- Эпоха Чацкого
- Любовь и разочарование Чацкого
- Как оценивает Гончаров Чацкого: «Мильон терзаний», образ Чацкого
- Противоречивость характера
- Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова
- Какой образ Чацкого в литературе, в комедии Грибоедова «Горе от ума», значение образа: сочинение, с цитатами, 9 класс, характеристика кратко
- Портрет: внешность, характеристика речи
- Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе
- Как в образе Чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль главного участника комедии?
- Характеристика личностных качеств Чацкого
- Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии
- Происхождение Чацкого и его предшествующая биография
- Пример 2
- «Образ Чацкого восходит сразу к нескольким…»: образ героя, изложение, сожмите текст кратко
- Чувства и особенности внутренних переживаний героя
- Своеобразное мировоззрение героя
- Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
- Конфликт Чацкого и общества Фамусова
- Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей
- О «сумасшествии» Чацкого
- Краткая цитатная характеристика Чацкого
- Роль Чацкого в комедии Горе от ума
- Горе от ума: умён ли был Чацкий?
Эпоха Чацкого
Работа была завершена автором в 1824 году, но работать над ней он начал между 1816 и 1821 годами (точная дата исследователями не установлена). Сколько было времени?
Отечественная война 1812 года закончилась победно: ожидалось, что героизм народа будет поощряться отменой крепостного права, но этого не произошло. Появились первые признаки недовольства внутренней политикой государства. В 1816 году была создана первая тайная организация будущих декабристов — Союз Спасения, и ее создание стало первым шагом к ограничению авторитарной власти абсолютной монархии в России. В 1818 году Европейский сейм попросили ограничить самодержавие, введя его в рамках закона и конституции, но присутствовавший там император Александр I ужасно боялся проникновения «французской заразы», т. Е. Революционной идеи, в стране. В Европейском сейме он поддержал эти требования, но не реализовал их в стране.
В комедии «Горе от ума» только Чацкий говорит о новой морали, новых идеях и стремлении к духовной и политической свободе. Именно он несет в себе «дух времени». Но за время его трехлетнего отсутствия в России радость победы над Наполеоном утихла, проза жизни с ее насущными проблемами захватила общество. В Москве жизнь вошла в привычный распорядок, и только вернувшийся Чацкий еще не расстался с иллюзиями грядущих перемен. В то время прогрессивные люди не стремились к революционным преобразованиям, ниспровержению монархии и т.д. Они мечтали выполнить свой долг перед Отечеством, который заключался в честном служении ей. Поэтому Чацкий поехал в Петербург, но вскоре понял, что государству не нужны честные патриоты, нужны слуги: «Я бы с радостью служил, противно было бы служить». И вернемся в Москву. Но здесь он встречает еще более ярых противников любых преобразований: «знаменитую компанию».
Таким образом, эпоха Чацкого отличалась непримиримой неприязнью между защитниками старого мировоззрения и представителями нового мышления.
Любовь и разочарование Чацкого
Соня Фамусова знала Чацкого с раннего детства. Некоторое время они жили вместе. Сначала их отношения были братскими, но потом сменились любовью. После ухода Чацкий надолго оставил Соню, но она ее не забыла. Фактически, он вернулся к ней. Соня решила, что жизнь в их доме ему наскучила, и полюбила другого. Увидев старого друга, она изображает радость и взаимность, но со временем выясняется, что это неправда — она давно влюблена в другого, а Александра просто шутит. Чацкий вернулся в дом Фамусовых, чтобы продолжить их роман и в итоге женился на Соне. Однако его намерения были быстро осаждены Павлом: он считал, что его дочь может выйти замуж только за богатого человека с респектабельным положением. Чацкий, по его словам, был недостаточно богат и не хотел делать карьеру, что было недопустимо. С этого момента детское увлечение Александра этим человеком стало угасать. Понимая, что Соня берет его за нос, Чацкий очень разочаровывается и обвиняет ее в неприличном поведении. Но он очень счастлив, что ему не удалось стать ее мужем. Чацкий — человек уникальный для того времени. Он чистая душа, гуманист, который верит в пользу науки и искусства. Александр искренне считает, что люди должны строить свою жизнь на основе моральных законов, а не корысти. Чацкий потерял иллюзии, но не изменил своих убеждений. Он по-прежнему ценит свободу и право выбора для каждого человека. Александр пытается изменить застывших в своей позиции людей, но ему это не удается: он раздавлен и убегает из Москвы. Также рекомендуем ознакомиться с видео, в котором вы найдете цитируемое описание образа Чацкого в комедии «Горе от ума”.
Как оценивает Гончаров Чацкого: «Мильон терзаний», образ Чацкого
«Миллионы мучений», образ Чацкого
Многие критики отзывались о главном герое комедии «Горе от ума». Одни не понимают его как персонажа, другие разделяют его точку зрения. Как Гончаров оценивает имидж Чацкого? Несколько слов о его статье «Миллион мучений»:
В своей статье Гончаров уделяет персонажу пристальное внимание. Он считает, что если бы там не было Чацкого, то «Горе от ума» потеряло бы свой комедийный характер. Ведь «Компания Фамуса» на фоне этого героя становится невероятно смешной, нелепой. Можно сказать, что сам писатель издевается над ним.
Критик считает, что Чацкий во взглядах похож на Евгения Онегина и Печорина. Однако я уверен, что он умнее их. И искренности в нем больше. Если Печорин и Онегин понимали ошибку общества, но ничего не сделали, то Чацкий пытается бороться за свои идеалы и пытается восстановить справедливость.
В отношениях с Софьей Гончаров поддерживает главную героиню. Он считает, что это искренняя любовь.
Противоречивость характера
Грибоедов пытается приблизить ситуацию в помещичьем доме к реальности. Этим объясняется тот факт, что у всех героев произведения есть положительные и отрицательные черты характера, как и у обычных людей. Чацкий — не исключение.
Интеллект и категоризация. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ответить ему таким же образом, так как обладают ограниченными умственными способностями. Оправдать поведение молодого дворянина только претензиями против безнравственности. Попробуйте бороться с этим категоричными суждениями. Но, как умный человек, он понимал, что говорит напрасно. Его заявления не доходят до тех, кому они адресованы. Иногда это просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не нравилось А. Пушкину. Он считает, что бросать бусы перед Репетиловыми — дело не умных.
Любовь и страсть. Еще одно противоречие — чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другую. Более того, их сложно даже сравнивать. Любовь ослепила Чацкого. Страсть и желание узнать, кто был фаворитом, уравняли его с симпатичными персонажами комического танца. Я бы хотел, чтобы герой покинул сцену с гордо поднятой головой и сбежал от тех, кто клеветал на него и распространял сплетни.
Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова
Чацкий находится в центре пьесы Грибоедова «Горе от ума». Он отнюдь не комический герой, но он вовлечен в комедию жизни дворянского московского общества начала XIX века.
Судьба ему не по душе. С детства рядом с ним не было ни отца, ни матери. Он воспитывался в приемной семье в доме Фамусовых. С детства ему в этой семье стала близка только дочь Софья Фамусова, его ровесница, оставшаяся без матери. Общие переживания, несколько уроков в домашнем классе под руководством немца, наставник с указательным пальцем, конечно, они подошли к детям, пришла любовь.
Чацкий верен юношеской любви и в начале шоу признается, что мчался по заснеженным улицам, не переводя дух, чтобы быстро встретиться с Софией после трех лет разлуки. Мечтаю о замужестве, личном счастье.
Между тем читатель и зритель с самого начала понимают, что надежды Чацкого напрасны. «Герой романа» Софьи Фамусовой — Молчалин.
Александру Андреевичу предстоит сыграть другую роль — драться в одном доме за один день, отголоски которого разнесутся по всей России, а не только в Москве. Чацкий к этому не готовился. Но по репликам Фамусова Молчалин догадывается, что воевать ему не привыкать.
Очевидно, герой, благодаря своему уму, целеустремленности, сделал успешную карьеру, имел связь с министрами. Но неожиданно разорвал отношения на службе, снялся и уехал за границу. Его желание служить «делу, а не народу», несомненно, не нашло поддержки. Наверное, уже тогда шла идеологическая борьба и Чацкий расставил все «i» для себя.
Теперь, спустя три года, герой не допускает мысли о службе («Я был бы рад служить, противно служить). Но он не хочет молчать, игнорировать саму мудрость чести и подобострастия, навязываемую на нем. Он живет согласно своему собственному разуму, и каждый получает от его хорошо нацеленных и блестящих черт.
Главное, что делает Чацкого настоящим героем, — это не столько его блестящий ум, сколько смелость отличаться от всех и открыто заявлять об этом. Понимая, что в закостенелом обществе у него нет опоры, он не молчит, все называет своими именами, решительно разоблачает прошлое и настоящее, «живя самыми низкими чертами». Герой-бунтарь смело обвиняет, спорит, высмеивает общепринятые устои. С ним не могут не считаться, боятся его уколов.
Хотя он только в стане Фамуса, он настоящий воин — не Дон Кихот, потому что его противники не мельницы, а настоящее зло: крепостное право и крепостное право, которые, преследуя иностранную моду, утратили свои русские черты на родном языке люди видят только рабов… На службе они делают то, что нравится сначала властям, а потом себе и своим близким. По долгу службы, родина среди семей, молчаливых, неслыханных пуховиков.
Чацкий, раскачивая свое застоявшееся болото, сеял в обществе сомнения, а это много, и даже его смелые обвинительные слова — дело.
Какой образ Чацкого в литературе, в комедии Грибоедова «Горе от ума», значение образа: сочинение, с цитатами, 9 класс, характеристика кратко
Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
В этом герое Грибоедов видит прогрессивного человека, идеально подходящего для своего времени. Каков образ Чацкого в литературе, в пьесе Грибоедова «Горе от духа»? Вот сочинение на тему «Значение изображения в литературе» с цитатами и характеристикой для 9 класса:
Чацкий честен, образован, сознателен, служит делу. Более того, он имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Видно, что общество, в котором оказывается персонаж, ему чуждо. Чацкий не пытается быть лицемерным и подобострастным, он всем своим видом показывает, что в корне не согласен с происходящим, старается подчеркнуть ложность ценностей общества «Фамус.
Все окружение Фамусова судит только по статусу и рангу. Чацкий им противостоит. Он говорит, что гоняться за репутацией глупо, что нужно ценить не наследие или богатство человека, а его внутренние качества. Конечно, героя никто не слушает — более того, он считается психически не совсем здоровым.
Чацкий также остается одиночкой в любовных отношениях. Он испытывает чувства к Софии, но Молчалин ей гораздо ближе. Герой в шоке: оказывается, любимая девушка придерживается тех же ложных ценностей, что и все остальные. Любимый судья одинаково поверхностен, не ценит интеллект и нравственность, но идет тем же путем, что и общество. Это путь к упадку. Но такие люди, как Чацкий, способны продвигать общество.
Цитаты к сочинению:
- «Я был бы счастлив служить, служить отвратительно» — персонаж не против службы, но считает, что человек не должен льстить другим и унижать себя. Полезность для общества не должна выражаться в измене своей природе.
- «Блажен верующий, тепло ему в мире!» — герой считает, что Бог — это некая надежда, которая согревает душу человека и помогает в трудную минуту.
- «Но чтобы иметь детей, которым не хватало ума?».
- «Я странный, а не странный, кто это? Тот, кто похож на всех дураков »- отношение к людям, в том числе к Молчалину.
- «Дома новые, а предрассудки старые, поднимите настроение, их не уничтожат их годы, мода или пожары» — несмотря на то, что Чацкий пытается бороться с недостатками общества, он понимает, что многие из них так твердо укоренилось в головах людей, что искоренить его невозможно.
Краткое описание Чацкого:
Герой — антипод тогдашнего общества и символ «нового», прогрессивного человека. Это считается странным. Чацкий пытается доказать, что общество ошибочно и что людей нужно ценить не за их положение и финансы, а за их ум, моральные качества, многогранность их личности.
Чацкий считает, что в самой службе нет ничего постыдного, но при этом человек должен сохранять свою честь и достоинство и никогда ни перед кем не смиряться. Обидно, что у героя практически нет единомышленников. Даже София, возлюбленная героя, разделяет более «типичные» ценности, не понимает его порывов.
Портрет: внешность, характеристика речи
Автор не дает описания того, как выглядит Чацкий, но по индивидуальным наблюдениям других персонажей об этом герое можно догадаться, как он выглядит. Например, служанка Софии Лиза говорит о нем, что он хороший молодой человек, а Фамусов называет его денди (то есть модным человеком). Скорее всего, Чацкий отличается стройным телосложением, так как увлекается конным спортом (Горич советует кататься и вести здоровый образ жизни).
Из монологов Чацкого становится понятно, что у героя дар красноречия, он умеет заинтересовать публику. Все утверждения Чацкого взвешены и логичны, но старшее поколение дворян, включая Фамусова, не разделяет его новаторских взглядов. Между ними и главным героем огромная духовно-нравственная пропасть: у большинства дворян есть закоренелое нежелание развиваться, а у Чацкого есть стремление к постоянному самосовершенствованию.
Чацкий умен и проницателен, но желание высмеивать чужие недостатки ему не помогает. Никто из окружающих его людей из-за его ограниченных умственных способностей просто не понимает его замысловатых фраз.
Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе
Чацкий молодой человек, дворянин, у него 300 или 400 слуг. Когда умер его отец Андрей Ильич, он стал жить со своим другом Фамусовым и воспитывался вместе с дочерью Софьей.
Когда Александр подрос, он уехал от Фамусова и редко бывал в его доме. Так он влюбился в Софию, но потом не видел ее 3 года, так как она хотела «обойти весь мир». Ходили слухи, что его лечили кислой водой, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.
в течение 3 лет молодой человек наблюдал, как живут за границей, каковы обычаи и взгляды на жизнь. Вернувшись оттуда, он признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).
Чацкий умен, образован, независим от мнений. Он готов служить своей стране, но он «устал от служения» (действие 2, явление 2).
Как в образе Чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль главного участника комедии?
Образ Чацкого
Произведение объединяет и сочетает в себе такие составляющие, как поучительное название, юмористические роли и игристый юмор. Чацкий смешон как несчастный любовник, София как поверхностная девушка. Фамусов похож на отца, с которым всем весело. Лиза кажется намного более умной служанкой, чем джентльмены. Все это говорит о комической характеристике оперы. Как еще в образе Чацкого соотнести характеристики драматического персонажа и роль главного героя комедии? Отвечать:
Несмотря на то, что Чацкий является представителем «правильной» позиции, это смешно, потому что он не сдержан, он может вспыхнуть в любой момент, он всегда пытается доказать свою невиновность — даже когда в этом нет необходимости.
Но наряду с комиксом есть еще и трагедия: молодой человек, несмотря на то, что его довели до белого каления, понимает, что его никто и никогда не поддержит. Вот почему не хочется смеяться над главным героем.
Кстати, сам Чацкий пытается подшутить — по крайней мере, это выражается в несколько резких шутках про Фамусова и ему подобных. Реплики героя становятся особенно яркими, когда кто-то оскорбляет его убеждения.
Характеристика личностных качеств Чацкого
Чацкий получил традиционное для аристократов образование. Он знал иностранные языки, основы экономики и других наук, музыку, танцы. Кроме того, он активно познает мир самостоятельно, углубляя свои познания в различных науках. Чацкий очень любознателен и умен, он успел стать философом в юном возрасте. Ранее Александра поступила на военную службу, но быстро разочаровалась в ней и подала в отставку. Считает, что военные учения убивают личность в человеке, лишают его возможности самостоятельно принимать решения. Чацкий не интересовался госслужбой. Он хочет и дальше заниматься делами своей семьи. Но окружающие его не принимают, потому что таким образом он сознательно отвергает то, что может дать ему авторитет и имя. Все думают, что его планы просто сумасшедшие.
Рис. 2. Фамусов и Петрушка. Художник М. Башилов Чацкий свободно высказывает свои мысли — он считает, что в образованном обществе так и должно быть. Александр почти всегда ироничен. В разговоре он откровенен — ненавидит ложь. Александр — чуткий и страстный человек, которому очень сложно сдерживать свои эмоции. Он всегда говорит то, что нужно, и важно, чтобы он говорил, даже если его никто не слушает. Он всегда стремится донести свою мысль до людей.
Важно! Он считает, что искусство и наука необходимы каждому человеку. Если человек не считает нужным заниматься своим образованием, это ему противно.
Чацкий искренне любит Россию и хочет улучшить жизнь своего народа.
Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии
В начале пьесы Чацкий — отважный и высокомерный вольнодумец, а в конце — разочарованный человек, потерявший надежду на то, что его поймут, отвергнет общество. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что о нем заговорили с ненавистью и гневом.
Происхождение Чацкого и его предшествующая биография
Чацкий — дворянин, помещик. В нем 300-400 душ слуг. Он является членом Английского клуба, в который входили богатые и знатные. Чацкий не женат.
Он потерял отца и мать в детстве и вырос в семье Фамусова, друга отца, а с детства дружил с Софьей Фамусовой. Именно София больше всего комментирует свой характер и личные качества.
Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Он провел в путешествиях три года.
Софья говорит о Чацком, что она умна и красноречива, а Фамусов добавляет, что она «великолепно пишет и переводит»… Ее дух не всегда правильно воспринимается даже теми, кто знает молодого человека с детства. Например, София называет его «змеем» за эту способность, но сам он не согласен с этой оценкой и удивлен: «. не зашли ли мои слова слишком далеко? его за резкость в общении с людьми: «Да! Грозный взгляд и жесткий тон, // А в тебе этих качеств бездна…»
Но Лизе восхищает, что Чацкий «весел и резок».
По словам самой Софии, герой несдержан в своем языке и слишком открыто презирает людей. А Фамусов добавляет, что слишком горд, кроме денди и сорванца.
Пример 2
Комедия «Горе от духа» была написана Гончаровым в 1824 году на тему дня. К тому времени образ Наполеона в России уже развенчался, а страсти Отечественной войны поутихли. Новое политическое движение заменяет многовековую феодальную знать своей приверженностью крепостничеству. В основном это молодые люди, получившие образование за рубежом и решившие внедрить инновации в российских реалиях.
Александр Андреевич Чацкий становится типичным представителем новых идей и взглядов на жизнь. Он тоже дворянин, но уже психологически не связан со старшим поколением. Он тоже готов служить Отечеству, но не ради чинов, а ради него. Он любит русский народ, но не то, что смешивает русский язык с нижегородским, а настоящий. Чацкий скрытно выступает против рабства. Об этом говорят его монологи о свободе. Тема отмены крепостного права является главной на тайных собраниях новой знати, поэтому все разговоры о свободе отсылают нас к этой теме.
Чацкий изливает всю свою дерзость и отвагу на Фамусова и его гостей, подвергая их всем грехам: трусости, лицемерию, уважению к чину, стремлению к обогащению, бескорыстию, невежеству и лени.
Конечно, такое поведение недопустимо в приличных жилых комнатах, поэтому этому есть логическое объяснение: болезнь психики. Чацкого называют вольнодумцем, его не готовы слушать. Фамусов даже прикрывает на мгновение уши руками, рассуждения Чацкого о «минувшем веке» кажутся ему такими дикими. Никто из «Famus Society» пока не осознает прогрессивности идей Чацкого. Софию, которая когда-то была хорошенькой девушкой с живым умом, тоже можно обвинить в моральной слепоте.
И.А. Гончаров определяет роль Чацкого как пассивную: «Это роль всех Чацких, хотя при этом он всегда побеждает». Однозначно ответить, по финалу комедии или нет, невозможно. На мой взгляд, Чацкий потерпел поражение, потому что был одинок в своих идеях. Побежден обществом Фамуса, оклеветан, но не сломлен. Это был один из первых. Потом пришли декабристы и те, кто им сочувствовал. Также они потерпели неудачу во всем, что было задумано. Но только после 1825 года Россия возродилась, преобразования в их головах стали неизбежными. Если смотреть в перспективе, то да, роль Чацкого была пассивной, но всегда победной.
Интеллект Искренность Конфликт поколений Одиночество Судьба Ценности
«Образ Чацкого восходит сразу к нескольким…»: образ героя, изложение, сожмите текст кратко
В школе их часто просят написать презентацию по тексту, связанному с популяризацией образа Чацкого. Вот, например, один из таких текстов — «Образ Чацкого восходит к нескольким…»:
«Образ Чацкого восходит к нескольким…»
Этот текст раскрывает образ героя. Напишите резюме, сжав текст кратко:
Образ Чацкого восходят сразу к нескольким известным людям. Это известные люди того времени, многие из которых были декабристами и друзьями Пушкина. Они протестуют не только против существующей политической системы, но и против образовательной системы, состоящей из колледжей и средних школ.
Некоторые источники считают, что имена Чацкий и Чаадаев — согласные. Поэтому последний мог быть его прототипом. Автор очень близок к герою, в результате в нем прослеживаются черты самого Грибоедова.
Почувствуйте Чацкого и характерные черты Пушкина. Это протест в сочетании с невероятной поэмой-мыслью. Следовательно, Чацкий — собирательный образ, в котором прослеживаются идеи декабристов и многих «прогрессистов» того времени.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
Когда вы характеризуете Чацкого в комедии «Горе от ума», обратите внимание на его имя. Она оратор. Изначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Это связано с тем, что главный герой как бы ошеломлен собственными надеждами и потрясениями. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софии с определенными надеждами, которые не оправдались. К тому же его возлюбленная предпочла ему Молчалина, который по уму явно уступает Чацкому. Чацкий также обременен пребыванием в обществе, мнения которого он не разделяет, которому он вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. В конце концов, он наконец понимает, что его пути разошлись как с Софией, так и с консервативным русским дворянством. Герой не может смириться только с одним: почему судьба благосклонна к циничным людям, стремящимся к личной выгоде во всем, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велениями души, а не расчетом? Если в начале спектакля Чацкий ошеломлен своими снами, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «поправился».
Своеобразное мировоззрение героя
Чацкий в пьесе раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабское преклонение русского народа перед иностранцами. В комедии неоднократно высмеивается традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы, отмечает автор: «… они беспокоятся о том, чтобы набирать учителей… в большем количестве… дешевле».
У Чацкого тоже особые отношения с сервисом. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, отношение Фамусова к нему в этом произведении определяется именно следующими словами: «бесполезно . и в этом . не находит пользы». Ответ Чацкого на это заявление также четко отражает его позицию: «Я был бы рад служить, служить противно».
Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которые его возмущают, а именно о презрительном отношении к обездоленным людям и умении выслужиться в глазах влиятельных людей. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы на ее приеме намеренно дает образец и пытается ей служить, то для Чацкого он не более чем дурак и не видит в кругу консервативной знати тех, кто Можно было бы привести достойный пример… В глазах героя игры эти аристократы — противники свободной жизни, склонные к праздности и расточительности, «увлечены званиями» и не заботятся о справедливости.
Главного героя также раздражает желание знати всего мира цепляться за полезные знания. Он считает, что на танцы ходят именно с этой целью, и не согласен с этим, потому что, по его мнению, нельзя смешивать работу с весельем, потому что всему должно быть свое время и место.
В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает свое недовольство тем, что как только в обществе появляется человек, желающий посвятить себя искусству или науке, а не жажде звания, все начинают его бояться. Несомненно, они боятся таких людей, потому что они угрожают комфорту и благополучию знати, потому что они вносят новые идеи в структуру устоявшегося общества, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом жизни жизнь. Вот почему слухи о его безумии оказываются очень полезными, так как позволяют обезоружить врага с нежелательной для знати точки зрения.
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
Человека свободной мысли, либерала и вольнодумца, «проповедующего свободу», Чацкий не может быть понят в обществе Famus. Фамусов называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова: «Он хочет проповедовать свободу! ..», «Но он не признает власть! ..» и т.д.
На пути преобразований, о котором мечтает Чацкий, этот семейный мир стоит прочной стеной с преобладанием тех обычаев, против которых он восстает всей душой. К ним относятся: подобострастие, подобострастие, кумовство, поиск чинов, коррупция, родственные связи при получении должности и так далее. Пока Чацкий видит только свою незначительность и не воспринимает такого человека как опасность для общества, хотя он действительно существует.
Молчалин — не только счастливый соперник Чацкого, но и человек аморальный, беспринципный, хитрый и находчивый. Он полностью противостоит идеям и идеалам Чацкого, осторожно набирается сил и в будущем не потерпит на своем пути таких, как Чацкий. Позднее писатель М. Салтыков-Щедрин указывал, что укоренившиеся в русской жизни молчаливые люди станут самыми страшными фигурами в русской жизни.
Поэтому служить Чацкому негде, потому что он не хочет «служить» и преклоняться перед начальством. А без этого сделать карьеру сложно. Но он считает, что вы можете найти себя в творчестве или науке. Его страсть, пыл и чуткость свидетельствуют о его творческой натуре и художественном вкусе. У него на все свое мнение и он не читает популярных в обществе глупых книг: «Я не читаю глупостей, // И более чем образцово-показательных…»
он возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде принимаются только иностранные модные тенденции: «Выстанем ли мы из иностранного господства моды?»
Китайцы, по его словам, поступают мудро, когда не увлекаются ничем иностранным: «Ах! если бы мы были рождены, чтобы все контролировать, // По крайней мере, мы могли бы позаимствовать кое-что у китайцев // Мудрое невежество иностранцев с их стороны».
Конфликт Чацкого и общества Фамусова
Грибоедов называет общество Фамус кругом аристократов, воспитанным Павлом Фамусовым. На основании он показывает типичный образ высшего общества, его поведения и положения. Эта компания однозначно отличается от Чацкого, прежде всего, своим отношением к тому, как вести бизнес и подниматься по карьерной лестнице. Для них взаимное обеспечение и откаты — это норма. Чацкий верит в идеалы чести и гордости. Он не приемлет унижений перед начальством, чтобы успокоить его. Он считает, что людей нужно ценить за то, насколько хорошо они выполняют свою работу, насколько высок их профессионализм. Еще Чацкий очень огорчен тем, что иностранцы здесь тоже берут взятки, за что на их родине это просто немыслимо. Кроме того, конфликт между фамусианским обществом и Чацким влияет на отношение к искусству и науке. Они ценят только военную или гражданскую службу, все остальное, по их мнению, недостойно аристократа. Особенно ненавидят деятелей искусства и ученых. Большинство из этих людей не верят, что образование важно для человека, что оно полезно. Они просто высмеивают любого, кто посвятил этому свою жизнь. Возмущает и шокирует Чацкий также отношение помещиков к крестьянам: они для них товар или игрушка.
Рис. 3. Чацкий, София и Лиза. Художник Йохансона
Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей
Александр вырос в доме Фамусова, а когда вырос, стал жить отдельно. Он влюбился в Софию, но уехал за границу на 3 года, не писал ей писем, а потом появился и удивился ее сдержанному отношению к ней. Это говорит о высокомерии Чацкого, не понимающем, что за 3 года человек, особенно в молодости, может измениться духовно. У 17-летней девушки уже другие мысли и интересы, чем у 14. Неудивительно, что этот молодой человек со своими упреками не любит Софию.
Александр Андреевич ошибался в умении сочувствовать своим мыслям, как ошибался в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).
Все представители «Famus Society» осуждают Чацкого на суровые приговоры. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (акт 2, феномен 2).
Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что это бесполезно, так как он не находит применения в сервисе. Но если бы я хотел, «я был бы таким профессионалом». По словам Фамусова, Чацкий «великолепно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).
Молчалин снисходительно учит его, как найти хорошее положение в обществе, не замечая язвительных замечаний Чацкого (Акт 3, Феномен 3).
Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым дружил до свадьбы.
Княгине Тугоуховской интересно только знать, богат ли Чацкий.
Хлестова осуждает его за добродушие и смех.
О «сумасшествии» Чацкого
В высшем обществе Чацкий считается сумасшедшим из-за его свободомыслия и либеральных взглядов. Но София первая забросила эту мысль в общество, а потом ее подхватили и другие. Слухи о безумии героя быстро распространились среди гостей Фамусова, и через некоторое время все стали его избегать, а в его словах нашли признаки безумия, предполагающие разные причины этого, в том числе пьянство. Но Фамусов считает свое воспитание причиной безумия Чацкого: «Обучение — это чума, обучение — причина, // Кроме того, хуже, чем когда, // Безумные, действия и мнения расходятся».
Общество Чацкого и Фамуса, кажется, живет в разных измерениях, они несовместимы. Представители старой московской знати считают себя вполне разумными и нормальными. Те, кто противостоит им, не согласны с их жизненными взглядами, идеально подходят под определение безумца. Поэтому все разговоры сторон можно назвать разговорами глухих: никто не слышит и не хочет понимать.
Чацкий до сих пор любит Софию и надеется на взаимность. Но он разочаровывается в ней, когда узнает, что она влюблена в Молчалина и что именно она распространила весть о его безумии. В Москве его ничто не удерживает: «Убирайтесь из Москвы! Я сюда больше не хожу».
Краткая цитатная характеристика Чацкого
Все черты характера Чацкого и его способ общения никогда не будут приняты обществом, которое хотело бы жить в мире и ничего не менять. Но главный герой не может с этим согласиться. Он достаточно умен, чтобы понимать подлость, эгоизм и невежество аристократов и яростно высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако истина не обязательна устоявшимся принципам старой московской жизни, против которых герой игры не может устоять. На основании неуместных, но в то же время разумных аргументов его называют сумасшедшим, что лишний раз доказывает причину «душевной боли».
Возьмем для примера некоторые высказывания главного героя:
- Услышав, что Фамусов сказал о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он людей презирает .. зевает в потолок…»;
- Он с презрением осуждает прошедший век: «Это был век прямого послушания» и одобряет молодых людей, у которых нет жадного желания примкнуть к полку аристократов и «дураков»;
- Он критически относится к поселению иностранцев на территории России: «Восстанем ли мы . от иноземного господства моды? Чтобы… люди… не считали нас немцами…».
А.А. Чацкий, по сути, делает доброе дело, потому что такими утверждениями он защищает права человека и свободу выбора, например, занятий: жизнь в деревне, путешествия, «вкладывая ум» в науку или посвящая свою жизнь искусству.. высокий и красивый».
Желание героя не «служить», а «служить делу, а не людям» является намеком на поведение прогрессивно мыслящих молодых людей, стремящихся изменить общество образовательным и мирным путем.
В своих высказываниях он не чурается таких популярных слов, как «щас», «чай», «пуща»; в своем выступлении он использует поговорки, пословицы и следующие крылатые фразы: «ерунду молоть», «ни волоса любви» и легко цитирует классиков: «а дым Отечества .. нам приятен. » Кроме того, он подтверждает свой ум и знания иностранными словами, но только в том случае, если они не имеют аналогов в русском языке.
он лиричен в рассказах о своей любви к Софии, ироничен, временами высмеивает Фамусова, немного едок, потому что не приемлет критики, которая, по его мнению, является критикой «прошлого века».
Чацкий — непростой персонаж. Если мы говорим остроумными фразами, он отмечает прямо в глазу и «разбрасывает» характеристики, полученные с помощью бусинок. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются недопустимыми. Но в то же время их можно считать внутренним достоянием героя, ведь благодаря им можно определить его текущее состояние.
Роль Чацкого в комедии Горе от ума
Горе от ума: умён ли был Чацкий?
Впервые этот вопрос был задан Пушкиным и в письме к П. Вяземскому он ответил отрицательно: «Чацкий совсем не умный человек, а Грибоедов очень умный…». Пушкин считал, что главный герой спектакля — «благородный и добрый типаж», но непростительно, что все свои умные речи он направляет на недостойных людей: Фамусов, Скалозуб и т.д., с которыми вы имеете дело, «не бросайте вперед бусы» Репетиловых и им подобных».
Этой оценки образа Чацкого придерживались и другие современники Грибоедова и Пушкина: П. Вяземский, Н. Надеждин. Некоторые говорят даже яснее: Чацкий жалок и смешон своей глупой любовью к Софии, которая совсем не достойна его любви и не имеет женского обаяния. Этого героя тоже обвиняют в злобе и раздражительности, но непонятно, чего он хотел бы, и его жалобы на унижение, засилье французского языка в русском обществе не новость. Во взглядах Чацкого нет ничего оригинального.
С такими оценками имиджа Чацкого можно согласиться или не согласиться, но знать их нужно.