Швондер: образ и характеристика героя повести «Собачье сердце»

Портрет: описание внешности, речь

Председатель домкома одевается, как и его товарищи, скромно, ходит без калош, в кожаную куртку. У него очень густые вьющиеся черные волосы, пучок которых поднимается на голову на четверть аршина. Лицо Швондера выразительно:

  • «голубая радость» распространилась по его лицу, когда он злорадствовал, что профессор Преображенский нервничает;
  • приподнял брови, удивившись тому, что Шариков хотел записаться в армию, но не хотел воевать;
  • карие глаза Швондера недоброжелательно сверкают, вспыхивают желтые искры (когда он говорит профессору, что в доме нет свободного места для покупки и его не предусмотрено).

Речь Швондера вежливая, он использует такие слова, как «разрешить», «прости». Председатель домкома не любит разглагольствовать, говорит по этому поводу, говорит понятным языком, иногда употребляет популярные в то время фразы («империалистические хищники», «вообще»).

Швондер и его деятельность

На следующем собрании жилищного товарищества новым главой домкома избирается товарищ Швондер, политический фанатик, мерзавец и негодяй. Радуясь и злорадствуя, герой начинает вводить свои правила в «маленькое» королевство. В своем мелком произволе Швондер достигает немыслимых высот: в доме пачкается, ему наплевать на подъезды, никто не заботится о настоящих проблемах. Среди жителей организованы самодеятельные занятия: хор, который собирается петь революционные песни. Швондер собирает всевозможные встречи, дискуссии, говорит громкими лозунгами, которые читает в брошюрах и газетах. Не решены срочные хозяйственные проблемы, все дела заброшены.

Черты характера

Швондер — человек вежливый, плохо говорит, кланяется на прощание. Он эмоциональный человек, легко краснеет и бледнеет. После телефонного выговора какого-то начальника, которым Преображенский пожаловался на членов домкома, Швондер краснеет и растерянно говорит: «Это какой-то стыд…»

Председатель домкома — гражданин бизнеса, который считает, что «документ — это самое главное в мире». Он умеет писать заявления, доносы, пишет заметки в газеты (используя, например, следующее выражение: «пока сияющий меч правосудия не осветил его красными лучами»).

Взаимоотношения с другими героями

По сюжету Швондер в основном взаимодействует с двумя главными героями: профессором Преображенским и Шариковым. В меньшей степени — с доктором Борменталем, но в основном поддерживает профессора, а также отрицательно относится к главе домового комитета.

Швондер — полная противоположность Преображенскому буквально во всем, благодаря чему можно провести сравнительный анализ персонажей. Они различаются своими политическими взглядами и отношением к пролетариату, своим интеллектом, своим отношением к жизни и людям. Швондер любит новую политическую систему еще и потому, что теперь «все равны»: он может свободно разговаривать с профессором Преображенским и даже давать ему инструкции — это льстит его гордости. Однако он по-прежнему не хочет, чтобы интеллигенция жила на вверенной ему территории.

Умные, умные и деликатные люди не могут жить с невежественными и грубыми людьми — это одна из мыслей, которые автор передает читателю. Конфликт профессора и Швондера не личный, а конфликт личности и масс, очень острый и жгучий для того времени.

Шариков — это оружие против профессора в руках Швондера. Интересно, что когда председатель домкома впервые пришел в квартиру, Шарик, еще будучи собакой, отнесся к нему негативно. В этой сцене цитируются мысли пса: мы видим, что он на стороне Филиппа Филипповича, он думает о пришельцах: «Бейте их.

Но когда Шарик превращается в мужчину, собачьи черты явно полностью затмеваются личностью Клима Чугункина, у которого был взят гипофиз. Теперь, столкнувшись с Швондером, бывший пес видит друга и наставника, прислушивается к его идеям и повторяет их, когда настраивает его против интеллигенции. Он также рад, что благодаря новому другу ему удалось возглавить отдел чистки бездомных животных. Но за всем этим он не видит настоящей правды. Можно сказать, что Швондер в произведении действительно имеет большое влияние на характер, мировоззрение и поведение Шарикова.

Вместе они образуют «союз Шарикова и Швондера»: это понятие стало почти нарицательным. Это союз, в котором одна из составляющих — ограниченный, невежественный, но агрессивный и ненавидимый человек, а вторая — агитатор, нарушитель спокойствия, не думающий о последствиях своих идей. Гнев Шарикова вкупе с идеологическими убеждениями его наставника сеют хаос и хаос. Такой союз опасен и грозит обществу коррупцией.

Поэтому Преображенский называет Швондера дураком. Он говорит: «… Шариков для него даже более грозная опасность, чем для меня .. если кто-то, в свою очередь, посадит Шарикова на самого Швондера, останутся только его рога и ноги». Это показывает, что Швондер не понимает, что на самом деле он играет с огнем, и сила и ненависть Шарикова, направленные на интеллигенцию через его подстрекательство, могут быть направлены в противоположную сторону. Это неправильное понимание опасности проистекает из ее ограничений.

Характер

Филипп Филиппович Преображенский — человек интеллигентный, увлеченный наукой. Благодаря этому энтузиазму и трудолюбию он стал всемирно известным профессором медицины. В финансовом отношении профессор очень хорошо обеспечен, он привык жить крупно, считает, что заслуживает еще лучших условий, он хочет добавить восьмую к своим семи комнатам в качестве домашней библиотеки. По словам уличного пса Шарика, этот господин ничего и никого не боится, потому что он всегда сыт, «много ест и не ворует».

Профессор очень эмоциональный и теплый человек, но он образованный человек и не приемлет террора или насилия. Филипп Филиппович убежден, что и животных, и людей нужно бить не силой, а только внушением.

Конфликт Преображенского и Швондера

Когда Швондер и еще трое членов домкома подошли к профессору Преображенскому с предложением отказаться от двух комнат из семи, он наотрез отказался это сделать и даже сказал, что ему нужна восьмая комната. Профессор считал пришельцев врагами. Преображенский называл их джентльменами, а Швондер сначала товарищем, а потом городским профессором. Когда он заговорил, Преображенский его перебил. Председатель домкома был возмущен отношением профессора, и он тоже стал относиться к нему с ненавистью и заговорил с ним «со сдержанной яростью».

Профессор пожаловался по телефону своему пациенту, который был важным начальником, что домком его терроризирует, чтобы отобрать часть квартиры. Начальник попросил передать телефон председателю домкома и сделал такое предложение, что тот совсем покраснел и смутился. За это унижение Швондер еще больше возненавидел Преображенского.

Когда в Москве распространились слухи, что у профессора Преображенского есть загадочное существо, Швондер поместил в газету заметку, в которой говорилось, что у профессора Преображенского внебрачный сын и что профессор занимает семь комнат. Прочитав записку, Преображенский пришел в ярость. По его мнению, председатель домкома — это «невероятная чушь».

Когда профессору стало не по себе от поведения Шарикова, Швондер начал злорадствовать. Домком попросил профессора зарегистрировать Шарикова в его квартире, и Швондер «со злорадным спокойствием» стал учить Преображенского, как писать об этом заявление. Наверное, он думал, что справедливость восторжествовала и профессору еще предстоит «подкрепить» гражданина Шарикова.

Деятельность и поступки

На протяжении всей истории Швондер появляется трижды и все трижды — как офицер и представитель новой власти, выполняющий определенные обязанности. В первый раз, когда он пришел со своей командой к профессору Преображенскому, тот пытался лишить его двух комнат. Для него нет личностей: известных, талантливых, способных на величайшие открытия. Для него есть только арендаторы, которые должны иметь равные условия и иметь документы. Именно следование этим установкам иногда делает действия Швондера абсурдными.

Профессору Преображенскому удается защитить свою квартиру, вызвав к себе начальника Петра Александровича, который легко держит Швондера под контролем. Но после этого он злится на профессора. Его особенно обижает то, что Преображенский — знаменитость и талант, достижения которого известны за пределами страны.

Но вскоре профессор и его ассистент доктор Иван Борменталь совершают невозможный прорыв в науке, трансплантируя гипофиз человека собаке, в результате чего на свет появляется Шариков. Швондер решает сыграть на этом и видит в Шарикове удобный рычаг давления на ученого. Во второй раз председатель домкома выезжает на квартиру профессора, чтобы выдать документ новому жильцу, даже если, по сути, это результат удачного научного опыта. Иные действия Швондера по отношению к Шарикову:

  • дает ему читать политическую литературу;
  • Он «разрабатывает» политические идеи, закладывая в голову основы необходимой идеологии, в результате чего Шариков начинает повторять свои слова, а также упрекать профессора в количестве занятых комнат;
  • устраивает Шарикова на работу в отдел очистки города Москвы от бездомных кошек;
  • дает идею написать жалобу на Преображенского.

Этими действиями он ведет с ученым «холодную войну». Но Шариков слишком глуп и наивен, чтобы понимать, что его просто используют в своих целях. Более того, Швондер спускается, чтобы написать клевету на профессора, указав в своих «сочинениях», что Шариков якобы является внебрачным сыном ученого.

По окончании работы Швондер решает, что Шарикова убили, поэтому он в третий раз приходит на квартиру ученого в сопровождении милиции и его команды. Возможно, прося справедливости, он надеялся на арест несговорчивого профессора, а значит, будет освобождена не только часть, но и все жилое пространство. Однако план главы домкома терпит крах, когда Преображенский и Борменталь показывают вместо Шарикова ужасно выглядящую собаку, которая уже пережила «обратную» операцию и постепенно перестает разговаривать.

Отношение Швондера к Шарикову

Швондер считает, что Шариков имеет право голоса, когда его решат учесть, он имеет право зарегистрироваться в квартире профессора Преображенского, создавшего Шарикова.

Швондер пытается воспитать Шарикова в достойном члене советского общества:

  • политически затыкает ему рот (дает книгу, в которой напечатана переписка Энгельса с Каутским);
  • домком дает ему деньги на учебники;
  • помогает найти работу.

По словам Преображенского, председатель домкома, пытаясь напасть на него с Шариковым, не понимает, что для него это опаснее, чем для профессора. Ведь если кто-то натравит Шарикова на Швондера, «останутся только рога и ноги». Поэтому Преображенский считает главным дураком председателя домкома.

Образ Швондера в повести «Собачье сердце»

Швондер: характеристика и образ героя рассказа М. Булгакова «Собачье сердце”

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье учителя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Писать начал, по свидетельству близких ему людей, вскоре. В основном это были рассказы, сатирические стихи, драматические сцены. Постепенно интерес к творчеству Булгакова растет.

Становится очевидным, что талант Булгакова как художника пришел, как говорится, от Бога: известность писателю принес роман «Белая гвардия», позже переработанный в пьесе «Дни Турбиных». Большой успех имели комедия «Квартира Зойкиной» и юмористический сборник рассказов «Дьявол» (1925.).

Однако с 1928 года вокруг имени Булгакова создается атмосфера гонений, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы «Бег», «Иван Васильевич», «Багровый остров», роман «Мастер и Маргарита» — далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же списке рассказ «Собачье сердце».

Это произведение, написанное в 1925 году, было опубликовано только в 1987 году в журнале «Знамя». История основана на рискованном эксперименте. Выбор Булгаковым такого сюжета не случаен.

Все, что происходило тогда, и то, что называлось зданием социализма, было воспринято автором «Собачьего сердца» как эксперимент — огромный по размеру и более чем опасный.

Булгаков скептически относился к попыткам создания нового совершенного общества на революционной стороне, то есть не исключающих насилия, методов воспитания нового свободного человека такими же насильственными методами. Для автора рассказа это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли быть катастрофическими для всех, даже для самих «экспериментаторов».

Это «Собачье сердце» тоже предупреждает читателя.

Профессор Преображенский становится одним из главных героев, выразителем авторской мысли в повести. Он выдающийся физиолог. Он предстает воплощением образованности и высокой культуры. По убеждению, это сторонник старых дореволюционных порядков.

Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, производителей, при которых, как он говорит, был порядок и он жил комфортно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень точные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев с ней справиться.

По его словам, в первую очередь нужно обучать людей элементарной культуре в повседневной жизни и на работе, только тогда все наладится, исчезнет хаос, будет порядок. Люди станут другими.

Но и эта Преображенская философия рушится. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я устал за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет…»

В чем причина неудач Преображенского и доктора Борменталя? И это не только генная инженерия.

Преображенский уверен, что сугубо звериные инстинкты, влияющие на поведение бывшего пса Шарикова, можно устранить: «Кошки временные… Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Поверьте мне.

Еще месяц, и он перестанет к ним кидаться ». Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков — это тип определенной среды.

Собака становится человеком, но его действия определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «… у него уже не собачье сердце, а человеческое.

И самое омерзительное из всего, что есть в природе! »Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологами Преображенском и Борменталя, и темными инстинктами Шариковского« гомункула »(с низким покатым лбом) настолько поразителен, что он не только создает комический и гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

Швондер также играет здесь важную роль. Пытаться влиять, воспитывать Шарикова. В разговоре с Преображенским эта собака или человек буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о его превосходстве над буржуазией: «Мы не учились в вузах, мы не жили в 15-комнатных квартирах с ваннами ванна…

«Конечно, попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове — это сатирическая атака писателя на Швондереров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова достигают в этом рассказе высшей степени мастерства.

Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену, где помолодевший старик хвастается своими любовными похождениями, или сцену со «страстной дамой» ранней юности, которая, чтобы удержать своего любовника, готова на все.

Эти сцены нарисованы через восприятие собаки. «Ну да черт с тобой», — слабо подумал он, кладя голову на лапы и дремая от стыда. Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе»: собственный процесс очеловечивания Шарикова оформлен в острой сатирической и юмористической тональности.

Сюжет он построен на контрасте: умная и ласковая собака становится грубым и невежливым хамом, в чем все отчетливее проявляются унаследованные качества Клима Чугункина. Нецензурная лексика этого персонажа сочетается с его действиями. Они постепенно становятся более возмутительными и нетерпимыми.

Или он пугает даму на лестнице, потом как сумасшедший бросается за убегающими кошками, потом исчезает в тавернах и тавернах. В итоге — забавная сцена с криминальной полицией, которая приехала искать Шарикова в эпилоге рассказа после доноса на Швондера; профессор многое объясняет.

Он представляет собаку как доказательство своей невиновности и поясняет: «То есть он сказал… Это не значит быть человеком…»

Новаторство повести «Собачье сердце» не только в сатирическом и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. По мнению автора «Собачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, которые пробуждаются в людях.

Трагедия заключалась в том, что Шариковы в жизни стремительно множились. А они, по словам Полиграфа Полиграфыч, «подавились-подавились»…

Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поднял вопрос о силе темных инстинктов в жизни человека. Его сатира на Шарикова, Швондерса, Климова, Чугункина достигла высшей степени мастерства и выразительности.

Симпатии Булгакова на стороне Преображенского. Но писатель не верит в то, что темные инстинкты в жизни людей можно устранить с помощью науки или с помощью коллективных усилий коллектива. Можно сказать, что история написана в пессимистических тонах.

Булгаков быстро ворвался в широкий и разнообразный литературный поток 20-х годов и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из создателей новой сатиры. Он отстаивал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не искоренены до сих пор…

Демон-искуситель

Швондер — не единственный президент ассоциации недвижимости, фигурирующий в творчестве Михаила Булгакова. В «Мастере и Маргарите» один из персонажей, Никанор Босой, является президентом жилищного товарищества дома с «плохой квартирой», который после разговора со свитой Воланда попал сначала в НКВД, а затем в тюрьму психиатрическая больница. Но этот персонаж сатирический: мошенник и развратник Босоногий просто убог, жалок и труслив. В отличие от Швондера, который тоже беден, но в то же время жесток и подл.

В прошлой истории президента Калабуховского Дома жильцов нет ни слова, но можно предположить, что он выходец из низших слоев общества или человек, который хотел сделать какую-то карьеру, но потерпел неудачу из-за несокрушимая глупость и колоссальная бездарность. Он не умеет хорошо управлять домом: под Швондером дом грязный, подъезды забрызганы, системы жизнеобеспечения постепенно приходят в негодность. Но пылкого бюрократа волнует не это. Он организует хор при жилищном товариществе, проводит бесконечные собрания, а также дискуссии на идеологически выверенные темы, то есть в его понимании работает на все сто. Его речь полна клише и стереотипных лозунгов.

Кроме того, противостояние Швондера с профессором Преображенским, желающим лишить занятую «лишнюю» жилплощадь в угоду мифическим «нуждающимся», отнимает у Швондера много времени и сил. Но главная причина в другом: Швондер, который, по сути, ничего в жизни не добился, ненавидел известного успешного ученого и врача, имеющего громкое имя, заслуженную репутацию и высокие доходы. То есть в центре противостояния — ненависть ничтожества к талантам и успеху.

И в этом противостоянии Швондер использует Шарикова, в рекордно короткие сроки воспитывая его как «идеологически правильного» и внушая мысль о необходимости не только регистрироваться в квартире Преображенского, но требовать для себя часть жилплощади. Под влиянием этого «беса-искусителя» Шариков сначала пишет донос на профессора Преображенского, а затем угрожает ученому оружием. И все это в конечном итоге привело к эпилогу: эксперимент провалился, очеловеченную собаку вернули в состояние животного.

Борьба профессора со Швондером

Самый главный и животрепещущий вопрос для Швондера — его «борьба за жизненное пространство профессора Преображенского». По словам главы домкома, у Филиппа Филипповича слишком много комнат, ему нужно делить их с «малоимущими». Действительно, граждан без жилплощади не бывает, просто Швондер живет в тесном контакте с «классовыми врагами», «буржуазией». Его вдвойне обижает то, что профессор — заслуженный ученый, его достижения известны за пределами страны, что он знаменитость, талант.

Когда появляется Шариков, герой находит удобный рычаг воздействия на ученого. Полиграф Полиграфович оказался слишком ограниченным, чтобы понять, что его партнер Швондер использует его для досады Филиппа Филипповича. Именно он дает Шарикову политическую литературу, в которой есть провокационные лозунги, непонятные призывы, идеи. Прочитав эту литературу, Шариков «дурачит» профессора своими выводами. Его глупость в сочетании с незнанием, влиянием своего друга Швондера приводят к тому, что испытуемый начинает подавать документы на прописку у профессора, жилплощадь. Позже — он решает написать жалобу на своего создателя, а в конце — готовится к покушению на Филиппа Филипповича.

Должность персонажа

В «Собачьем сердце» Швондер занимает пост председателя вновь образованного домового комитета Дома Калабухова на Пречистенке, куда он был избран на недавнем очередном собрании жилищного товарищества. Приобретя эту новую профессию, он начинает устанавливать свои правила в вверенном ему здании. Как это часто бывает, чем меньше начальник, тем больше в нем амбиций и тирании.

Возникает ситуация, когда можно увидеть, что происходит, когда глупый человек, не имеющий должного образования и культуры, занимает руководящую должность. А Швондер действительно невежественен: профессор Преображенский замечает его в разговоре, разговаривает с ним со снисходительной иронией и в своей речи просит выразиться яснее, когда Швондер начинает говорить довольно запутанно, грудой предложений.

При Швондере жизнь Калабуховского дома пришла в упадок:

  • с лестницы исчезают цветочные горшки и ковры;
  • наблюдается кража калош;
  • в подъездах — грязь и слюна;
  • электричество гаснет.

Но среди жителей организован самодеятельный коллектив: они создают хор для пения революционных песен. Никто не хочет работать и сталкиваться с насущными проблемами дома. Это говорит о том, что Швондер и его команда — бездельники, которые всего лишь прикидываются честными работниками. Фактически, прикрываясь громкими словами, лозунгами свободы рабочего класса, собраниями и имитацией активной деятельности, они сеют бескультурье и опустошение.

Более того, вместо решения реальных проблем глава домкома и его команда предпочитают вести борьбу с представителями буржуазии и врагами пролетариата, в частности с профессором Преображенским. Швондер считает, что занимает слишком много комнат — до семи, и столовую и смотровую комнату нужно отдать «нуждающимся».

К тому же нет конкретных людей, которые не имеют жилья и действительно в нем нуждаются, только глава домкома не может свыкнуться с мыслью, что рядом живет его классовый враг и сколько комнат у него есть. Поэтому он хочет «вырезать» жилплощадь профессора и чем-то его досадить.

Отношение автора к Швондеру

Булгаков дает сатирическое описание Швондера, поскольку, по его словам, этот персонаж не имеет культуры, часто говорит клише, пишет в газету «бессмысленную клевету». Скорее всего, автор высказал свое мнение об этом персонаже в уста Преображенскому, когда назвал Швондера главным дураком, потому что не понимал опасности того, что если кто-то натравит на него Шарикова, то Швондер будет неприятен.

Булгаков враждебно относится к Швондеру, потому что, по его словам, он бюрократ, который считает, что «документ — это самое главное в мире». Председатель домкома уверен, что Шарикову нужны документы, удостоверяющие его личность. Но такие документы не были изобретением советской власти, в царской России также было невозможно передвигаться по стране без паспорта.

Автор иронично описывает, что новая ассоциация арендаторов и ее президент ввели обычай петь хором на общем собрании арендаторов. По мнению Булгакова и его героя профессора Преображенского, пролетариат должен заниматься своим делом, чтобы не было разрухи, а персонажи вроде Швондера отвлекали его митингами и «своими концертами».

Значение повести

«Собачье сердце» — это подтверждает характеристика Шарикова — описывает опасное социальное явление, возникшее в советской стране после революции. Люди, похожие на главного героя, часто оказывались у власти и своими действиями уничтожали лучшее, что складывалось в человеческом обществе на протяжении веков. Жить за чужой счет, жалобы, презрение к интеллигентным образованным людям — эти и подобные явления стали нормой в 20-е годы.

Следует отметить еще один важный момент. Эксперимент Преображенского — это вмешательство в естественные природные процессы, что еще раз доказывает характеристика Шарикова в рассказе «Собачье сердце». Профессор понимает это после всего произошедшего и решает исправить свою ошибку. Однако в реальной жизни все намного сложнее. А попытка изменить общество насильственными и революционными способами изначально обречена на провал. Поэтому произведение не теряет актуальности и по сей день, являясь предупреждением для современников и потомков.

Швондер — пролетарий, «новый глава домкома, избранный на собрании жилищного товарищества». Автор представляет его как человека, «у которого на голове четверть аршина — пучок густых кудрявых волос». Несмотря на активное участие в сюжете, подробных характеристик этот персонаж не получает. Это схематично представлено в рассказе. Ш. Он не человек, это «публичный человек», один из «товарищей». Автор подчеркивает свою ненависть к классовым врагам, то есть к профессору Преображенскому и доктору Борменталя. Во время своего визита в шестой главе он разговаривает с профессором в «спокойной мрачности». А когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, «на лице Швондера лилась голубая радость». У Ш. Философия, краеугольный камень — документ, лист бумаги. «Документ — это самая важная вещь в мире». — говорит он профессору Преображенскому и очень возмущается, когда Преображенский в пылу счёта называет их идиотами. «Довольно странно, профессор, — обиделся Швондер, — как вы называете эти документы идиотами? Я не могу позволить жильцу без документов оставаться в доме, еще не зарегистрированному в полиции. Что, если бы была война с империалистическими хищниками? »Вот и все, Ш., это мораль пролетариата, поклоняйтесь власти, верьте только в силу законов, постановлений, документов, агрессивных и непредвзятых. Его не подавляют.. от открытой тупости и нелепости удостоверения личности Шарикова, профессора, корифея мировой науки, человека культурного и тонкого, в котором нельзя не признать бред. Его не волнует масштаб открытия, сделанного профессором. Преображенскому, он не понимает, что Филипп Филиппович сотворил чудо, сотворив человека как творца. Шариков для него всего лишь очередной жилец, ячейка общества, которая интересует его только с практической точки зрения. «Ну, это несложно. Напишите свою справку, гражданин профессор. Вот так, мол, так вот, предъявитель действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм . родившийся в вашей, мол, квартире ». Сравнение профессора Преображенского и С. Omit of the House — Швондер отражает главный конфликт повествования, конфликт двух противоположных социально-этических классов.

    1. Мне кажется, что название рассказа «Собачье сердце» имеет двоякое значение. Рассказ можно назвать в честь того же эксперимента, проведенного профессором Преображенским, который пересадил человеческое сердце в тело собаки, о котором мы поговорим позже…

НО Булгаков пришел в литературу еще в годы советской власти. Он не был эмигрантом и пережил все трудности и противоречия советской действительности 30-х годов. Его детство и юность связаны с Киевом, последующие годы жизни — с Москвой. В Москве…

ШАРИКОВ — герой рассказа Булгакова М.А. «Собачье сердце» (1925). В основе всего этого, по мнению писателя, лежит сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М. Шелли), позже представленный Х. Уэллсом («Остров доктора Моро»), от россиян…

«Собачье сердце» — сатирическая сказка, в которой Булгаков рассуждает о путях развития современной России. В соответствии с социальной ситуацией 20-х годов ХХ века в произведении выступают представители интеллигенции (профессор Преображенский,…

Повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году М.А. Булгаковым, так и не была напечатана. Он говорил о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том факте, что эксперимент, который проводится и который имеет дело с неадекватным человеческим сознанием,…

Рассказ М. Булгакова «Собачье сердце» — одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом разоблачения является новый общественный строй, возникший после 1917 года. М. Булгаков воспринимал революцию как грандиозную и очень опасную социальную сеть…

Творчество М.А. Булгакова — величайшее явление русской фантастики ХХ века. Его основной темой можно считать тему «трагедии русского народа». Писатель был современником всех тех трагических событий, которые произошли в России в первые…

Рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» отражает послереволюционную эпоху 1920-х годов, эпоху НЭПа. Реалистичное описание советской действительности этого времени совмещено в повести с повествованием о грандиозном фантастическом эксперименте профессора Ф. Ф. Преображенского.

После операции на собаке с трансплантацией гипофиза головного мозга профессору удается получить новое существо. Произошла «гуманизация» собаки: собака превращается в человека. Об этом свидетельствуют записи, названные автором «Из дневника

Доктор Борменталь. «Сначала это просто« история болезни », описывающая исходные данные« пациента »- собаки Шарика, ход операции, назначения врача. Затем состояние пациента меняется: у него выпадают волосы, появляется молва, рост увеличивается…

Постепенно он превращается в человека, пусть и недоразвитого, но способного говорить и, следовательно, понимать других. Как нового жильца, председатель домкома Швондер берет его под свою опеку — он закладывает основу мировоззрения Шарикова (по его совету новый человек выбирает имя — Полиграф Полиграфович Шариков). Швондеру очень важно обеспечить

Есть какое-то влияние на Шарикова — ведь Швондер враждебно относится к профессору Преображенскому, считая его буржуа. Шариков быстро усваивает свои пошлые социологические взгляды: все определяется классовой принадлежностью человека. Служанка Зинка — «нормальная служанка, но сила, как у комиссара».

Филипп Филиппович, конечно, «не друг» — «мы не учились в вузах, не жили в 15-комнатных квартирах с санузлами». Шариков быстро понял, что «на данный момент у каждого есть свои права», но он не хочет понимать, что у него должны быть обязанности. Поэтому он делает много заявлений профессору, но не способен на элементарное чувство благодарности. Под влиянием Швондера он читает книги, содержания которых не понимает, и все, что он не понимает, будь то книги или театр, является «контрреволюцией». Читая переписку Энгельса и Каутского, он «не соглашается» с обоими, его мнение простое: «Возьми все и раздели».

Швондер писал в адрес профессора обвинительные статьи — Шариков пошел дальше: научился писать жалобы. Швондер был удивлен, увидев, что Шариков выходит из-под его влияния, когда речь идет о необходимости документов, регистрации и военного учета — Шариков согласился «зарегистрироваться», но воевать категорически отказывается. Когда Шариков потратил вырученные деньги на покупку учебников для питья, Швондер окончательно убедился, что Шариков — «мерзавец». Но социальный сосед Шариков ближе и понятнее Швондеру, чем классовый чужестранец профессор Преображенский. В отличие от Швондера, профессор понимал, что Шариков в своей подлости и наглости выйдет далеко за рамки своего «воспитателя», проявив себя достойным «учеником».

В повести М. Булгакова «Собачье сердце» все персонажи представлены в контексте тех исторических событий, которые произошли в 1920-е годы — на момент создания произведения. Образ председателя домкома Швондера — не исключение.

Швондер — не представитель рабочего класса: он новоиспеченный чиновник, бюрократ. Для него важны инструкции, инструкции сверху. Он чиновник, живущий по чужим правилам. У него нет ничего своего: он говорит клише, он повторяет чужие слова. У него даже нет своего названия. С первого появления и до конца действия он проходит перед читателем только под именем — Швондер.

В доме Калабухова для Швондера нет людей: талантливых, знаменитых, прямо на его глазах, делающих великие открытия. Для него все — жильцы, у которых должны быть равные жилищные условия и документы. Также для бывшей собаки, превращенной в человека профессором Преображенским, Швондер просит паспорт и вид на жительство.

В воспитании нового жильца в духе революционных идеалов Швондеру отводится ведущая роль. Он пытается сделать Шарикова пролетарием, даже если не понимает, что результат его работы будет опасен для всех вокруг, даже для него самого. Продвигая Шарикова на место, внушая ему идею о необходимости защищать свои права, подсовывая для чтения революционные книги, недоступные его совести, Швондер вносит свой вклад в хаос, который начинает исправлять неудавшийся продукт блестящего эксперимента Преображенского территория вверена ему. Именно за непонимание последствий своих действий Швондер будет называться в истории «самым главным дураком».

Швондер в истории представляет себя, прежде всего, представителем новой власти. Именно в этой роли он впервые предстает перед читателем, именно с точки зрения власти трактует профессор Преображенский, пытаясь ее «уплотнить» и лишить двух комнат. Все три «сценических» появления Швондера — это выполнение его служебных функций: он приходит только как человек с определенными обязанностями. Его действия абсурдны, его слова не всегда понятны с первого раза. Но он находится на службе у Советского правительства и готов по приказу уничтожить своих врагов любыми средствами. В Преображенском он видит врага: с этим связана борьба, которую он будет вести с ним на протяжении всего исторического действия.

Конфликт профессора Преображенского и Швондера, являющийся одним из сюжетов повести, не является личным конфликтом. Можно сказать, что Булгаков через конфликт Преображенского и Швондера показывает конфликт личности и масс, индивидуальности в ее творческом потенциале и ограниченности, тупости и убогости «винтиков» новой системы. Не только потому, что Швондер — второстепенный персонаж, индивидуальные особенности которого представлены только густой кудрявой прядью и напыщенной речью, его невозможно воспринимать как конкретную личность. Швондер — олицетворение чуждых научной интеллигенции негативных проявлений новой власти в лице профессора Преображенского.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений