- п.1. Тематика и проблематика
- п.2. Идея и пафос рассказа
- п.3. Основные герои
- п.4. Литературные приёмы
- п.5. Конфликт произведения
- Итоговое тестирование по литературе за курс 8 класса
- Главные герои и их характеристика
- Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
- Темы
- Основная идея
- Смысл названия
- Почему в рассказе Толстого «После бала» Иван Васильевич отказывается от военной службы и почему его любовь Варе угасла??
- Конфликт
- Проблемы
- Жанр, направление, композиция
п.1. Тематика и проблематика
Тема обездоленного положения низов выражена в сценах расправы над беглым татарским воином под предводительством полковника. Наказание слишком суровое, несопоставимое с допущенным нарушением. Солдата преследуют 2 очереди коллег, которые должны его избить и не могут отказаться от участия в казни. При этом человека забивают до смерти.
В царской России при Николае I (1840-е годы) это считалось обычным делом, даже сами солдаты иногда убеждались, что «это по закону, по суду».
Подробнее об этом — в статье Л.Н. Толстого «Николай Палкин» 1887 года.
Проблема: слабости общественного строя не пытались изменить, но ужесточили правила против низших классов, чтобы они оставались покорными и боязливыми.
Тема двуличия высших слоев общества раскрывается через двойной образ полковника, его поведение построено на контрасте.
- На балу он образцовый член общества: блестящий военный, много лет посвятивший служению Отечеству; примерный семьянин, который отказывается от себя, чтобы отдать дочери все самое лучшее. Он производит хорошее впечатление в аристократической среде, среди «своих»: видно его учтивость, легкость и доброту.
- В сцене наказания солдата появляется другое изображение полковника. Его жестокость проявляется в том, что он лично командует казнью и следит за тем, чтобы никто не осмелился проявить милосердие к преступнику. Для него естественно рассматривать солдат как расходный материал. Солдаты не заслуживают гуманного обращения, это только люди высокого класса.
Проблема: То, что Иван Васильевич считает двуличием, — это нормально для полковника. Автор указывает: нормы общества могут быть несправедливыми и бесчеловечными, но в то же время законными.
Разочарование в религии проявляется косвенно, автор этого прямо не говорит. Просто сравните даты событий, чтобы увидеть символику и критику. Танец происходит в последний день Масленицы, что означает расправу над солдатом, первый день Великого поста, чистый понедельник. Это день особого благочестия и духовного очищения, который не подходит к месту казни. Важно, чтобы наказание поразило воина мусульманской веры.
Проблема: нет справедливости ни в светском, ни в духовном устройстве, людей низшего класса ничем не защитить. Церковь молчит, когда государство наказывает.
п.2. Идея и пафос рассказа
Человек способен преодолеть влияние окружающей среды и увидеть социальную несправедливость, даже если она непосредственно не повлияла на нее. Бесчеловечность и жестокость всегда будут резонировать в душе сознательного нравственного человека с отвращением, и увиденной им сцене наказания не удастся найти оправдания.
Можно жить в аристократической среде, но уметь видеть человека в каждом, а не только среди представителей его сословия. Иван Васильевич передает читателям убеждения самого писателя, великого гуманиста и правозащитника.
п.3. Основные герои
- Иван Васильевич, вспоминая события своей молодости
- Полковник, отец Вареньки, в которого влюблен Иван
С этими героями связан конфликт произведения, остальные персонажи завершают сюжет. Образы беззаботной юной красавицы Вареньки и измученного солдата резко контрастируют.
п.4. Литературные приёмы
Говорящее название «После бала» показывает, что изменения в статусе героя произошли сразу после памятного утра.
Антитезис — это метод противопоставления танцевальных сцен и исполнения.
Контраст выражается с помощью картинок и подробных описаний, это также можно увидеть, сравнив словарный запас.
Танец: Варенька, любовь, танец, эйфория, восторг, красота человеческих взаимоотношений, улыбка, грация, красноречивые взгляды, яркие краски, симпатия, нежность, красивая музыка.
Наказание: ужас, меланхолия, отвращение, визг и пугающая музыка, красная спина татарина, тело человека — пестрое, мокрое, красное, неестественное, эскадроны, полковник грозный и мрачный, солдат рыдает, просит пощады.
Портрет помогает проникнуть во внутренний мир героев: внешность, мимика, жесты, манера поведения создают целостный образ.
Ярчайшие портреты в истории — Варенька, полковник и беглый солдат — добавляют контраста.
Имидж полковника рушится, когда он проявляет жестокую жестокость по отношению к своему подчиненному.
п.5. Конфликт произведения
Конфликт в рассказе внутренний, герой переживает его один на один. Представление Ивана Васильевича об обществе сталкивается с жестокими реалиями: неравенством, жестокостью и бесправием низов. Это приводит к разочарованию и непониманию того, как можно изменить существующий порядок.
Безмолвный протест героя выражается так: он отказался от мысли о какой-либо службе (не только о военной) и «это было совсем нехорошо», сохранив до зрелости убеждение, что в то утро он видел социальную аномалию.
Итоговое тестирование по литературе за курс 8 класса
Финальный тест
для курса восьмого класса
1. Какие литературные жанры нельзя отнести к фольклору?
А) рассказ; б) пословица; в) популярная песня; г) частушка
2. Назовите героев легенд:
А) Ермак Тимофеевич; Б) Николай I; в) Степан Разин
3. Какова основная цель лирических народных песен?
А) передать чувства, мысли конкретного лирического героя; б) рассказать о последовательности событий из жизни героя; в) описывать природные явления; г) нет конкретной цели, поют только по настроению
4. Что означает образное выражение «Шемякинский суд»?
А) суд неправый, эгоистичный; б) судья справедлив; в) суд над крестьянином некоего исторического деятеля Василия Шемяки
5. Кто является аллегорическим героем басни И.А. Крылова «Вагонный поезд»?
А) свинья; б) обезьяна; в) лошадь
6. От чьего имени ведется рассказ в повести «Капитанская дочка»?
А) от имени автора-рассказчика; б) от имени Петра Гринева; в) повествование от третьего лица
7. Коварного и злого человека, «антигероя», причинившего вред Гриневу, звали:
А) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьевич
8. «Мцыри» в переводе с грузинского — это…
А) одиночный; б) заключенный; в) послушник, живущий в монастыре
9Какая жизненная ситуация легла в основу повести Н.С. Лескова «Старый гений»?
А) светский денди не хотел отдавать старухе долги; б) старуха не хотела возвращать деньги; в) у старухи есть племянница
10. Какие образные средства сделали М.Ю. Лермонтов в «Мцыри» строчках «… И миллионом черных глаз мрак глядел на ночь С ветвей каждого куста…»?
А) выдача себя за другое лицо; б) метонимия; б) литоте
11. Кто из героев пьесы Николая Гоголя «Ревизор» сказал о себе, что у него «необычайная легкость в мыслях»?
А) Бобчинский; б) Члестаков; в) мэр
12. Откуда N городским властям известно, что инспектор ненастоящий?
А) из письма Хлестакова, прочитанного начальником почты; б) в обмане признался сам Хлестаков; в) Осип, слуга Хлестакова, ускользнул
13. Форма повести Льва Толстого «После бала» такова
А) полилог; б) «история в истории»; в) рассуждение
14. Почему ушел со службы герой рассказа «После бала?
А) по религиозным убеждениям; б) был потрясен случаем избиения беглого солдата; в) не оставил
15. Почему не остались вместе герои повести А.П. Чехова «О любви?
А) оба были несвободными; б) они боялись изменить свою жизнь и жизнь своих близких; в) развелись случайно
16. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
А) жена героя Вера; б) сам герой — Николай Алмазов; в) старый профессор сдававший экзамен
17. Какой прием положен в основу рассказа М. Осоргина «Пенсне»?
А) литота; б) антитезис; в) имитация
18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М. Зощенко «История болезни»?
А) «Помог»; б) «Выдача трупов от 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!»
19. Каким был жанр произведения «Василий Теркин» по определению автора — А. Твардовского?
А) «Книга о бойце»; б) «Военная поэма»; в) «Роман в стихах»
20. Почему Теркин переплыл реку в главе «Переправа»?
А) интеллект; б) связаться с теми, кто остался на другой стороне, и сообщить о ситуации;
в) установить прерванный перекресток
Главные герои и их характеристика
- Образ Ивана Васильевича. История основана на истории молодого человека, влюбленного в Вареньку, дочь известного полковника. Он постоянно ходит на танцы, где она бывает, восхищается ею, борется за право как можно больше танцевать с ней. Иван уверен, что его чувства взаимны и уже красочно представляют его дальнейшую судьбу. Но сцена после танца более ярко раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и понимающего, искреннего и сознательного человека. Иван не может избавиться от сцены, в которой хладнокровный отец своей возлюбленной наказывает беглого татарина от его мыслей. Моральные качества юноши заслоняют пылкую любовь. Он олицетворяет сознательную и решительную молодежь.
- Образ рассказчика в произведении — уже взрослый, мудрец Иван Васильевич, рассказывающий о несчастном случае, кардинально изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и только физической любви. Опытный мужчина пытается убедить подрастающее поколение в том, что духовная связь гораздо ценнее, чем физическая. Невозможно жить с человеком, который не разделяет ваших убеждений и явно им противоречит.
- Образ Вареньки. Девушка играет в сюжете довольно второстепенную роль. Она предмет любви Ивана Васильевича. Она вошла в высшее общество по праву рождения и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и запутанной. Рассказчик описал Вареньку как стройную, высокую и изящную девушку, в которой она чувствовала величие. Она всегда стояла прямо: ее царственный вид мог пугать, но нежная, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик утверждает, что даже в пятидесятилетнем возрасте женщина была неописуемой красоты. Характер героини практически не раскрывается в повести, Лев Толстой делает акцент на его отце, Петре Владиславовиче.
- Изображение полковника. Он появляется в истории как ключевой персонаж. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный, моложавый старик. Он был военным боевиком «николаевской» осанки. Во-первых, автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой изображает из себя настоящего христианина, который всячески старается угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен: старик обожает свою семью, ведет себя как добродушный отец, но ведет себя совершенно жестоко и равнодушно по отношению к рядовым солдатам. Духовные качества героя делятся на два: для семьи он готов принести себя в жертву (он сэкономил на себе, чтобы позволить дочери побольше), а для подчиненных он мог оставить только гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты — главные черты этого дворянина, который готов щедро осыпать недостойные перчатки кулаками сразу после того, как осыпал поцелуями дочь и жену.
- Хозяева бала Варенька, Петр Владиславович и его жена в бриллиантовой фероньере. Семья произвела на всех самое положительное впечатление: стройную и статную Вареньку, высокий статный Петр Владиславович и добродушную жену в плюсовом бархатном платье, похожую на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как пара, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал родство с ней. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и перчатках. Женщины ходят с шелками и драгоценностями, купленными ценой крови этого избитого татарина. Иван Васильевич не мог принять такое приданое.
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Еще раз убеждаюсь в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ «После бала», в основе которого лежит реальное событие: все это произошло с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым. Интересно, что писатель использует в своем творчестве повествование как от первого, так и от третьего лица. Каждая из этих форм преследует свои идеологические и художественные цели. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, имеет доверительную интонацию. Эта форма позволяет особым образом сильно выразить состояние человека, его настроение, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик действует как человек, который знает больше, чем рассказчик от первого лица. Наблюдайте за героем произведения как бы со стороны. Но все же в основном история рассказывается от первого лица: Ивана Васильевича. Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что «для личного совершенствования в первую очередь необходимо изменить условия, в которых живут люди». Он говорит: «Вы говорите, что человек не может сам понять, что хорошо, что плохо, что все в окружающей среде, что среда забита. И я думаю, что это зависит от случая ». Чтобы доказать свои слова, он приводит случай из жизненного пути, он рассказывает о дне, которое полностью изменило его жизнь. События происходят в 1840-х годах. В то время он был «студентом провинциального вуза», жил «как типично для молодости»: учился и развлекался, был веселым, живым типом: спускался в горы с девушками, пил с одноклассниками. Но главным его удовольствием были вечера и танцы, так как он танцевал хорошо и не был некрасивым. Об одном из таких вечеров рассказывает герой Льва Толстого богатый и гостеприимный человек и камергер ». Это было просто замечательно:« Зал красивый, с хорами, музыкантами — знаменитыми слугами тогдашнего помещика-любителя, пышным буфетом и морем разлитого шампанского ». Тогда Иван Васильевич был опьянен любовью к Вареньке Б. Это тоже было завораживающе: «высокий, сне» лла, изящная и величественная «. Она всегда держалась необычайно прямолинейно, «как будто иначе не могла, немного запрокидывая голову, и это придавало ей с ее красотой и высоким ростом, несмотря на худобу, даже костлявую, царственный вид, который испугал бы ее. Если бы не добрая улыбка, всегда весело ». В тот вечер герой рассказа не заметил других девушек, перед его глазами всегда было его «сияющее румяное лицо с ямочками и добрыми милыми глазами». Он был действительно счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: кадриль, польку и вальсы; «Танцевала до изнеможения». Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его бросит, что отец ее заберет. Но родитель девушки, «очень красивый, красивый, высокий, крутой старик», не сделал этого. Он понравился Ивану Васильевичу, который «испытывал в то время какое-то восторженное и нежное чувство» к полковнику. И это чувство усилилось еще больше, когда герой увидел, как отец Вареньки танцует с его дочерью. Иван Васильевич проникся глубоким уважением к этому военачальнику «как к старому слуге николаевской осанки». Мы видим счастье человека, и это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич описывает свое душевное состояние в тот момент: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, это был не я, а сверхъестественное существо, не знающее зла и способное на Хорошо ». В то время он охватил своей любовью весь мир и боялся только одного: что-то испортит ему счастье. Это главный герой рассказа на балу. На балу Иван Васильевич даже не подумал что может быть совсем другой мир: злой и жестокий. В отличном настроении вернулся домой и долго не мог спать — от счастья. Вышел гулять и направился в дом Вареньки ему: лошади, которые равномерно покачивали мокрыми головами под блестящими сводами, и растрепанные таксисты, гребущие в огромных сапогах у фургонов, и дома, казавшиеся очень высокими в тумане. Все пело в душе Ивана Васильевича и все такое довольно часто или он мог слышать мелодию мазурки, но в то утро он услышал другую жестокую и злую музыку, когда он стал свидетелем ужасного зрелища. Он видел, как солдаты гнали татарина через линию побега, которая была привязана к винтовкам двух солдат и по которой с обеих сторон обрушивались выстрелы. С каждым ударом наказанный поворачивал морщинистое от страдания лицо в ту сторону, откуда пришелся удар, и не говорил, а рыдал: «Братья, помилуйте. Братья, помилуйте». Но его голос не был услышан. Спина татарина была «чем-то таким красочным, мокрым, красным, неестественным», что Иван Васильевич не поверил, что это могло быть человеческое тело. Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно его потрясло то, что отец Вареньки оказался старшим военным, руководившим отрядом солдат. Ивану Васильевичу было так стыдно, что, не зная, куда смотреть, словно пойманный на самом постыдном поступке, он опустил глаза и поспешил домой. Его сердце было «почти физическим, до тошноты, меланхолии», так что он останавливался несколько раз, и ему казалось, что его вот-вот стошнит от всего ужаса, который он видел. Герой был настолько впечатлен, что, заснув, «снова все услышал, увидел и вскочил». После этого происшествия желание Ивана Васильевича поступить на военную службу пропало, он решил не только не поступать на военную службу, но и нигде не служить, чтобы всегда быть в гармонии со своей совестью.
В образе главного героя повести «После бала» Л.Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.
28160 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйтесь или войдите в систему и узнайте, сколько людей из вашей школы уже скопировали это эссе. |
Темы
Тема рассказа богата и многогранна, но Litrecon Multisay обратил внимание только на основные значимые доминанты.
- Основная тема рассказа — двуличность светской жизни, которая делится на парадную и повседневную грязь, включающую вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на танцах люди ведут себя бесчеловечно на службе, приносят немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради великолепных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Герой окутан трясиной парадов и живет ради того, чтобы появиться, а не быть. Глядя на избиение татарина, он не видит кровавого месива на спине, потому что сама жизнь армии искусственна и в ней нет места суровой реальности. Сочувствие не достигает его ума, затененного ярким светом высшего общества.
- Тема любви в повести «После бала» раскрыта с двух сторон. С одной стороны, любовь преподносится скорее как сильная страсть, чем как серьезное чувство. Иван испытывал к Вареньке восхищение, страсть, трепет, но автор не характеризует эмоции героя как уравновешенные и продуманные. С другой стороны, рассказчик призывает подрастающее поколение к духовным и возвышающим чувствам. Он жалуется, что в наше время все обращают внимание только на физическое достоинство. Моральная и принципиальная сторона вопроса играет для автора решающую роль, а красота второстепенна.
- Сон на тему несчастного случая. Однако сам герой, будучи молодым, был счастлив и поглощен происходящим: он забыл узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинного характера девушки, ни ее привычек, ни ее мыслей. Торжественный танец и танец с Варенькой были похожи на красочное шоу, которое закончилось однажды утром. Когда веселье закончилось, все сняли маски и начали жить по распорядку дня, мечты Ивана разбились.
- Разбейте шаблон. Иван не мог смириться с поступком Петра Владиславовича, который раньше ему очень симпатизировал. В тот день он испытывал ужасную тоску от всего, что видел, он недоумевал, почему татарскому беглецу приписывалась такая жестокость. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, пытался оправдать величественного старика, но не мог найти ответа на свой вопрос. Любовь Ивана стала угасать, танцевальные вечера в доме Петра Владиславовича он больше не посещал.
- Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, окружавший Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой акцентирует внимание на тумане, который утром навис над местностью. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время общения с Варенькой и его семьей. Иван не мог ясно видеть истинную сущность этой семьи, он был как в тумане, когда его влекло это веселое и чувственное увлечение. После бала герой слышит звуки мазурки, но они уже кажутся ему «тяжелой и плохой» музыкой.
Основная идея
В повести «После бала» рассказывается о событиях, произошедших в России во время правления Николая I. Это был один из самых тяжелых времен. Напуганный восстанием декабристов, он проводил более жесткую политику, чем его предшественники. Понятно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича и пишет, что они похожи на усы Николая I. Это довольно четкий намек на общее моральное унижение страны кровавой тиранией «европейского жандарма». Смысл рассказа — описать в одном эпизоде природу правительства и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.
Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, скрывающие жестокость. Изображение бала, а затем истязание беглого солдата раскрывают основную идею произведения. Первая часть истории показывает красивую жизнь, полную фальшивого добродушия, а вторая часть показывает реальность, где каждый персонаж представлен таким, какой он есть на самом деле. В первой и второй частях повести контрастируют те же персонажи: любовь Ивана сменяется растерянностью и меланхолией, а гостеприимство Петра Владиславовича сменяется холодностью, гневом и равнодушием. Контраст между Россией и другой поражает читателя в самое сердце. Но это были исторические взгляды писателя: он не видел ни одной страны в России, потому что сограждане разных социальных слоев представляли друг друга врагами.
Смысл названия
Название рассказа «После бала» имеет важное значение в произведении. В первую очередь, Лев Николаевич Толстой рисует для читателя идеальный мир, где царят любовь, роскошь, танцы, светское общество и общее счастье людей, оказавшихся в этом мире. Но Иван Васильевич, который «вытащил счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о своей другой стороне.
Мяч — это красивая маска, укоренившаяся в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение любви, страсти, благородства и изящных манер. В душной, пышной комнате нет места реальности. Сцена после танца — поворотный момент всей истории. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После танца герой понимает, что не сможет справиться с суровостью людей, которая кроется в манерах и статусе.
Почему в рассказе Толстого «После бала» Иван Васильевич отказывается от военной службы и почему его любовь Варе угасла??
- Казалось бы, все складывается как нельзя лучше. Иван Васильевич был знатного происхождения, его возлюбленная тоже происходила из хорошей семьи. Ничто не мешало им быть счастливыми. Однако вмешалась Ее Величество Шанс. Однажды вечером после выпускного бала Иван Васильевич решил прогуляться. Восторг, любовь и счастье переполняли его. И ночная прогулка казалась достойным завершением чудесного вечера. Вдруг восторженный молодой человек увидел тревожную сцену. Бегущего солдата перевели через линию. И каждого солдата, стоящего в строю, били палкой. Беглый татарин был еле жив, постоянно просил: помилуй! Но никто не имел права проявлять сострадание к несчастным. Если солдат бил слабака, он сам впадал в немилость полковника. Это был тот самый красивый, благородный, величественный полковник, отец прекрасной Вареньки, так любивший юного Ивана Васильевича. Молодой человек увидел, как полковник ударил испуганного, низкорослого и слабого солдата по лицу за то, что тот не ударил тростью по красной спине татарина .Иван Васильевич был поражен увиденным. Полковник предстал перед ним совершенно другим человеком. Буквально несколько часов назад молодой человек увидел его на балу, где он танцевал с дочерью и излучал доброту. Теперь он был жестоким и бессердечным человеком. Иван Васильевич рассказывает о своих мыслях, которые возникли у него в голове после увиденного: Ну, вы думаете, я тогда решил, что то, что я увидел, было плохим? Вообще. «Если это было сделано с такой уверенностью и всеми признано необходимым, значит, они звонили по тому, чего я не знал», — подумал я и попытался выяснить. Но как я ни старался, а потом ничего не узнал. А сам того не зная, он не мог поступить на военную службу, как хотел раньше, и не только не служил в армии, но и нигде не служил и, как видите, нигде плохо себя чувствовал .
Старец Иван Васильевич утверждает, что в молодости он не делал никаких выводов из увиденного. Однако это все еще недобросовестно. Рассказчик не мог остаться равнодушным к жестокости полковника и самой бесчеловечной сцене расправы. Да, наверное, молодой человек не знал, как на это реагировать. Он не смог защитить несчастного. Но в нем возник внутренний протест. Ведь Иван Васильевич заранее планировал поступить на военную службу. После того, как ему представилась возможность стать свидетелем сцены избиения солдата, это желание исчезло. Молодой человек не пошел на военную службу, поскольку жестокость противоречит его натуре. Иван Васильевич — честный и добрый человек. Он не может притворяться. В юности он понял, что вымысел, фальшь и лицемерие характерны для многих, очень многих. Например, полковник может быть и добрым отцом, и жестоким арбитром в судьбах убегающих солдат. Иван Васильевич по натуре добр. Он не может принять тот факт, что человеческая жизнь вообще не ценится. В конце концов, сбежавший из боя солдат может умереть после того, как его избили. И никто об этом не вспомнит и не пожалеет. Может, он нарушил закон. Но никто не знает, каковы причины.
Юный Иван Васильевич не мог остаться равнодушным к страшной сцене. Он понимает, что здесь таятся глубочайшее зло. Но он еще не может облечь свои мысли в словесную форму. Однако бесчеловечное отношение к солдату осталось в его памяти на всю жизнь. После этого случая любовь к красивой девушке, дочери полковника, пошла на убыль. Когда, как он часто делал с ней, с улыбкой на лице, он думал об этом, я сразу вспомнил о полковнике на площади, мне стало немного неловко и неприятно, и я стал видеть ее реже. И любовь никогда не подводила .
Свое отношение к полковнику молодой человек невольно переносит на дочь. И это нам о многом говорит. Молодой человек перестал считать полковника порядочным, благородным
Конфликт
Лев Толстой создал сильное столкновение обстоятельств, точек зрения и взглядов, не находившее взаимных компромиссов. По сюжету две Руси противостоят друг другу: одна за богатых, другая за бедных. С одной стороны, развлечения и удовлетворение искусственно поддерживаются провокационным образом, а с другой — деньги добываются любыми способами для поддержания роскоши.
Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в бытовых условиях, где он не мог скрыть своей жестокости и холодности в образе доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как вежливый дворянин, весело танцевавший на балу мазурку, мог так равнодушно победить беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его судьба и Варенька разошлись.
Проблемы
Лев Николаевич Толстой поднимает острые социальные и нравственные проблемы в повести «После бала.
- Лицемерие и нечестность. Автор показывает, насколько уважаемый полковник добр и учтивен к высокопоставленным гостям на балу и насколько жесток он к низшим слоям населения, к своим подчиненным. Герой готов проявить доброту к людям своего круга, прикинуться патриотом и верующим, но на самом деле проявляет презрение к людям и тем моральным устоям, которые формируют христианское мировоззрение.
- Равнодушие. Петр Владиславович не слушает беглого солдата, который умоляет его «пощадить». Его не волнует, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой он может умереть. Главное для него — железная дисциплина, на которой любая пролитая кровь замерзнет. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожану, потому что герою безразлична суть учения и, прежде всего, это видимость любой коммерческой деятельности.
- Жестокость. Когда один из солдат, бивший татарина кнутом, ослабляет удар, то тут же натыкается на пощечину полковника. Петр Владиславович сердится, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татара, спина которого уже превратилась в окровавленную плоть. Это означает, что он не только выполняет свой долг, но и старательно пытается узнать об осужденном, как будто он доволен своим унижением.
- Безнравственность. Автор ставит проблему моральных и духовных качеств знати, погрязшей во лжи. Сам Петр Владиславович позиционирует себя как истинный христианин, при этом читатель не замечает в герое ни капли нравственности. Он пример нечеловеческой жестокости и равнодушия: он не жалеет беглого солдата, не просит офицеров ослабить удары. Двуличность и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он от таких отношений отказывается.
Проблематика повести «После бала» очень многогранна и включает в себя и политические аспекты, ведь в образе полковника современники видели Николая I — императора России. Целью писателя стали жестокость и двуличие режима. Против этого была направлена история.
Жанр, направление, композиция
«После бала» написана в жанре рассказа. Произведение содержит ограниченное количество персонажей, автор ставит задачу. В рассказе есть сюжет. Направление творчества Толстого — реализм. Он описал эпизод из своей жизни, не выходя за рамки факта.
Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает зрителям историю из прошлого, участвуя в действии в настоящем времени. Кроме того, по содержанию книгу можно разделить на две части: сказочный вечер на выпускном балу (иллюзия героя в темноте) и влажное туманное утро — время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной противоположности — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная противоположность представлена в рассказе в виде сцен во время и после танца, когда главный герой горько разочаровывается только что испытанной эйфорией. Писатель показал, чем повседневная жизнь высокопоставленных чиновников отличается от их поведения пышными вечерами. Особенности композиции позволяют автору передать основную идею, не прибегая к обильным описаниям и объемным поворотам. Он лаконично и точно выразил сложную идею.
Изложение рассказа увеличивает контраст: читатель не подозревает, что сюжет может измениться совсем в другом направлении. Сначала Толстой описывает, как главный герой Иван Васильевич полон нежности и задора по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на такой красивой девушке. Кроме того, герою улыбается удача: его поддерживает полковник Петр Владиславович, устраивает танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Сказанное на выставке представлено светлыми и четкими красками. К тому же на читателя обрушивается жестокая реальность, разрушающая все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.