- Главные герои
- Основная мысль и анализ
- Характеристика основных героев
- Мальчик Филька
- Мельник Панкрат
- Раненый конь
- Реальное и сказочное
- Лютый холод
- Экранизация
- Старая легенда
- Символ хлеба
- Мальчик Филька
- Осознание поступка
- Избавление от стужи
- Путь к покаянию
- Сюжет произведения
- Коллективная ответственность
- Придуманный способ
- Примирение с конем
- Осознание ошибки и ее решение
- План пересказа
- Сила слова
- Начало произведения
- Название произведения
- Роль природы в произведении
- Второстепенные персонажи
- Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского
Главные герои
- Филька — нелюдимый парень по кличке «Ну ты». Я смог понять свою ошибку.
- Панкрат — человек мудрый и понимающий, мельник. Он отремонтировал раненую лошадь.
- Бабушка Фильки — родственница старушки Фильки, с которой он живет. Почитает и понимает народные традиции.
- Сорока — птица, которая обитает у входа мельника. Лети на юг в холоде, чтобы вызвать тепло после того, как Филька раскаивается перед Панкратом.
Основная мысль и анализ
«Горячий хлеб» Паустовский написал рассказ в жанре. Создавая произведение, автор хотел продемонстрировать, что важнейшими человеческими качествами являются:
- доброта;
- милосердие;
- равнодушие.
Образ Фильки в начале повествования сложно назвать позитивным, но он сумел восстановиться и измениться.
После этого люди связались с ним и оказали помощь. С помощью добрых дел любую ситуацию можно изменить, добро находит ответ в сердцах людей. Но противоположные чувства в виде равнодушия и оцепенения могут привести к печальным последствиям.
Если вы относитесь к людям с заботой и любовью, вам не придется винить себя в жестокости и бесчеловечности, этому учит сказка.
У Паустовского есть и другие поучительные рассказы и увлекательные романы. Для юных читателей можно брать книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Дети их, несомненно, полюбят.
Характеристика основных героев
В романе Паустовского «Тёплый хлеб» главные герои изложены довольно образно. Их характеристика и описание помогут читателю лучше представить общую картину сюжета, а также понять мысли и действия героев.
Мальчик Филька
На первый взгляд, этот герой «Тёплого хлеба» скорее отрицательный, чем положительный. В деревне его не любят за:
- жадность;
- грубость;
- мрак.
Он раскаялся в куске хлеба за лошадь, за что был наказан угрызениями совести. Но в этом мальчике была не только жадность. Он не умел нормально общаться с людьми, грубил даже единственному члену семьи: своей старой бабушке.
Но такое поведение служило для Фильки скорее защитой, а не врожденной чертой характера. Ведь мальчик был добрым, даже если боялся признаться в этом даже самому себе. Смелость тоже присуща этому персонажу. Он не боялся пойти к мельнику в метель и поговорить о своем вине.
Мальчик был умен, иначе он не смог бы придумать такой грандиозный план по освобождению мельничного колеса из ледяного плена. Удалось уговорить и организовать селян для общего дела. Было бы неправильно называть этого персонажа отрицательным, у него больше положительных качеств, даже если они изначально скрыты.
Мельник Панкрат
Этот умный старик — изюминка «Теплого хлеба». Он понимает, что мальчик не виноват в острой простуде, но не говорит ему. Филька рассказал ему историю о лошади и хлебе, брошенных в снег, и это неправильный поступок, за который он должен нести ответственность.
Но даже мельник не отругал мальчика. Это дало ему возможность исправить ситуацию самостоятельно. Это говорит о доброте и справедливости. Панкрат, так сказать, побуждает бывшего антиобщества к общению с сельчанами. Он понимает, что совместная работа, организованная Филькой, пойдет ребенку только на пользу.
Раненый конь
Назвать этого героя полноценным персонажем было бы не совсем правильно. Это образ справедливости, воплощенный автором в коне. Писатель даже наделяет его магическими качествами: якобы из-за обиды на Фильку он послал в деревню лютый мороз.
Однако взрослый читатель понимает, что это не волшебство, а просто капризы природы. На все есть свое объяснение. В конце рассказа лошади приписываются человеческие чувства. Он не простил мальчику, когда тот принес ему свежий хлеб. Только когда мальчик заплакал, животное соизволило принять его хлеб и простить, положив голову ему на плечо.
Можно смело сказать, что все главные герои сказки, независимо от того, какие действия они совершают, по-прежнему позитивны. Даже мальчик Филька, который сначала казался грубым и злым, проявил в этой истории свои лучшие качества.
Реальное и сказочное
Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и настоящие мотивы. Например, в «Теплом хлебе» есть обычные герои: Панкрат, Филька, ее бабушка и остальные жители села. И изобрели: сорока, силы природы. События, происходящие в опере, тоже можно разделить на настоящие и сказочные. Например, в том, что Филька обидел лошадь, спросил Панкрата, как исправить то, что он натворил, сломал лед на реке с мальчиками и помирился с животным, нет ничего необычного. Но сорока, приносящая с собой летний ветер, и холод, обрушившийся на деревню по зову разъяренной лошади, явно выходят за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единый образ. Благодаря этому «Тёплый хлеб» можно назвать и сказкой, и поучительной историей одновременно.
Лютый холод
Паустовский описывает в своем рассказе удивительные вещи. «Тёплый хлеб» рассказывает о лютом морозе, упавшем на землю после грубых слов Филькина. Зима того года была теплой, вода у мельницы не замерзала, а потом разразился такой мороз, что все колодцы в Бережках промерзли до дна, а река покрылась толстой коркой льда. Теперь все жители села ждали неминуемого голода, потому что Панкрат не мог перемолоть муку на своей мельнице.
Экранизация
Горячий хлеб (1987). Режиссер: Роман Ширман. Источник: Одноклассники.
Старая легенда
Также Константин Паустовский рассказывает старинную легенду. «Горячий хлеб» устами старой бабушки Фильки описывает события, произошедшие в деревне сто лет назад. Тогда искалеченный солдат постучал в дверь зажиточного крестьянина и попросил еды. Сонный и рассерженный хозяин бросил на пол кусок черствого хлеба и приказал ветерану самому подобрать «сладкое» брошенное. Солдат взял хлеб и увидел, что он полностью покрыт зеленой плесенью, и есть его невозможно. Тогда обиженный вышел во двор, засвистнул, и ледяной холод упал на землю, и жадный умер «от похолодания своего сердца».
Символ хлеба
Паустовский называл «Теплый хлеб» одним из своих любимых произведений. Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в нем основополагающую роль. Если черную человеческую неблагодарность можно сравнить с черствой корочкой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость — со сладкой и свежей буханкой. Мальчик, который по неосторожности бросил отрезанный кусок в снег, совершил плохой поступок. Он не только обидел травмированную лошадь, но и пренебрегал продуктом, созданным тяжелым трудом. За это Филька был наказан. Только угроза голода помогла ему понять, что даже к черствому хлебу нужно относиться с уважением.
Мальчик Филька
В своем произведении Константин Паустовский описал изменения, произошедшие под влиянием обстоятельств в душе ребенка. «Тёплый хлеб» — это история мальчика по имени Филька. Он жил с бабушкой в селе Бережки, был груб и подозрителен. На все упреки герой отвечал одной фразой: «Давай!» Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный посоленный хлеб. В этот момент во двор вошла лошадь и попросила еды. Мальчик ударил животное по губам и бросил хлеб в талый снег со словами: «Тебе, христианам не хватит еды!»
Эти злые слова стали сигналом к началу неординарных событий. Слеза скатилась с глаз лошади, она обиженно заржала, виляла хвостом, и в этот момент на деревню обрушился лютый холод. Снег тут же запудрил Филке горло. Она ворвалась в дом и заперла за собой дверь со своей любимой поговоркой: «Пойдем!» Однако он прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистела точно так же, как хлопающий по бокам хвост разъяренной лошади.
Осознание поступка
Поучительную притчу придумал Паустовский. «Тёплый хлеб» описывает ужасные потрясения, произошедшие в душе перепуганного мальчика. Он осознал свою ошибку и спросил бабушку, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старуха ответила, что все было бы хорошо, если бы человек, совершивший зло, покаялся. Мальчик понял, что ему нужно помириться с обиженной лошадью, и ночью, когда его бабушка заснула, он побежал к мельнику.
Избавление от стужи
К.Г. Паустовский рисует в своем творчестве прекрасную картину совместной работы (особенно выразительны рассказы этого автора). Расскажите, как все дети и старики вышли к реке и начали резать лед. Вокруг пылали костры, гремели топоры, и всеобщими усилиями люди побеждали холод. Правда, помог и жаркий летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, подслушавшая разговор Фильки с мельником, а затем улетевшая в неизвестном направлении, всем поклонилась и сказала, что именно она спасла село. Он словно влетел в горы, нашел там теплый ветер, разбудил его и унес с собой. Однако сороку не понимал никто, кроме ворон, поэтому ее достоинства остались неизвестны людям.
Путь к покаянию
«Путь Фильки был нелегким, — пишет Паустовский. Писатель говорит, что мальчику пришлось пережить очень сильный холод, такой, что даже воздух казался замороженным, и он не мог дышать. У мельника Филька уже не мог бегать и тяжело ходил по сугробам. Услышав мальчика, в конюшне заржала раненая лошадь. Филька испугался, сел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, затащил его за воротник в избу и поставил возле печи. Со слезами Филька все рассказал мельнику. Он назвал мальчика «глупым гражданином» и посоветовал ему найти выход из этой ситуации за час с четвертью.
Сюжет произведения
Попав в Бережки, кавалерия Красной Армии оставила раненую лошадь старому мельнику. Дед Панкрат ухаживал за животным, вместе с лошадью начал ремонтировать плотину.
Панкрату не хватало еды для лошади. Лошадь шла по деревне и просила у жителей еды, чтобы накормить. Многие приветствовали коня и приносили ему хлеб.
В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была отремонтирована и Панкрат собирался запустить мельницу, лошадь уехала в деревню. Он очутился у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчишка Филька по прозвищу «Ну ты!». Так мальчик ответил почти на все чужие слова. Он жил с бабушкой, которая в то время была у соседки.
Филька пообедал куском хлеба, который посолил. Он увидел коня, подошел к нему. Зверь пошел на обломки хлеба. В этот момент мальчик сильно ударил Панкрата, отругал его, бросил его кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы она пошла искать и копать хлеб.
Конь заплакал, издал ужасный звук и вилял хвостом. В это же мгновение началась такая метель, что Филька еле нашла вход в свой дом. Вечером бабушка Фильки смогла вернуться. Он догадался, что все колодцы и река уже промерзли до дна. Это означало смерть для всей области.
Филька очень испугался, когда крысы, вышедшие из подвала, стали теснить печь. Бабушка рассказывала внуку, как давно из-за человеческой ненависти случилось такое плохое время, когда хозяин дома принес старому изуродованному солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю. Солдат возмущенно свистнул, местность накрыла метель и холод. Жадный умер от холода. Бабушка рассказала внуку, что жестокий человек снова оказался в Бережках и сделал что-то не так.
Филька понял, что сам был плохим человеком. Он спросил, что делать, чтобы исправить проблему. Бабушка сказала, что они могут только надеяться, что плохой парень исправит свои действия. Панкрат умеет это делать.
Ночью Филька пошел в Панкрат. Рассказал мельнику, как тот обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Филке время подумать. Разговор подслушала сорока, забившись в коридор мельника.
Филька понял, что в одиночку ему не справиться с невезением. Он пообещал мельнику, что он и мальчики сокрушат лед на реке. Как только они дойдут до воды, необходимо запустить мельницу. Панкрат пообещал поговорить со старшими, чтобы они помогли и детям.
На следующий день во время общих работ никто не заметил, как дул южный ветер, появлялись и падали сосульки. Вечером можно было запустить мельницу, значит, сорока вернулась. Он сказал воронам, которые греются на трубах, что разбудил горячий ветер и позвал его на помощь деревне.
Ближе к вечеру хозяйки испекли свежий хлеб из муки, которую они намололи в тот день. На следующий день Филька пришел на мельницу с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил лошади кусок соли. Сначала он отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчиком, а Филька плакал от боли. Лошадь осторожно съела из рук филкин первый кусок хлеба, а затем и весь хлеб. Так искалеченная лошадь и мальчик примирились.
Коллективная ответственность
В пятом классе школьники изучают рассказ «Тёплый хлеб» (Паустовский). Анализируя эту работу, дети часто задаются вопросом, почему вся деревня должна отвечать за плохой поступок мальчика. Ответ кроется в самой истории. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоизмом и никого вокруг не замечал. Он был груб с бабушкой и пренебрежительно относился к друзьям. И только угроза, нависшая над всеми сельчанами, помогла мальчику почувствовать себя ответственным за судьбы других людей. Когда мальчишки пришли на помощь хмурому и настороженному Фильку, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер подул на Бережки еще до того, как мальчик помирился с лошадью.
Придуманный способ
Затем Паустовский Константин Георгиевич погружает своего героя в глубокие размышления. В конце концов, мальчик решил утром собрать всех детей деревни на реке и начать с ними резать лед возле мельницы. Потом вода потечет, кольцо можно будет вращать, прибор нагревается и начинает перемалывать муку. Таким образом, в деревне снова появятся мука и вода. Мельник сомневался, что ребята заплатят горбом за чушь Филькина, но пообещал поговорить с местными старейшинами, чтобы они вышли на лед.
Примирение с конем
Рассказ Паустовского «Тёплый хлеб» — прекрасный образец детской прозы. В нем писатель рассказал, как грубый человечек научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того, как вода снова появилась в реке, кольцо мельницы повернулось, и свежемолотая мука потекла в мешки. Из него женщины замешивали сладкое и тугое тесто и пекли его ароматный хлеб. Запах красноватой выпечки с прожженными капустными листьями был такой, что даже лисы вылезали из нор в надежде их съесть. И виноватая Филька вместе с ребятами приехала в Панкрат нести раненую лошадь. В руках у него была буханка свежего хлеба, а маленький Николка нес с собой большую деревянную миску с солью. Лошадь сначала попятилась и не хотела принимать подарок, но Филька так отчаянно заплакал, что животное сжалилось и взяло ароматный хлеб из рук мальчика. Когда раненый конь поел, он положил голову Фильке на плечо и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Был восстановлен мир, и в село вернулась весна.
Осознание ошибки и ее решение
Однако ни одна сорока не способствовала возвращению тепла. Автор указывает, что главный герой осознал все произошедшее, свой неверный поступок. Он хотел исправить ситуацию. Когда на улице было очень холодно, он пошел к мельнику Панкрату помочь ему. Филька проявляет смекалку и волю в этой ситуации. Он нашел в себе силы и сумел найти выход. Вся деревня взбунтовалась, чтобы помочь Фильке, они помогли ему помириться с лошадью. Паустовский писал о людях, которые пекли хлеб. Делали они это с особенным упорством. И этот хлеб долго ждали. Автор с особой теплотой цитирует этот момент.
Когда сказка заканчивается, Панкрат говорит, что Филька не злой человек. Эти слова предназначались лошади, которая в конце концов простила мальчика. Паустовский изобразил в своем поступке момент раскаяния главного героя. Последнему удалось искупить вину, изменить ситуацию.
План пересказа
- 1 В Бережках отремонтировали раненую в бою лошадь. Он живет у мельника Панкрата, но его кормит вся деревня.
- 2Панкрат ремонтирует плотину с помощью своей лошади.
- Однажды лошадь просит у озорного мальчишку Фильку хлеба. Филька бьет лошадь и бросает хлеб в снег.
- 4 Лошадь ржет, виляет хвостом, и начинается метель.
- 5 Филька узнает от бабушки, что была похожая ситуация. Тогда такой же злой человек принес калеке хлеб и бросил его на землю.
- 6 Филька идет в Панкрат, предлагает вместе с другими ребятами рубить лед на реке. Сорока слушает разговор старика и мальчика и улетает на юг в теплом ветру.
- 7 На следующий день вся деревня ломает лед на реке. Приходит тепло. Мельница запускается вечером.
- 8 Женщины пекут хлеб по ночам.
- 9 Утром Филька с буханкой хлеба идет помириться с конем. Только после искреннего покаяния мальчика животное принимает хлеб из рук мальчика и примиряется с ним.
- 10 Сорока хвастается, что именно она помирила мальчика и коня.
Сила слова
К.Г. Паустовский был истинным христианином. Рассказы писателя проникнуты добротой и любовью к людям. В «Теплом хлебе» он показал, насколько важно следить не только за своими действиями, но и за своими словами. Жестокая фраза Фильки, прозвучавшая в воздухе, заставила все вокруг замерзнуть, потому что мальчик, сам того не осознавая, совершил страшное зло. Ведь именно из-за человеческой нечувствительности и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые можно было бы предотвратить при другом подходе. Филька не нуждался в словах, чтобы извиниться перед обиженным конем, он фактически показал, что сожалеет о своем поступке. И искренние слезы мальчика наконец искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.
Начало произведения
Паустовский начинает свой рассказ с краткого вступления. «Горячий хлеб» рассказывает, что однажды во время войны через село Бережки прошел отряд военной конницы. В этот момент на окраине разорвалась пуля и ранила вороного коня в ногу. Дальше животное идти не могло, и старый мельник Панкрат принес ему. Он всегда был мрачен, но работал очень быстро. Местные дети тайно считали его колдуном. Старик вылечил лошадь и стал таскать на ней все необходимое для оборудования мельницы.
Кроме того, в повести Паустовского «Тёплый хлеб» рассказывается о том, что описываемое в произведении время было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало еды, поэтому Панкрат не мог кормить лошадь в одиночку. Затем животное начало бродить по дворам и просить еды. Они принесли ему черствый хлеб, ботву свеклы, даже морковь, потому что считали лошадь «общественной» и страдали за правое дело.
Название произведения
Константин Паустовский дал своему рассказу многозначительное название. «Горячий хлеб» — символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб в России раздавали крестьянам с трудом, поэтому отношение к нему было внимательным, трепетным. А свежая выпечка уже много лет является лучшим угощением на столе в любом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.
Роль природы в произведении
В рассказе «Тёплый хлеб» (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, важную роль играют могучие силы природы. В начале работ говорят, что зима в деревне была теплой, снег растаял, не доходя до земли, а река возле мельницы не замерзала. В Бережках оставалась теплая погода, пока не накормили и не пожалели раненую лошадь. Однако резкие слова и плохое поведение Фильки вызвали в природе большой гнев. Сразу же наступили сильные холода, которые окружили реку и лишили людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось сначала преодолеть холод в своей душе, а затем холод снаружи, чтобы искупить свою вину. И только когда все люди вышли на лед, чтобы спасти деревню, подул прохладный летний ветерок, символ духовного возрождения Фильки.
Второстепенные персонажи
Есть в произведении и второстепенные персонажи, они тоже сыграли немаловажную роль. Эти персонажи могут иметь следующие характеристики:
- Бабушка — мудрая и добрая старушка, переживает, что ее внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается указать на верный путь. После начала шторма он рассказывает своему внуку историю о том, что метель приходит, когда появляется злой и жестокий человек, совершенно равнодушный к чужой боли. Его гнев также вызывает метель, которая уничтожает все живое на земле. Объясните мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
- Сорока — сказочный персонаж, олицетворяющий человеческие недостатки. Птица показывает, чего нельзя делать и что, наоборот, нужно, чтобы они начали относиться к вам с доверием и уважением.
Также в составе местные жители: старики и мальчики. Они простили Фильку и пришли ей на помощь. Люди начали жечь костры, работать ломами, их совместная работа сказывается на погоде, метель постепенно утихает.
Вода потекла в мельницу, которая заработала, чтобы жители села могли получить горячий хлеб.
Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского
В произведении «Теплый хлеб» автор рассказывает о небольшой деревне, некоторые жители которой являются главными героями произведения. В этой удивительной по своей сути истории есть доля мистики. Например, такие же резкие изменения климата.
В начале рассказа нам рассказывают историю о военном отряде и их лошади. Когда отряд проходил через село Бережки, немецкая пуля разорвалась, ранив лошадь. После этого события лошадь уже не могла выполнять свою службу по-прежнему, поэтому было решено оставить ее старому мельнику Панкрату. В селе проживало небольшое количество людей, но самым заметным представителем фонда был мальчик по прозвищу «Ну ты». Это прозвище она получила из-за своей необщительности и привычки на все отвечать своим ником. Он жил с бабушкой, был зол и высокомерен, он, казалось, ненавидел всех в округе, даже свою бабушку.
Однажды в жизни жителей села Бережки случился роковой день. Как-то весенним днем лошадь постучала в ворота бабушки Фильки, Филька — мальчик по прозвищу ты, услышав лошадь, Филька заговорил с ним. Увидев, что конь хочет есть, Филька ударил коня по губам и швырнул кусок хлеба в снег, проклиная коня себе под нос. Затем произошла еще одна череда событий, связанных с изменением климата и прочими мистическими вещами.
Я считаю, что автор попытался передать идею так называемого «эффекта бабочки», то есть каждое действие, хорошее или плохое, будет иметь последствия, эквивалентные действию. Как видно из рассказа Паустовского. Только отказ Филька от ненависти к другим показал, что он умеет работать в команде, в результате чего в деревне прекратились морозы. Однако виноват в этих морозах именно он, обидев лошадь, совершил плохой поступок, отразившийся на климате села. Также этим рассказом автор пытается донести до нас правильность отказа от плохих эмоций в нашей жизни и привнесения хорошего и хорошего отношения ко всему, что есть в нашей жизни. Исходя из этого, автор предлагает нам стать добрее и понимающими, а не быть похожими на старую Фильку.