, как однажды сокамерники проникли на охраняемую им дачу под Томском. Он не убивал их, он жалел их, накормил голодных, и все закончилось хорошо. Старик заключает, что человек открыт на добро.
Бубнов говорит, что лучше говорить правду, он не может лгать. И Лука возразил, что иногда правда невыносима. Он сказал, что человек мечтал о праведной земле, но его мечта была разрушена ученым. Он выложил перед собой карту, на которой нет желаемой земли. Мужчина повесился.
Пепел спорит с Василисой. Вор Васька убеждает Наташу помочь ему стать другим. Девушка не испытывает к нему особой любви, но соглашается с условием, что он никогда ее не побьет. Их разговор слышит Костылева. Он приказывает Наташе носить самовар, а она сама ссорится с бывшим возлюбленным.
Между Костылевым и Лукой происходит ссора. Хозяин говорит, что давать советы — это не работа Луки, он должен молиться за людей, если он странник. На это старик отвечает, что одним людям еще можно помочь исправить себя, а другим уже нет. Он причислял Костылева к «другим». Он рассердился и вывел незнакомца из убежища.
Акт 3
Измученная Василиса намеренно обожгла Наталье ноги. В ссоре Пепел поражает Костылева, который падает замертво. Василиса объявляет Ваську убийцей, также вспоминает, как уговаривала его убить за деньги. Наталья не права, она считает, что оба в союзе: они хотят избавиться от старого Костылева и от нее. В бреду он проклял Эша.
Акт 2. Лука пробуждает в нищих надежду
Вечер. Лука сидел у постели Анны, жаловался, что муж ее бил и обижал, она всю жизнь умирала от голода, ходила в тряпках. Лука утешил несчастную женщину, пообещав ей покой после смерти.
После обмана нищий барон выиграл в карты и предложил актеру и Луке выпить выигрыш. Старик отказался.
Барон — бедный аристократ, 33 года, сосед Насти по комнате, умный, образованный, живет прошлым и не надеется на будущее
Актер из-за постоянного опьянения забыл любимые стихи, которые Люк собирался читать. Старик предложил актеру лечиться от пьянства в бесплатной больнице для пьяниц, просто актеру нужно не пить несколько дней.
Человек — он может все .. если только захочет…
Поначалу актеру понравилась идея начать жизнь заново, но потом он назвал Луку чудаком и ушел.
Анна позвонила Луке. Тик хотел поговорить с женой, но она больше от него не зависела. Больше никого не волновала умирающая женщина, только Бубнов был рад, что Анна больше не кашляла по ночам.
Андрей Бубнов — кепка, 45, когда-то был свой бизнес, равнодушный, скучный
Словом, существует благодаря рекламе:
Эш спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила свою сестру. Медведев ответил, что семейного бизнеса вора нет, и пригрозил арестовать. Затем Эш пообещал доставить Костылевых, которые покупали у него воровство. Медведев отступил.
Лука начинает убеждать Эша, что в Сибири можно начать новую честную жизнь. Эш сказал, что старик лгал, Люк ответил, что не всем нужна правда, для многих она смертна.
Когда Пепел спросил, существует ли Бог, Лука ответил: «Если вы верите, то он есть; если вы этому не верите, нет… Во что вы верите, то и во что верите. Пепел почти догадался, кто такой Лука, но тут Василиса вызвала вора, чтобы тот заговорил. Эш признается, что никогда не любил Василису, и она предлагала ему деньги и Наташу в жены, если он убьет ее мужа. Лука подслушал разговор.
Костылев находит жену с Эшем и устраивает скандал. Прах набросился на Костылева, но Лука посоветовал воришке не слушать Василису, а взять Наташу и уйти.
Анна мертва. Лука и Эш идут, чтобы сообщить Тику о смерти его жены, а пьяный актер и Наташа входят в комнату. Актер всерьез собирался оправиться от пьянства и вернуться на сцену.
Монетный двор потратил все деньги на выпивку и не мог похоронить его жену. Жители приюта пообещали собрать как можно больше и спокойно легли спать: присутствие трупа их не беспокоило.
Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве
На пустыре за убежищем сидели Наташа, Лука, Барон, Настя и Клещ.
Настя — сожительница барона, проститутка, 24 года, романтичная и обидчивая, мечтает о любви
Бубнов выглянул в окно. Настя рассказала о влюбленном в нее красивом ученице. Барон снова поссорился с ней, сказав, что история взята из бульварного романа. Лука увел Настю, нежно утешая ее. Наташа призналась, что ждала особенного человека, который спасет ее от сестры и Костылева.
Барон ушел нести Настю. Возвращение Люка рассказало, как двое беглецов забрались на дачу, где он служил опекуном, в поисках еды. Лука сжалился над ними и всю зиму прожил с ними на даче.
Бубнов заявил, что не умеет лгать и предпочитает говорить правду. Лука ответил, что «нельзя всегда исцелить свою душу истиной», и рассказал о человеке, который верил, что в мире есть справедливая земля, где все уважают друг друга. Ученый однажды доказал человеку, что справедливой земли не существует, и повесился.
Лука сказал, что скоро поедет «к украинцам», где, по слухам, они открыли для себя новую веру — «кто сильно хочет, тот найдет», просто нужно помогать людям и уважать их.
Эш предлагает Наташе уйти с ним, обещая с ее помощью измениться, прекратить воровать.
Так жить надо . чтобы <…> уважать себя…
Девушка не верила Эшу и не любила его. В конце концов, она соглашается, но обещает повеситься, если Эш ударит ее. Лука подбадривал девушку — «ты ему нужна больше, чем он тебе». Василиса прислушивается к их разговору и начинает дразнить сестру и Эша.
Костылев узнал, что Лука собирается уходить. Он считал, что долг человека — не блуждать, а быть полезным. Странник не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все грехи мирские». Лука возразил: есть люди, похожие на плодородную землю, «что не сеешь на ней — родит», но такие люди, как Костылев и Бог их не исправят. Злой Костылев вытащил Луку из флопа.
Бубнов считал, что «всегда лучше уйти вовремя», «он избавил себя от тяжелой работы, начав вовремя». Жена Бубнова и ее любовник хотели его убить. Бубнов передумал об убийстве жены и ушел, оставив кожевенную мастерскую.
Сатин — нищий, ему за 40, он образован, работал в телеграфе и много читал, чем до сих пор любит щеголять
Сатин сказал Луке, что в молодости «убил мерзавца», защищая свою сестру. Пока я был в тюрьме, моя сестра умерла, и Сатин стал игроком. Галочка прибыла. Он продал все инструменты, чтобы похоронить жену, а ему нечем работать, а шутить стыдно.
Потом все узнали, что Василиса парализовала сестру, обожгив ей ноги. Разъяренный Эш толкнул Костылева, упал и погиб. Василиса назвала вора убийцей и кричала, что это Василиса уговорила мужа убить. Наташа решила, что заодно ее изувечили, чтобы она не мешала. Наполовину потеряв сознание, она проклинала Эша.