Образная система романа «Отцы и дети»

Содержание
  1. Образная система романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
  2. Роль отцов в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
  3. Главные герои
  4. Евгений Васильевич Базаров
  5. Николай Петрович Кирсанов
  6. Аркадий Николаевич Кирсанов
  7. Павел Петрович Кирсанов
  8. Другие персонажи
  9. Павел Петрович Кирсанов
  10. Николай Петрович Кирсанов
  11. Аркадий Николаевич Кирсанов
  12. Анна Сергеевна Одинцова
  13. Катя Локтева
  14. Фенечка
  15. Ситников Виктор
  16. Кукшина Авдотья Никитишна
  17. Родители Базарова
  18. Арина Савишна
  19. Развернутая характеристика героев
  20. Второстепенные персонажи
  21. Василий Иванович Базаров
  22. Арина Власьевна Базарова
  23. Анна Сергеевна Одинцова
  24. Катерина
  25. Виктор Ситников
  26. Авдотья Кукшина
  27. Фенечка
  28. Дуняша
  29. Петр
  30. Княгиня Р. (Нелли)
  31. Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова
  32. Несколько интересных сочинений
  33. Обобщенное описание «Отцов и детей»
  34. Краткое описание персонажей
  35. Евгений Базаров
  36. Василий Иванович Базаров
  37. Арина Власьевна Базарова
  38. Аркадий Кирсанов
  39. Николай Петрович Кирсанов
  40. Павел Петрович Кирсанов
  41. Анна Сергеевна Одинцова
  42. Катя Локтева
  43. Фенечка
  44. Княгиня Нелли Р.
  45. Виктор Ситников
  46. Кукшина
  47. Слуга Петр

Образная система романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Главный герой романа Евгений Базаров — центр образной системы

  1. Новизна социального типа, его идеи, сила характера, природный интеллект — поставили этого персонажа в центр романа;
  2. Характеристики базаровского нигилизма:
  • отказ во власти,
  • примат практики над спекуляцией,
  • отрицание искусства, красот природы,
  • критерием полезности каждого вида является его активность
  • сведение любви к физиологическому явлению, природы к лаборатории, всех людей к единообразию, как деревья в лесу.

Система образов (вместе с композицией) используется автором как средство развенчания теории главного героя

А) Образы-антагонисты (старые Кирсановы) :

  • Павел Петрович как идейный оппонент Базарова, отношение автора к этому образу (узость позиций, слабость аргументации, позиция Павла Петровича на той же крайности, что и позиция Базарова);
  • Николай Петрович демонстрирует стремление понять новые поколения, внести изменения в организацию жизни, но опровергает теорию Базарова и дышит (скорее интуитивно) любовью к поэзии, музыке, чувством красоты природы.

Б) Образы воображаемых союзников Базарова:

  • Аркадий Кирсанов — представитель молодого поколения, склонного к увлечению новыми веяниями и идеями. Судьба Аркадия подчеркивает одиночество главного героя;
  • Ситников и Кукшин как пародия на теорию Базарова, людей, пытающихся обрести собственный смысл через приобщение к новым веяниям. Здесь мы наблюдаем ироническое отношение автора к изображениям;

В) Женские образы как доказательство героя любви:

  • Одинцова — необычность этого образа для Тургенева, красота и сила характера, поражение Базарова в борьбе с любовью, стремление к миру в жизни как основе существования;
  • Катя, сестра Одинцовой, как отражение характера ее сестры, образ, необходимый для освобождения Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
  • Фенечка — образ трогательной женщины из народа, подчеркивает родство старых Кирсановых, служит формальным поводом для дуэли Базарова и Павла Петровича, показывает желание героя забыть несчастную любовь, сводя чувство к физиологии.

Г) Образы родителей главного героя как отражение противоречий между старым и молодым поколениями раскрывают разницу между теоретическим Базаровым и Базаровским персонажами.

E) Вторичные изображения:

  • Дуняша и Петр, слуги в имении Кирсановых, подчеркивают демократичность Базарова, не принимая его за хозяина: они отражают различных популярных персонажей;
  • Образы крестьян, с которыми говорит Базаров, отражают, с одной стороны, демократизм героя, а с другой — наивную веру героя в то, что он знает людей.

Мастерство Тургенева позволяет ему показать новую силу для России, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Запись опубликована в разделе Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку. Автор романа «Отцы и дети» ← → Средства раскрытия персонажей романа «Отцы и дети»

Роль отцов в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Название произведения подразумевает конфликт между старшим и младшим поколениями, в этом очерке мы намерены рассмотреть роль отцов в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Роман И.С. Тургенева поднимает «вечную» проблему «отцов и сыновей». Дети борются за нового незнакомца, отцы борются за испытанное. Так было всегда. Критики склонны делить героев на отцов и сыновей на основе политических убеждений, я не могу с этим согласиться.

Поле «отцов» в романе представлено братьями Кирсановыми и Базаровыми. Николай Петрович Кирсанов живет в деревне, занимается сельским хозяйством. Его жена давно умерла, сына он растил и воспитывал один. Некоторое время она жила с ним в Санкт-Петербурге, стараясь быть в курсе событий общественной жизни. Отец поговорил с друзьями Аркадия, чтобы узнать, как живет его сын. Теперь он женится во второй раз, у него есть еще один сын.

Жизнь в имении, как всегда, протекает медленно. Николай Петрович занимается не только домашними делами, любит читать, ему близки стихи Пушкина, иногда играет на виолончели. Это позабавило друга Аркадия Евгения Базарова, приехавшего в гости к Кирсановым. Николай Петрович восхищается природой, размеренная деревенская жизнь научила его мечтать. Иногда слезы текут из его глаз от спокойных и задушевных мыслей.

Николай Петрович — человек добрый, которым пользуются его крестьяне, поэтому хозяйство не приносит того дохода, которого мы хотели бы. Однако он не очень на это злится. Постарайтесь найти общий язык со всеми, будучи неконфронтационным, не оскорбительным человеком. Для него семья — это главное в жизни. Он мало интересуется политикой, в отличие от своего брата.

Павел Петрович когда-то блистал в высшем обществе. Несчастная любовь заставила его разочароваться в женщинах и в жизни в целом. Он бросил блестящую военную карьеру, покинул мир и приехал к брату в деревню. Хотя он далек от мира, он не отказывается от своих аристократических привычек. Элегантно одевается, следит за новостями, имеет свои принципы. Политически он ближе к либералам.

Тургенев подробно рассказывает историю жизни обоих братьев. Они выросли в одной семье и росли одинаково, но жизненный путь у каждого сложился по-своему. Николай Петрович не стал военным из-за травмы. Он окончил университет, женился на хорошей девушке и уехал в деревню, став помещиком. Павел Петрович пошел по военному пути и достигнет высоких чинов, но проявил слабость ума. В результате двое братьев оказались в наследстве родителей. Интересно, что Аркадий повторяет судьбу своего отца. Он окончил университет, познакомился с Катей Одинцовой и собирается жениться.

Публичный конфликт в романе, о котором часто говорят критики, происходит только на уровне Евгения Базарова и Павла Петровича. Тургенев обращается к ним с аргументами, которые разъясняют их позиции, но не определяют победителя. Они затрагивают вопросы человеческой личности, чувства собственного достоинства и русского народа. Автор старается быть объективным, открыто не поддерживает ни одного из оппонентов. Но, судя по поведению во время обсуждения, когда Павел Петрович заметно раздражен, а Базаров спокоен, Тургенев сочувствует последнему. Кто бы ни был прав в этом споре, автор дает право решать читателю.

Родители Базарова живут просто и скромно. Отец был полковым врачом, сейчас на пенсии. Мать — потомственная колонная дворянка. Имение, в котором они живут, было отдано ей в приданое. Василия Ивановича по-прежнему интересуют врачебные дела, он лечит крестьян села. Похоже, любовь к естественным наукам Эухенио передал отец. Мать — женщина тихая и суеверная. Он верил в Бога и строго постился. Она знала множество кулинарных рецептов, знала, что и как делать, хотя сама руками ничего не трогала. Арина Власьевна была дамой, она не гнушалась кланяться до земли, в то же время она была добра к крестьянам. Старики очень симпатичны Тургеневу. Они такие простые люди, как Николай Петрович Кирсанов. Они добрые и очень любят своего сына, радуются его успехам и гордятся им. Родители смогли дать Евгению достойное образование. Отец надеется, что сын многого добьется в жизни. Когда Базаров умирает, это становится для них тяжелым ударом, от которого они не могут оправиться.

Многие критики относят сестер Одинцовых к отцовскому лагерю. Вероятно, это связано с тем, что они дворянки. Я не согласен с такой формулировкой вопроса. Мне не кажется, что идейное содержание романа настолько политизировано. Я думаю, что разделение на отцов и сыновей основано на возрасте и роли в семье. В этом случае Анну Сергеевну можно отнести к «отцам», так как она старшая и отвечает за Катю. Девочки мало говорят о политике, но нельзя сказать, что они умные, образованные, энергичные. Тургенев предполагает, что после смерти Базарова Анна Сергеевна вышла замуж за прогрессивного человека.

Поэтому роль отцов в романе неоднозначна. Они представляют один из социальных классов — дворянство. С их помощью Тургенев пытается показать, что дворяне сдают позиции в общественной и политической жизни. При этом не говорится, какой именно класс их заменит. Разночин-нигилист Базаров уверен в своих убеждениях только в начале романа, в середине он уже колеблется и в конце концов вообще умирает. Другая функция, которую выполняют «отцы», — это их прямая ответственность как родителей. Тема семьи раскрыта Тургеневым, на мой взгляд, достаточно подробно. Изображенные в романе отцы вырастили хороших детей, честно выполняя отцовский долг.

Главные герои

Евгений Васильевич Базаров

Взрослый, около 30 лет. Есть скептическое отношение к внешнему миру. В его образе преобладают холодные и жесткие черты лица. Без принципов и без высокой морали. Сын крестьянского семейного врача, который учится в мединституте, уверен в себе. Он умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов

Самый чистый и позитивный герой книги. 44-летний вдовец, отец Аркадия, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долгое время он пережил смерть любимой жены, после чего стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Романтичная душа, сентиментальный, добрый и нежный человек. Дворянин, учившийся в университете, поддался влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Павел Петрович Кирсанов

Бывший офицер гвардии. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец английского языка, гордый. Испытав несчастную любовь, он превратился в мизантропа, отвернулся от родственников и уехал за границу.

Другие персонажи

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия, друг Базарова. Этот дворянин, в отличие от своего брата и племянника, «не родился романтиком», не умеет мечтать. Из чувства собственного достоинства она хорошо и аккуратно одевается даже в деревне. Павел Петрович Кирсанов — противник Базарова, ему чужды нигилистические убеждения главного героя романа. В спорах они касаются разных тем, например отношения к людям. Павел Петрович уважает русский народ за его патриархат, а народ презирает Базарова за отсталость его взглядов на мир.

Подробное описание Павла Петровича Кирсанова здесь.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов — брат Павла Петровича, оппонента Базарова, но не в полемике, а как брат, а по самой сути его личности. У Николая Петровича есть любовь к природе, музыке, поэзии, то есть к тем чувствам, которые Базаров презирает. В отличие от своего старшего брата, Николай Петрович «любил мечтать; деревенская жизнь развивала в нем эту способность».

Николай Петрович Кирсанов подробное описание здесь.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Кирсанов «перевалил за двадцать третий», выглядит очень молодо, считает себя развитым и свободным человеком. По натуре Аркадий чуток, любит природу, хотя и не признает этого, так как попал под влияние нигилиста Базарова, считавшего, что природа всего лишь мастерская, а не храм. Аркадий считает себя нигилистом, не признающим власть. Он старается ко всему относиться критически, подражая своему старшему товарищу, и очень гордится своим передовым мнением.

Аркадий Николаевич Кирсанов подробное описание здесь.

Анна Сергеевна Одинцова

Анна Сергеевна Одинцова — красивая 28-летняя вдова. Она богата и ценит порядок и спокойствие особенно в жизни. Одинцова умна, читает хорошие и толковые книги, ей много интересного. Также его заинтересовал необычный человек, отрицавший авторитет — Евгений Базаров. Анна Сергеевна испытывала к нему симпатию, которая могла перерасти в любовь. Но он не давал воли своим чувствам, так как Базаров — человек трудный, беспокойный и прежде всего миролюбивый.

Подробное описание Анны Сергеевны Одинцовой здесь.

Катя Локтева

Катя Локтева — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. В отличие от сестры, она небогата. На первый взгляд это просто милая, застенчивая, тихая девушка. Но постепенно читатель замечает его независимость, ум, гордость, духовную силу, стремление к независимости. Катя любит музыку, любит природу, эти увлечения сблизили ее с Аркадием.

Фенечка

Фенечка (Федосья Николаевна) — внебрачная жена Николая Петровича Кирсанова, за которого позже вышла замуж. Ему около двадцати трех лет. Это милая, простая, застенчивая, тихая девушка. Она очень любит Николая Петровича и ее сына Митенку. Ее не волнуют вопросы мирового значения, она всегда мечтала обрести счастье в семье и, действительно, нашла его.

Ситников Виктор

Виктор Ситников — глупый молодой человек, считающий себя студентом и человек, мыслящий, как Базаров. «Я обязан ему своим возрождением», — заявляет он. Ситников считает себя продвинутым человеком. В общении он раздражает, пытается показать свое презрение к обществу, особенно к женщинам, у которых, по его словам, нет «свободы зрения».

Ситников дружит с эмансипированной дамой Кукшиной, которую считает продвинутой женщиной. Этот недостойный человек пытается во всем подражать Базарову, а после смерти Евгения заявляет, что продолжает свое «дело». Ситников — это своего рода карикатура на нигилиста Базарова.

Кукшина Авдотья Никитишна

Авдотья Никитишна (или Евдокся) — раскрепощенная молодая женщина. Она рассталась с мужем, живет одна в провинциальном городке. Кукшина — помещица, сама управляет своим имением через босса. Евдокса увлечена естественными науками и социальными проблемами, в частности, «она поклялась отстаивать права женщин до последней капли крови». Кукшина очень уверена в себе, любит поспорить, ведет себя дерзко, неестественно, эксцентрично.

Родители Базарова

Отец Базарова — Василий Иванович, бывший полковой врач, владелец небольшого имения. Он очень активный, энергичный человек. Василий Иванович боготворит своего сына, гордится его умом, надеется, что он станет великим человеком. Отец чувствует, что Базарову дома скучно. Он очень расстроен, когда его сын уезжает через три дня, но не убеждает его остаться, так как не хочет его смущать.

Мать Базарова — Арина Власьевна. Она очень религиозна, верит в приметы, сны, заговоры, предсказания будущего и т.д. Арина Власьевна пугливая, чувствительная. Она «очень добрая и, по-своему, совсем не глупа». Мать очень любила и боялась своего сына».

Арина Савишна

Арина Савишна — мама Фенечки, дешевая и чистоплотная женщина. Она служила домработницей у Николая Петровича Кирсанова.

Развернутая характеристика героев

Романо И.С. «Отцы и дети» Тургенева полны колоритных персонажей. Наверное, это одна из немногих работ, где действительно стоит делать именно о представленных героях, а не на социальном или историческом фоне.

Евгений Базаров

Евгений Базаров — яркий фонарик, проливающий на роман мрачный день. Этот молодой человек, скептик и один из тех, кого называют нигилистами, на первый взгляд отвергает и читателя, и людей вокруг него. Он сын врача и выбрал для себя то же самое занятие.

Кажется, что его прагматичный ум неспособен воспринимать обычные радости жизни; он, кажется, пытается понять любые человеческие слова или явления природы, основываясь только на своем личном мнении и опыте.

С одной стороны, он очень нравственен, но его высокие моральные качества и требования контрастируют с его нигилизмом.

В Базарове действительно много отрицательных черт, он сух и резок даже по отношению к самым близким людям. Остается только с болью видеть, как Эудженио, скрывая нежность, укоренившуюся в глубине его сердца, остается хмурым с родителями, которые его бесконечно любят.

Но даже в таком мужчине, который, казалось, презирал все на свете, глубокое чувство любви пробуждается, когда он встречает женщину, которая стоит выше всех женщин, которых он видел вначале. И в нем просыпается та страсть, которая моментально снимает с него маску безразличия.

Здесь стоит вспомнить о его благородстве (впрочем, не следует забывать и о дуэли Базарова с Кирсановым, когда Евгений, ранив врага, подал ему сцену, в которой он взялся вылечить больного, заразившись от него.

Базаров умирает красиво: это была короткая жизнь, прожитая так, как хотел сам Евгений.

Аркадий Кирсанов

Дружба Евгения и Аркадия Кирсановых — очень интересный союз. Аркадий происходит из богатой семьи, дворянина и полной противоположности Евгения. Аркадий, обладающий романтичной и нежной натурой, легко поддается влиянию друга.

Более того, интересно, что он не может объяснить квинтэссенцию нигилизма, он не чувствует его, а лишь слепо поддается влиянию более сильного характера Евгения.

Если Евгений издевается над человеческими чувствами, считая их в какой-то мере зачатком человечности, то Аркадий искренне верит в это, но как бы стыдится их показывать перед Евгением. Он глубоко чувствует искусство, вся его натура окружена романтической аурой.

Рыцарский дух Аркадия, видимо, передал ему его отец, такой же добрый и нежный — Николай Петрович. Это чистый человек, который до сих пор живет идеалами романтического средневековья.

Всю жизнь любя женщину, он глубоко и долго прожил ее смерть, сохраняя в себе спокойное и грустное горе, передавая любовь своему сыну. Это самый добрый и беспощадный человек, восхищенно погружающийся в творчество Пушкина.

Его брак с бедной молодой девушкой, которая работает горничной в ее доме, не может вызывать легкомысленных толкований. Нет ни пошлости, ни прихоти, которой он хотел бы следовать в конце своих лет, а есть только бесконечная нежность к девушке и желание ей помочь.

Павел Петрович Кирсанов

Его брат Павел Петрович, замыкающий линию главных героев, также заслуживает особого внимания. Мы видим гордого и европеизированного человека, который считает себя либералом и придерживается исключительно аристократического образа жизни.

Посмотрим, насколько он щепетилен в своем внешнем виде, уделяя внимание, например, своему гардеробу, который состоит из голландских рубашек.

Павел Петрович, считающий себя либералом, действительно является глубоким консерватором, о чем можно судить по его неприятию мнения Базарова, по его оценке социальной и политической реальности, включая отмену крепостного права.

Он похож на Базарова некоторыми характеристиками, присущими всем человеконенавистникам, он сухой и гордый и, вероятно, именно из-за схожести своей натуры они не могли понять друг друга, что в итоге привело к дуэли.

Внимательный читатель может заметить, что сначала он был живым и энергичным молодым человеком, а теперь как бы абстрагировался от общества и тенденций в жизни. Но, как и Эудженио, его поразила любовь, даже бесплодная, которая заставила его замкнуться в себе, стать скептиком и вести замкнутый образ жизни.

Родители Евгенио

Если говорить о второстепенных персонажах, то родители Евгения — Василий Иванович и Арина Власьевна — заслуживают несомненного внимания. Это неординарные люди, чисто сельские, но обладающие простой, но глубокой жизненной философией.

Арина Власьевна живет судьбой сына, каждый день молится о его счастье и благополучии. Как и все любящие матери, она жаждет разлуки со своим ребенком. Интересно. Что родители Базарова, не понимая жизни сына, принимают его как своего сына, любя и поддерживая во всем, даже если его мысли и жизненный путь в корне расходятся с их мировоззрением.

Василий Иванович, несмотря на возраст, продолжает заниматься медициной, беспрепятственно помогая приходящим на помощь. Это любящие родители, которые испытывают счастье своего ребенка. Смерть Евгения, исчезновение его молодости — страшный удар для пожилых людей. В конце книги мы видим, как они горько плачут над могилой своего сына.

Анна Сергеевна

Не забывайте ту, ради которой Евгений был готов отказаться от своих принципов — это Анна Сергеевна. Красивая, изящная, о которой Евгений сначала сказал, что «она не похожа на других женщин».

Однако за ее женственностью скрывается холодный расчет, потому что эта женщина никогда никого не любила и вышла замуж из соображений прагматизма. Может быть, не стоит ее винить в этом, ведь у нее было необычное детство, проведенное с отцом-мошенником, который, скорее всего, оставил на ней след

Катерина

Такой же противоположностью Аркадия для Евгения является его сестра Катерина для Анны. Выросшая в строгости, она становится очень скромной, даже замкнутой девушкой, живущей в своих юношеских мечтах. Неслучайно Аркадий влюбился в Катерину, которая понимала ее идеалы, а также создавала романтические образы

Герои многогранны, у каждого есть свои слабые места.

Второстепенные персонажи

Василий Иванович Базаров

Старик, любящий своего сына, бывший врач, продолжает свою врачебную практику, бесплатно помогая фермерам. Веселый и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама из знатного рода, мать Эухенио. Чрезмерно подозрительная и набожная старуха, маленький человек с добрым сердцем, ласковый и умный, чистый и опрятный. Его очень беспокоит нелепая смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова

28-летняя вдова, жестока и расчетлива. Независимый и высокомерный, любит роскошь. Он предпочитает жить в изоляции, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Он никогда никого не любил, он снова женится по расчету.

Катерина

Воспитанная сестрой, молодой девушкой с кроткими манерами. Добрый, скромный, любит природу и музыку. Спокойный и умный. Страх перед суровым нравом сестры. Он женился на Аркадии.

Виктор Ситников

Сын купца, он стыдится своих предков. Обыватель слепо подражает всему новому. Слабый и пугливый, ведет себя глупо и пошло, в общении надоедлив и разговорчив, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. После женитьбы он стал мучиться.

Авдотья Кукшина

Друг Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещик. Защитник эмансипации. Он считает, что пренебрежение к одежде и дерзкое поведение являются признаком прогрессивности. Любитель сигарет и шампанского.

Фенечка

Образ Фенечки входит в список второстепенных персонажей произведения, хотя его описание соответствует женскому идеалу. Простая мужичка, она воплощение чистоты и естественности. Приветливая и знакомая, она становится женой Николая Кирсанова.

Дуняша

Горничная Фенечки помогает ей ухаживать за младенцем. Простой мужичок, веселый и игривый, в доме ведет себя строго.

Петр

Тупой и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, только что научившись читать, считает себя человеком образованным.

Княгиня Р. (Нелли)

Эксцентричный, загадочный человек. Пожизненная любовь Павла Петровича, которая сильно повлияла на его судьбу. После рассказа о его смерти Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», в котором говорится о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» — это герой, старое и новое поколение которого стали примером для подражания и нашли ответ в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик дают краткое представление о главных героях книги Тургенева. Эти сжатые данные можно использовать для написания эссе на уроках литературы.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев знакомит читателя с выдающимися личностями того времени. Автор ставит вопрос о сопоставлении двух мировоззрений, возникших накануне крестьянской реформы. Общество разделено на консерваторов, не желающих менять существующую систему на протяжении многих лет, и либералов — революционеров, которые пытаются коренным образом изменить ход истории.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов — два человека, которые являются проявлением радикально противоположных взглядов в обществе. Эти два человека различаются не только взглядами на бытие, но и внешними характеристиками.

Внешние характеристики главных героев

Евгений Базаров — плохо одетый молодой человек с длинными волосами, растрепанный, не интересующийся его внешностью. На узком лице с угловатыми скулами зеленые глаза были особенно выразительны, излучая уверенность в себе и интеллект.

Павел Петрович Кирсанов — уже не молодой человек, среднего роста. Аристократичный по натуре, он имел привлекательную внешность. Он внимательно посмотрел на нее и мой гардероб. В молодости он был очень популярен у девушек из Петербурга. Достигнув среднего возраста, она не перестала баловать себя изысканной одеждой и дорогим одеколоном.

Походка также отличала этих людей друг от друга. Молодой Базаров двигался быстро и уверенно. В свою очередь, Павел Петрович Кирсанов шел медленно и размеренно.

Источник

Евгений Базаров вырос в бедной семье, в семье военного врача. Из-за своего низкого происхождения он был обречен на жалкую роль растительности на окраинах низшего общества.

Павел Петрович Кирсанов — дворянин, офицер, сын генерала, он движется в широких светских кругах. Всю молодость он провел в столице, выступая в очках перед столичными дамами.

Образование

Базаров — образованный, культурный молодой человек, уверенно идущий к своей цели. Талантливый специалист. Близкие друзья прочили Евгению большое будущее в области медицины.

Своим карьерным ростом Павел Петрович Кирсанов обязан семейным связям и своей харизме. Малообразованный и вообще мало интересующийся точными науками.

Образ жизни

Евгений Базаров по натуре жаворонок. Молодой человек начал свою активную деятельность, когда в городок «Морфеус» продолжали прибывать другие люди. Из-за умственного перенапряжения он постоянно чувствовал голод, поэтому много ел. А чтобы хоть как-то расслабиться, пил большое количество алкоголя.

Кирсанов, в свою очередь, вел спокойную и размеренную дворянскую жизнь. Он ел мало, но наслаждался комфортом.

Сравнительная характеристика двух героев в любовных отношениях

Павел Петрович — романтичный и моногамный человек. После смерти любимой он покинул столицу и перебрался в город, подальше от тех мест, где все напоминало ему о ней.

Евгений Базаров — циник, не готовый к серьезным отношениям. Он считает, что женщины необходимы для физического удовлетворения. А когда к нему пришла настоящая любовь в лице прекрасной Фенечки, юноша стесняется и теряет голову.

Отношение к обычным людям

Кирсанов двуличен, хвалит культуру простых крестьян и, встречаясь с ними, хмурится и отворачивается.

Базаров — презирает невежество и суеверие крестьян, но сочувствует их гибельному образу жизни. Он считает, что крестьяне — такие же равноправные члены общества, и поэтому разговаривает с ними на равных.

Сравнивая этих двух людей, мы приходим к выводу, что проблема противостояния «отцов и сыновей», восходящая к XIX веку, остается актуальной. Что мы видим в современной политике.

Несколько интересных сочинений

  • Роль пейзажа в новелле Бедная композиция Лизы Карамзиной
    Николай Михайлович Карамзин — автор величайшего произведения «Бедная Лиза». Это произведение занимает особое место в русской литературе, настолько, что преподается на уроках литературы в учебных заведениях.
  • Анализ рассказа Деньги для Марии Распутиной
    Произведение «Деньги для Марии» стало одним из первых значительных произведений в творчестве Распутина. Именно эта история дала мощный импульс дальнейшему творчеству писателя. Отпечатано в 1967 году в журнале «Ангаре»
  • Пришвин
  • Анализ книги Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера
    Работа состоит из четырех частей. Главный герой — англичанин. Его зовут Лемюэль Гулливер. В первой части дело доходит до гномов. Вторая часть описывает состояние гигантов.
  • Композиция «Настоящий век» и «Прошлый век»: возможно ли соглашение?
    Выражения «нынешний век» и «прошедший век» говорят о двух исторических периодах: прошлом и настоящем. Вопрос о соотношении разных эпох в разных формах возникает в некоторых произведениях культуры

Обобщенное описание «Отцов и детей»

Главный герой произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между древними и современными поколениями, — Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе тридцатилетнего юноши, для которого характерно нигилистическое критическое видение жизни.

Базаров в романе охарактеризован как холодный, а порой и жестокий человек, гордый своей национальностью, учится на медицинском факультете университета и увлечен естественными науками. Судьба главного героя кажется трагичной, так как в финале оперы он заболевает тифом и впоследствии умирает.

Один из центральных персонажей романа — друг Базарова в лице Аркадия Кирсанова, молодого дворянина двадцати трех лет, подпавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличавшегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и привязанностью, который обожает искусство и окружающую природу.

Старшее поколение запечатлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, в образе овдовевшего помещика, добродушного человека, любящего музыку и литературу, трепетного перед сыном.

Кроме того, мир отцов изображен на примере Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия, представленным человеком аристократическим, отличающимся маньеристической утонченностью, самовлюблённостью, высокомерием и гордостью.

В качестве ключевой героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую, богатую вдовствующую помещицу с красивой внешностью, умом и независимостью, которая ценит комфортное и спокойное существование, но при этом отличается холодностью и несостоятельностью искренних, истинных чувств.

Кроме того, женские персонажи в романе изображены как Фенечка, невежественная молодая крестьянка, которая стала сожительницей Николая Петровича Кирсанова и родила ему сына Митю, знакомого главной героини Евдокии Никитишны Кукшиной, уродливой молодой помещицы, пропагандирующей прогрессивное развитие взгляды на права русских женщин, а также принцессы Нелли Р., возлюбленной дяди Аркадина, с которой у них не было романа, и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, симпатичной девушки.

Второстепенные герои оперы — отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный врач в отставке, характеризуемый как простой, разговорчивый и энергичный старик, любящий своего сына, мать Евгения в образе доброй и интеллигентной женщины, дворянки хорошая хозяйка, а также слуга Павла Кирсанова Петра, отличающаяся тупостью и самовлюбленностью.

Используя многочисленную систему персонажей с разными характеристиками в романе, писатель на примерах героев демонстрирует древний конфликт между разными человеческими поколениями.

Краткое описание персонажей

 

Евгений Базаров

Главный герой. Около 30 лет
Студент-нигилист из разночинцев («людей разных рангов и титулов»), отрицающий практически все принятые в обществе традиционные ценности и порядки. Базаров — человек холодный, жесткий, жесткий. Он не дворянин, но хвастается своим простым происхождением. Базаров учится на доктора, увлечен естественными науками.
Политически революционный демократ протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей.

Василий Иванович Базаров

Отец Базарова. 61 год
Военный врач в отставке. Не богатый. Он управляет небольшим имением своей жены. Умеренно образованный и просвещенный, он считает, что сельская жизнь изолировала его от современных идей. Он придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.

Арина Власьевна Базарова

Мать Базарова
Добрая и умная женщина, хорошая хозяйка. Дворянка по происхождению. Владелец небольшого поместья, которым управляет ее муж.

Аркадий Кирсанов

Друг Базарова. 23 года
Молодой дворянин, выпускник Петербургского университета, второстепенный товарищ Базарова. Станьте нигилистом под влиянием Базарова, но потом откажитесь от этих идей. Люблю природу и искусство.
По ходу романа Аркадий влюбляется в Анну Одинцову, но позже понимает, что на самом деле любит ее сестру Катю, и женится на ней. Со временем Аркадий становится семьянином и трудолюбивым хозяином.

Николай Петрович Кирсанов

Отец Аркадия. 44 года
Помещик, либерал, вдовец. Люблю музыку и стихи. Интересуюсь прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. Сын военного генерала Петра Кирсанова, но не пошел по стопам отца, поскольку в молодости сломал ногу и оставался «хромым» на всю оставшуюся жизнь. Папа помахал ему и отправил в штатском. Любимая жена Николая Петровича умерла 13 лет назад и сейчас живет с братом Павлом. В начале романа он стыдится своей любви к дочери своей домработницы, крестьянке Фенечке, но затем женится на ней. Николай Петрович очень любит своего сына Аркадия. У да Фенечки есть еще один сын — Митя.

Павел Петрович Кирсанов

Дядя Аркадий. Около 45 лет
Офицер в отставке, аристократ, бывший «светский лев». Гордый, самоуверенный, ярый последователь либерализма. Он часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Заметив Базарова целующим Фенечку, Павел Петрович вызывает «этого пушистого человечка» на дуэль, на которой получает легкое ранение в бедро.

Анна Сергеевна Одинцова

Любимый Базаров. 26 лет
Состоятельная 28-летняя вдова, которая принимает в своем имении друзей-нигилистов. Красивая, умная, независимая женщина. После смерти родителей он вырастил сестру Катю. Сочувствует Базарову, но после признания в любви не отвечает взаимностью. Считайте мирную жизнь без забот самым главным, даже более важным, чем любовь. В девичестве — Анна Локтева.

Катя Локтева

Младшая сестра Одинцовой. Около 20 лет
Екатерина Сергеевна Локтева — бедная дворянка, младшая сестра Анны Одинцовой. Добрая, умная и вспыльчивая девушка. Люблю музыку и природу. В конце романа она выходит замуж за Аркадия Кирсанова.

Фенечка

Любовница Н. Кирсанова. Около 23 лет
Фенечка (Федосья Николаевна) — молодая крестьянка. Дочь Арины Савишны, домработницы Николая Петровича Кирсанова. После смерти матери она стала любовницей хозяина и матерью его сына. Это становится поводом для дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. В конце романа Фенечка выходит замуж за Николая Петровича.

Княгиня Нелли Р.

Возлюбленный П. Кирсанов
Многолетняя любовница Павла Петровича Кирсанова. У них нет отношений. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни и спустя много лет все еще помнит княгиню.

Виктор Ситников

Базаровский «ученик
Молодой человек, друг Кукшиной и Базарова. Считает себя учеником Базарова. Он следует моде во всем: и в одежде, и во внешнем виде. Сын богатого купца, но при этом стесняющийся своего происхождения.

Кукшина

Знакомый Базаров
Евдоксия (Авдотя) Никитишна Кукшина — подруга Базарова, Кирсанова и Ситникова. Молодой помещик; некрасивая, анонимная и неопрятная женщина. Она живет отдельно от мужа и считает себя прогрессивно мыслящей женщиной и борцом за права женщин.

Слуга Петр

Слуга в доме Кирсановых, в частности, служит личным камердинером (личным слугой) Николая Петровича Кирсанова. Глупый и гордый мужчина с бирюзовой серьгой и зачесанными назад разноцветными волосами. Он считает себя образованным, «улучшенным» слугой только потому, что умеет читать «кстати» (то есть по слогам).

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений