«Тёплый хлеб» — краткое содержание рассказа К

Краткие сведения о произведении

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Тёплый хлеб» в 1954 году. Этот рассказ о добре, милосердии, любви ко всему живому.

Мы рекомендуем вам прочитать краткое содержание этого рассказа, которое будет полезно для дневника читателя, а также его пересказ, который поможет вам подготовиться к уроку литературы.

Главный герой романа

  • Филька — мальчик нелюдимый и подозрительный, не любивший ни людей, ни животных.

Отзывы для читательского дневника

Чтение книги Паустовского «Тёплый хлеб» произвело на меня сильное впечатление. Мне было до слез жалко бедного коня, когда он просил только еды, но Филька ударил его по губам, так что он отпрянул. Еще он сказал лошади обидные слова. Плохое слово может сильно повредить, но животные все понимают, даже если не могут его сказать.

Не меньше меня обидел старый солдат из бабушкиной притчи, у которого вместо ноги был кусок дерева. Он дрался, просил еды, и злой человек бросил свой хлеб на землю, не уважая этого солдата и его подвиги. Сердце этого человека онемело и заплесневело, как корка хлеба, которую он бросил в солдата.

Человек в притче не раскаялся бы в своем проступке, поэтому и умер. В фильме все наоборот: после совершения плохого поступка было ясно, что на душе тяжело, что он хотел все исправить, но не знал, как. Я счастлив, что в конце концов он снова сел на лошадь и все прошло хорошо.

Сегодня в классе мы читаем Пане Кальдо. Главный герой Филька поначалу может вызывать только отвращение: он груб, плохо обращается с друзьями, бабушкой, животными. Но уже во второй части сказки он меняется до неузнаваемости, как будто все хорошие качества его персонажа заснули или заморозили, а теперь разморозили. В том, что он изменился, ему помогли бабушка, рассказавшая поучительную историю, мельник Панкрат, который понял это и не ругал его за ошибку, и все сельчане, которые начали с ним рубить лед.

Что касается меня, я пришел к выводу, что нужно всегда давать человеку второй шанс. Возможно, он поправится и случившееся станет для него поучительным уроком.

Текст сказки Паустовского «Тёплый хлеб» словно погружает нас в жизнь простого села Бережки и его жителей. Здесь все друг к другу добрые, а лошадь, пострадавшая за врага, считается «общественной» и кормится, кто может. Из всей картины выделяется только Филька. Он много обижает животное и получает по заслугам.

Но покаяние очень важно. Филька находится на трудном пути, чтобы заслужить искупление. Он сам находит способ искупить вину и помочь всем людям, сам собирает ребят, чтобы они помогли ему резать лед, проявляет трудолюбие и искренность. Последняя сцена этой оперы, когда Филька мирится с лошадью и кормит ее теплым хлебом, очень трогательна, нежна и светлая. Она вселяет надежду.

Эта сказка учит доброте, милосердию, состраданию, ответственности за свои слова и действия, труду и настойчивости в достижении целей. Я рекомендую всем прочитать эту книгу, даже ее краткое изложение, чтобы извлечь для себя важные и ценные уроки.

Анализ и смысл

Жанр оперы «Тёплый хлеб» — сказочная литературная реальность. Здесь много сказочных моментов, а также вполне реальных:

Теплый хлеб

Правда Фантастика
Война и раненая лошадь Свист, вызывающий простуду
Человеческая злоба: в случае с солдатом-инвалидом и в случае с Филькой Теплый ветер, решивший вернуться, когда люди начали делать добрые дела
Жители села работают вместе против льда Сорока, говоря, что это она вернула ветер

Сюжет сказки раскрывается последовательно. На выставке автор знакомит читателей с раненым конем Панкратом и Филькой. В веревочке мальчик обижает лошадь. Развитие событий: Бережки окутывает страшная метель, а затем в село наступает лютый холод. Кульминация наступает, когда Филька осознает свою ошибку и опасается, что жители деревни умрут от холода: тогда ситуация кажется действительно безнадежной.

Эпилог далек от кульминации: он наступает, когда люди начинают печь хлеб в избах, а Филька несет лошадь.

При написании автор использует средства художественного выражения — эпитеты, метафоры, сравнения, с помощью которых читатель может более ярко увидеть портреты и пейзажи или почувствовать отражение напряжения в природе. Например, «сердитый старик», «Филька молчаливый и недоверчивый», «пронизывающий ветер», «луна в наряде невесты», «небо стало зеленым, как лед».

Основные мысли работы:

  1. Нельзя совершать плохих поступков — они всегда будут наказаны.
  2. Даже если совершено плохое дело, никогда не поздно раскаяться и искупить свою вину добрыми делами.
  3. Мы должны относиться к животным с любовью — к нашим младшим братьям, с сочувствием ко всем, кто слаб или просит о помощи.
  4. Если совместными усилиями начать бизнес, все обязательно получится.

Другие персонажи

  • Панкрат — старый мельник, умный и добрый человек.
  • Бабушка — бабушка Фильки, добрая, мудрая.

Очень каткое содержание для читательского дневника

Всадники, проезжая через село, оставили там раненую лошадь. Мельник Панкрат оставил его, и лошадь понесла разные материалы для ремонта плотины возле мельницы. Лошадь кормили все люди, так как это считалось общедоступным.

Выпавший зимой снег почти сразу растаял, вода у мельницы не замерзла и мельник после ремонта дамбы собирался запустить мельницу и перемолоть зерно.

В деревне жил мальчик по имени Филька по кличке «Ну ты!», Потому что это были его любимые слова. Однажды конь мордой ударил в ворота Фильки. Он был в доме один, услышал стук, вышел и, крикнув на лошадь, бросил хлеб в снег. Конь заржал, вилял хвостом, свистнул вьюгу, и Филька бросился в хату. Бабушка пришла к соседу только в конце дня, когда утихла метель. К вечеру упал горький озноб. Старуха сказала, что все умрут от голода. Колодцы и река промерзли до дна, поэтому воды и хлеба не будет. По ее словам, мороз ударил из-за того, что злой человек кого-то в селе обидел. Еще бабушка сказала, что если обидчик исправит свою подлость, мороз уйдет. А как это сделать, Панкрат знает.

Филька подбежал к мельнику и сказал, что он обидел лошадь. Панкрат посоветовал ему искупить вину, придумав, как спастись от холода. Филька сказал, что они с ребятами раздавят лед на мельнице, чтобы появившаяся вода запустила его.

Утром дети и старики работали на реке, которую звал Панкрат. Вскоре подул теплый ветер, а вечером возле мельницы была вода. Мельник перемолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Утром Филька принес теплый хлеб коню, который простил мальчика и съел кусок.

Короткий пересказ «Тёплого хлеба»

Краткое содержание «Горячего хлеба» Паустовского:

Командир кавалерийского отряда оставил в селе лошадь, раненную в ногу осколком немецкой пули. Лошадь ремонтировал мельник Панкрат, мельница которого давно не работала. Мельник, которого в деревне считают колдуном, вылечил лошадь, но не мог ее накормить, ходил по дворам, искал пропитание, просил милостыню.

В этом же селе с бабушкой жил молчаливый и подозрительный мальчик Филька по прозвищу «Ну ты». Филька мрачно отвечал на любое предложение или комментарий: «Поехали!».

Зима в тот год была теплой. Панкрату удалось отремонтировать мельницу, и он собирался перемолоть муку, которую деревенские хозяйки закончили.

Однажды во двор Фильки забрела лошадь. Мальчик в этот момент жевал кусок соленого хлеба. Конь взял хлеб, но Филька ударил его по губам, швырнул кусок в снег и грубо крикнул животному.

Слезы текли из глаз коня, он грустно и упорно ржал, вилял хвостом, и в село налетела метель. Запертый в избе, напуганный Филька услышал «тонкий и короткий свист: так свистит хвостик, когда разъяренная лошадь бьет себя по бокам».

Метель утихла только к вечеру, а потом бабушка Филикина вернулась домой, застряла с соседкой. Ночью в селе обрушился сильный мороз: все слышали «скрип сапог по твердому снегу». Мороз так крепко держал толстые стволы хижин, что ломались и лопались.

Бабушка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждет «неминуемая смерть»: колодцы замерзли, воды не было, вся мука пропала, мельница не работает, потому что река промерзла до дна.

Мальчик узнал от бабушки, что такие же сильные морозы обрушились на их окрестности сто лет назад. Причем произошло это «по человеческой злобе». Затем через деревню прошел старый солдат, калека с деревянными ножками на каждой ноге. Он попросил хлеба в одной из хижин, и хозяин, злой и шумный человек, оскорбил калеку: бросил перед ним заплесневелую корку на землю.

Потом солдат свистнул, и «буря накрыла деревню». И этот нечестивый фермер умер «от охлаждения своего сердца». Видно, что теперь в деревне оказался злой головорез и не даст уйти морозу, пока этот человек не исправит свою порочность. Проницательный и культурный Панкрат знает, как все исправить.

Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом подошел к мельнице и рассказал Панкрату, как он обидел лошадь. Мельник посоветовал мальчику «изобрести спасение от холода», чтобы отвести от него чувство вины перед людьми и раненой лошадью.

Этот разговор подслушала сорока, которая жила с мельником в холле. Он выскочил и полетел на юг. А Филька тем временем решил утром собрать всех деревенских детей и разрезать лед у лотка мельницы. Потом вода потечет, мельничное колесо повернет и в деревне будет свежий теплый хлеб. Мельник Филькин одобрил идею и решил позвать на помощь деревенских старейшин.

На следующее утро все собрались, зажгли костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул теплый южный ветер, и земля начала таять. Вечером сорока вернулась домой и на мельнице появилась первая полынь. Сорока виляла хвостом и скрипела — хвасталась воронам, что это она летела в тёплое море, разбудила летний ветер, спящий в горах, и попросила помочь людям.

Панкрат перемолотил муку, а вечером по всей деревне топили печи и выпекали хлеб. Утром Филька принес на мельницу буханку теплого хлеба и скормил коню. Сначала он испугался мальчика, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Все радовались этому примирению, только сорокалетние тряслись от гнева — видимо, она хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но ее никто не слушал.

Паустовский «Тёплый хлеб» очень кратко

Краткое содержание «Теплого хлеба» для читательского дневника:

мальчик Филька жил в селе Бережки, его прозвище было «Давай, ты!», потому что он всегда на все отвечал так: «Давай, ты!». С ним случилось неприятное происшествие, в результате которого возникли проблемы.

Мельник Панкрат жил в Бережках, где приютил вороного коня. Лошадь считалась галстуком, поэтому все считали необходимым кормить ее, иногда черствым хлебом или даже сладкой морковью. Филька, однако, проявил к животному суровость и не дал хлеба, а бросил его в снег и тоже сильно выругался. Лошадь фыркнула и не взяла куска хлеба.

Время сразу изменилось. Все было покрыто метелью, дороги и тропинки засыпаны пылью. Река замерзла, мельница остановилась: пришла неминуемая судьба села.

Жаловалась бабушка Филькиной. Он говорит, что грубому человеку больно. Мальчик подбежал к мельнику и рассказал ему о лошади. Посоветовал исправить ошибку. Филька позвал ребят, пришли старики. Они начали молотить и ломать лед на реке.

Прошло жестокое время. Мельница снова заработала, пахло свежим хлебом, который женщины испекли из свежемолотой муки. Лошадь приняла хлеб, который мальчик принес ему для примирения.

История учит читателя, что зло всегда порождает зло взамен. А доброта сладка, богата фруктами. Гнев и жадность — смерть для человеческой души.

Основные персонажи рассказа

В истории всего 3 главных героя. Главный герой — нелюдимый мальчик, несовершеннолетние — мельник и бабушка. Краткое описание героев:

  • Филька. Темный, со сложным характером, он имеет привычку часто говорить: «Давай!» когда ему что-то предлагают. Постепенно это прозвище полюбилось ему.
  • Панкрат. Хороший мельник, мудрый и разумный человек. Панкрат по своей доброте приютил раненую лошадь, оставленную красной конницей.
  • Бабушка. Филька жил с ней, и она рассказала ему историю о том, как страшный простуд случился с Бережками от человеческого гнева.

Важную роль в произведении играют сорока и лошадь по имени Бой. Хотя «Тёплый хлеб» часто называют сказкой, по жанрам он относится к одной сказке, поэтому к главным героям можно отнести и животных, и птиц. В произведении К. Паустовского упоминаются и другие персонажи: стюардессы, рыцари, мальчики, пожилые люди.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений