Характеристика героя Шарикова в повести Булгакова «Собачье сердце»: краткая биография, составляющие образа

Характеристика Шарикова: составляющие образа

Шариков Полиграф Полиграфович — один из центральных персонажей повести. История героя необычна и фантастична, это человек, полученный в результате лабораторных опытов, проведенных профессором Преображенским. Ученый подобрал бездомную собаку Шарика и провел операцию по имплантации гипофиза человека в мозг. Следовательно, эксперимент приводит к превращению животного в человека. В процессе трансформации собака учится говорить, играть на музыкальном инструменте и со временем обретает полное человеческое сознание.

Особенность бусин в форме сердца собаки

Однако фантастическая биография персонажа «Собачьего сердца» довольно вторична, писатель не ставит перед собой цель развлечь читателя необычным сюжетом. Основная идейная особенность повести — острая социальная направленность: Шариков становится яркой иллюстрацией личности, определяющей культурный портрет большевистской России.

Письменное мастерство Булгакова позволило создать очень заметный, выпуклый и запоминающийся персонаж. В школьных литературных заданиях характеристика Шарикова из собачьей души нередко фигурирует среди тем сочинений, поэтому стоит рассмотреть характеристику героя Шарикова во что бы то ни стало для формирования образа, а именно:

  • внешность;
  • речь;
  • действия героя;
  • внутренний мир;
  • связи с другими персонажами.

Портретная характеристика

Шары в форме сердца собаки

В самом первом описании внешности Шарикова автор подчеркивает плебейские и атавистические черты: низкий лоб, невысокий рост, дисгармоничное телосложение. Волосы, торчащие щеткой, небритое лицо, хриплый голос — все это усиливает враждебное отношение читателя к герою.

Завершает образ необразованного и необразованного человека способ одевания персонажа: мягкий, ярко раскрашенный галстук, рваный, соломенный, костюм, не подходящие к общему виду туфли из лакированной кожи. Во всех сценах автор описывает героя с неприязнью: в эпизоде, в котором герои обедают, подчеркивается, что голова Шарикова в салфетке напоминала муху в сметане, в сцене, где он объявляет, что вошел в одном произведении говорится об исходящем от него неприятном запахе кошек… Шариков — единственный в доме, кого одолевают блохи, он берет их, как собака, зубами.

Когда Шариков вступает в должность заведующего отделением уборки, он предстает перед профессором в кожаной куртке и кожаных штанах, как Швондер, что символизирует его принадлежность к новому типу людей, среду которого сформировали большевики.

Имя героя

Имя Полиграф Полиграфович герой выбирает сам, исполняя желание всего помпезного и безвкусного. Двоение в названии символизирует гротеск образа, усиление акцента на отрицательных качествах персонажа — фальшь внутреннего мира, стремление обрести смысл в собственных глазах. Профессор отказывает герою в просьбе назвать его Полиграфом Полиграфовичем, раздраженный нелепостью этого имени.

Речь персонажа

Сердечные шары собаки

Сам аспект способности к человеческому языку у Шарикова начинается с потока оскорблений, и первое важное предложение, адресованное другому, — это «Убирайся, гнида». Язык героя изобилует:

  • разговорные выражения («шашлык с маслом», «откусить», «не видно собаки»);
  • жаргон (говоря о Зине — «сила как у комиссара»);
  • ошибки произношения («polty», «animal» вместо «animal»);
  • случаи употребления слов в неправильном смысле (например, слово «контрреволюция» означает «скучно, неинтересно»).

Шариков знаком — он называет профессора «папа», Зину — «Зинка», в чем его упрекает Преображенский.

Полиграфические сферы полиграфа

Речь персонажа резко контрастирует с языком профессора, который отличается четко построенными предложениями и четко выраженными мыслями. Также автор отмечает интонацию героя: дерзкую, насмешливую, надменную.

Шариков с удовольствием подхватывает клише речи и характерные фразы новояза того времени: фразы «Господа, все в Париже!» В целом его речь производит впечатление человека мало культурного и совершенно невежественного.

Внутренний мир и поступки

Интерес героя к рассказу отмечен как довольно примитивный. Утонченные области искусства, такие как театр или литература, кажутся ему скучными, но его интересуют более низкие жанры: цирк и игра на своем любимом инструменте — балалайке. Он не хочет повышать уровень культуры, даже хвастается своим незнанием и пренебрежением к нормам этикета: в сцене ужина насмехается над Преображенским и Борменталем, говоря, что все как на параде, попросту говоря, они не знаю как.

Характеристика полиграфических бус для полиграфа

В самой первой сцене появления героя через реплики профессора Преображенского читатель узнает, что Шариков ругается, бросает окурки и плюется на пол, не поддерживает чистоту в ванной. В дальнейшем персонаж проявляет низшие качества человеческой натуры: ворует деньги и обвиняет в этом горничную; пользуясь служебным положением, уговаривает сотрудника сожительствовать; он устраивает запой с мошенниками в доме профессора и в итоге пишет жалобу на Преображенского, который, по сути, является его родителем. Даже профессия героя характеризует его не лучшим образом: она связана с убийством, расправой.

Проиллюстрировать внутренний мир героя можно цитатой, в которой Преображенский говорит о душе Шарикова: «… самое мерзкое из всего, что существует в природе».

Герой в системе образов повести

С Преображенским и Борменталем герой постоянно находится в состоянии острого конфликта — профессор критикует его за нежелание развиваться, ругает за неадекватное поведение, с доктором часто про агрессию, Шариков пытается выселить его из «квартиры.

Характерные сердечные шары собаки

Шариков находит общий язык со Швондером. Домком пытается повлиять на мышление персонажа в нужном направлении — дает ему книгу с перепиской Энгельса и Каутского, говорит о необходимости борьбы с «империалистическим хищником». Герои внутренне довольно близки и олицетворяют новообразованного человека, догматически перенимающего советские лозунги, так или иначе наделенного властью. Однако моральные качества этих людей крайне низки: и Домком, и Шариков не останавливаются на жалобах и угрозах, оба мыслят клише, уровень их интеллекта довольно низкий.

В ипостаси собаки и человека

В начале истории у главного героя все еще есть вид и совесть собаки, которая клянчит на свалках и изо всех сил пытается выжить в переулках. По сравнению с образом Шарикова, изначально проникнутым враждебностью, читателю жаль собаку. Прошу прощения за собаку с добрым и наивным взглядом на жизнь — извините за его обгоревший бок, за его голодную жизнь, за оскорбления, нанесенные жестокими людьми. История начинается с выступления Шарика, которое ведется от первого лица, и этот прием сближает читателя и героя. И именно в собачьем монологе автор выражает свою оценку настоящего, описывая разруху, воровство, несправедливость.

Позицию Шарикова как человека читатель познает косвенно, через диалог и взаимодействие с другими героями, что, наоборот, отталкивает этого героя от читателя. В истории нет ни одного независимого появления Шарикова.

И снова Шарик

Однако всему есть предел. Когда Шариков атаковал Борменталя с пистолетом, профессор и доктор, потеряв дар речи друг друга, возобновили операцию. Монстр, порожденный комбинацией раболепной совести, оппортунизма Шарика и агрессии и грубости Клима, был уничтожен. Через несколько дней в квартире снова поселилась безобидная симпатичная собачка. А неудавшийся медико-биологический эксперимент обозначил для писателя очень волнующую социальную и моральную проблему, которую Шарик и Шариков помогают разобраться. Сравнительные характеристики («собачье сердце», по В. Сахарову — «умная и теплая сатира») показывают им, насколько опасно вторгаться в поле естественных человеческих и общественных отношений. Именно глубина значимости произведения побудила власти запретить рассказ о веселых превращениях героев на многие десятилетия.

Образ героя в произведении

Образ Шарикова был создан Булгаковым как реакция на события, произошедшие в то время (20-30 годы ХХ века), приход к власти большевиков и его отношение к пролетариату как строителям новой жизни. Впечатляющая картина Шарикова предлагает читателям четкое описание очень опасного социального явления, зародившегося в послереволюционной России. Нередко такие страшные люди, как Шариков, получали власть в свои руки, что приводило к ужасным последствиям, разорению и уничтожению всего лучшего, что создавалось веками.

То, что нормальные и умные люди (такие как Борменталь и Преображенский) считали свирепостью и безнравственностью, в обществе того времени считалось нормой: жить за чужой счет, отчитываться обо всех и вся, с презрением относиться к умным и умные люди и т д. Профессор все еще пытается переделать и воспитать «редкого злодея» Шарикова, а новая власть принимает его таким, какой он есть, всячески поддерживает и считает полноправным членом общества. То есть для них он вполне нормальный человек, полностью не выпадающий из картины обычного поведения.

По сюжету Преображенский, осознавший свою ошибку вмешательства в дела природы, успевает все исправить и разрушить свое страшное творение. Однако в жизни все намного сложнее и запутаннее, сделать общество лучше и чище революционными насильственными методами невозможно, такая попытка заранее обречена на провал, и сама история это доказывает.

Характеристика Шарикова «Собачье сердце»

Изучая творчество Михаила Булгакова, школьники проходят рассказ «Собачье сердце». Один из ключевых персонажей этого произведения — Полиграф Полиграфович Шариков. На этом изображении сосредоточено все идейное и сюжетное содержание рассказа. Таким образом, перед нами характеристика Шарикова. «Собачье сердце». Состав восьмиклассника.

Михаил Булгаков написал свой рассказ «Собачье сердце» в 1925 году. Но читатели смогли узнать его только через более чем 60 лет — в 1987 году. И это неудивительно: ведь в этом автор высмеивает советскую действительность работа, которая ему, как и многим представителям интеллигенции того времени, очень не нравилась.

Главные герои рассказа — профессор Преображенский и полиграф Полиграфович Шариков. Первое изображение вызывает симпатию и уважение. Преображенский — очень умный, образованный, образованный и респектабельный человек. Но характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце» крайне негативна.

Полиграф Полиграфович родился в результате эксперимента профессора, проводившего эксперименты в области омоложения человеческого организма. Преображенский провел уникальную операцию, пересадив мозг погибшего во двор собаке Шарику. В результате собака превращается в человека. Он назывался Полиграф Полиграфович.

Шариков взял от своих «жертвователей» самое худшее. От ублюдков — умение рычать, бегать за кошками, ловить блох и т.д. От осужденного, хулигана и вора-алкоголика — соответствующие черты: лень, высокомерие, глупость, жестокость. В результате образовалась взрывоопасная смесь, приведшая в ужас профессора Преображенского и его ассистента доктора Борменталя. Они были шокированы и потрясены своим творением. И как ни старались привить ему качества нормального человека, у них ничего не вышло.

Но компания приняла Шарикова спокойно. Он также получил ответственную должность и пользовался авторитетом в своем окружении. Это делало Полиграфа Полиграфовича все более дерзким и жестоким. Видя, что его поведение не вызывает общественного осуждения, а наоборот, Шариков стал еще большим моральным монстром, чем был изначально.

В итоге Преображенский не выдержал и вернул безпоясного монстра в тело собаки. Но что Булгаков хотел сказать всем этим читателям? На мой взгляд, образ Шарикова в произведении символизирует всех, кто пришел к власти через революцию. Необразованные, ограниченные, ленивые и высокомерные люди считали себя хозяевами жизни и превратили нормальную страну в руины. В фантастическом рассказе профессору удалось «снова загнать гения в бутылку».

Но в реальной жизни это, к сожалению, невозможно. Поэтому каждый человек должен хорошо продумать свои действия. Не зря говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Иначе могут появиться монстры вроде Шарикова. И это действительно страшно!

Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Шариков: характеристика и образ героя повести М. Булгакова «Собачье сердце”

В рассказе «Собачье сердце» М.А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип личности, возникший не в лаборатории талантливого ученого, а в новой советской действительности первых послереволюционных лет.

В основе сюжета рассказа — отношения крупного русского ученого с Шариком, Шариковым, собакой и искусственно созданным человеком. Первая часть рассказа в основном основана на внутреннем монологе полуголодной уличной собаки.

Он по-своему оценивает уличную жизнь, быт, обычаи, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми служащими, ненавидящими собак”.

Шарик умеет сочувствовать, ценить доброту и привязанность и, как ни странно, прекрасно понимает социальную структуру новой России: осуждает новых хозяев жизни («Теперь я президент и сколько бы он ни жульничал — все на теле женщины, на раковых холмах, на Абрау-Дюрсо »), а вот про старого московского интеллигента Преображенского он знает, что« это не пинает”.

В жизни Шарика, по его словам, случается счастливая случайность: он попадает в шикарную квартиру профессора, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже «лишние комнаты». Но профессору не нужна собака, чтобы развлекаться.

Над ним был придуман фантастический эксперимент: пересаживая часть человеческого мозга, собака должна превратиться в человека.

Но если Фауст, создающий человека в пробирке, становится профессором Преображенским, то вторым отцом — человеком, дающим собаке гипофиз — является Клим Петрович Чугункин, характеристики которого даны предельно кратко: «Профессия — играть на балалайке в кабачки.Маленький, плохо сложенный.Печень увеличена (алкоголь).

Причина смерти — удар в сердце в пивной ». А существо, появившееся в результате операции, полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он высокомерен, высокомерен, агрессивен. Совершенно лишен представлений о Человеческая культура, по правилам взаимоотношений с другими людьми, абсолютно аморальна.

Неизбежный конфликт творца и творения, Преображенского и Шарика, а точнее Полиграфа Полиграфовича Шарикова, как он называет «гомункула», постепенно назревает. И трагедия в том, что «человек», который только что научился ходить, находит в своей жизни надежных союзников, которые обеспечивают революционную теоретическую основу для всех его действий.

От Швондера Шариков узнает, какие привилегии он, пролетарий, имеет по сравнению с профессором, и, более того, начинает понимать, что ученый, который дал ему человеческую жизнь, — классовый враг.

Шариков четко понимает главный кредо новых хозяев жизни: воровать, воровать, отбирать все, что было создано другими людьми, а главное — стремление к всеобщему уравниванию. И пес, некогда благодарный профессору, уже не может справиться с тем, что он «поселился один в семи комнатах» и приносит бумажку, согласно которой у него в квартире должна быть площадь 16 метров.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. Ему не хватает человеческих качеств, кроме подлости, ненависти, злости… С каждым днем ​​он все больше теряет пояс. Ворует, пьет, дичает в квартире Преображенского, приставает к женщинам. Но лучший момент для Шарикова — это его новая работа. Мяч совершает головокружительный прыжок: из бездомной собаки он превращается в начальника подразделения по очистке города от бездомных животных. И неудивительно, что именно такой карьерный выбор: Шариковы всегда стремятся уничтожить собственный народ.

Но Шариков на этом не останавливается. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с девушкой и заявляет: «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… »Конечно, оказывается, Шариков обманул девушку, он сочинил много рассказов о себе.

И последняя договоренность о деятельности Шарикова — это донос на профессора Преображенского. По сюжету профессору-чародею удается полностью изменить превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в жизни Шариковы оказались намного живее.

Уверенные, высокомерные, не ставящие под сомнение свои священные права на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, потому что насилие на протяжении всей истории, отказ от законов своего развития могли породить только Шарикова.

По сюжету Шариков снова превратился в собаку, но по жизни он гулял долго и, как ему казалось, пока другие вдохновлялись, славный путь, а в тридцатые и пятидесятые годы он травил людей, как когда-то на службе у бездомных кошек и собак. Всю свою жизнь он пронес собачий гнев и подозрительность, заменив ими ненужную преданность собаки.

Войдя в разумную жизнь, он остался на уровне инстинктов и был готов изменить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы эти животные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Вообще он гордится всем низким, потому что только это возвышает его над высокими духом и разумом.

Людей вроде Преображенского надо втоптать в грязь, чтобы Шариков поднялся над ними. Внешне шары ничем не отличаются от людей, но их нечеловеческая сущность просто ждет момента, чтобы проявиться. А потом они превращаются в монстров, которые при первой возможности схватят угощение, выбросят маску и проявят свою истинную сущность.

Они готовы предать своих. Все высшее и святое превращаются в свою противоположность, как только соприкасаются с ней. И самое ужасное, что Шариковым удалось получить колоссальную власть, а когда они пришли к власти, нечеловеческое пытается дегуманизировать всех вокруг, потому что нечеловеческого легче контролировать, у них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранение.

В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шаров с собачьими сердечками. Тоталитарная система этому очень способствует. Вероятно, из-за того, что эти монстры проникли во все сферы жизни, которые до сих пор существуют среди нас, Россия сейчас переживает не лучшие времена.

страшно, что агрессивные мячи с их поистине собакой живучестью, что бы ни случилось, могут выжить.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Вот почему история, написанная на рубеже веков, актуальна и сегодня, служа предупреждением будущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна изменилась.

Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не изменится за десять-двадцать лет — больше, чем поколение изменится, прежде чем шары исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем пороки, описанные М.А. Булгаковым, не станут бессмертными в нашей жизни его работа. Как хочется верить, что этот момент наступит!..

Интерпретации образа Шарикова

История М. Булгакова неоднозначна. Это вызвало споры, когда впервые появилось в печати, и до сих пор вызывает споры.

Самая устойчивая точка зрения состоит в том, что за фантастическим сюжетом скрывается понимание изменений, произошедших в России после революции, и что все революционные преобразования — это социальный эксперимент над людьми. Этот эксперимент также считается неудачным, как и в случае очеловечивания собаки Шарика. Так считали многие, в том числе современники писателя: М. Горький, философ Н. Бердяев и другие.

Во-первых, создание новой личности профессора не было доведено до логического завершения. Силой изменить человеческую природу невозможно — потому что это время должно пройти, и в течение этого времени нужно над ним работать. И профессор и его ассистент, не ожидавшие от операции такого результата, не рассчитывали на длительный процесс работы с человеком, который, кстати, создали бездумно, собрав первого встреченного донора. И они решили, больше не беспокоясь, снова превратить неугодного человека в собаку. На этом все их проблемы с неудачным экспериментом закончились.

Во-вторых, нельзя отождествлять эксперимент с собакой и социальный эксперимент (революцию). В любом случае творение нового советского человека не потерпело такого сокрушительного фиаско. Неужели советские люди оказались сплошь мячом? Люди новой формации (советские люди) построили города, заводы, создали лучшие в мире системы образования и медицины, сделали множество научных открытий, покорили космос… В статье не хватает места, чтобы перечислить их имена. Да, балы тоже были. Они все еще там.

Судьба Полиграфа Шарикова

Как ни старался профессор воспитывать, переделывать свою идею, Шариков не подвергался влиянию моральных убеждений и учений. Насилие (или его угроза со стороны университетского ассистента) тоже не действует на Шарикова. Герой продолжает вести аморальный образ жизни, ругаться, пугать жителей, пить. Герои слишком умны, чтобы что-то менять. Шариков и ему подобные понимают только грубую силу, они живут по принципу существования в животном мире.

Самое удивительное, что после того, как профессор исправляет ошибку, герой приходит к важному выводу. В полученном в результате эксперимента существе все самое худшее исходит от человека, собака — животное нежное и благородное. Оказывается, есть люди хуже собак — эту метафору автор подчеркивает несколько раз. К счастью, профессор смог вовремя исправить свою ошибку. У него хватает смелости признать, что его философия ненасилия не всегда работает безупречно. Булгаков предполагает, что новая политическая система не сможет повторить шаг профессора. Ход истории остановить невозможно, и общество неизбежно преодолеет наказание за вмешательство в природные процессы.

Вариант 3

Образ Шарикова в «Собачьем сердце» заслуживает большого внимания, ведь он — один из главных героев знаменитого произведения.

Собака Шарик была дворнягой, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, только изредка ел то, что находил на свалках. Через некоторое время повар, вытащивший пирожки, поливает собаку горячей водой.

Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи со столь несправедливым поступком повара. Его обижали, отовсюду выгнали, он просто ждал своей быстрой смерти.

Однажды, к счастью для собаки, в его жизни появился профессор Преображенский. Собака, не ожидая от него внимания, с невероятным чувством благодарности потащилась к дому за профессором.

Его безумно радовало осознание того, что он кому-то может понадобиться, что человеку небезразлична его судьба. При этом он не знал, чего ожидать от профессора, что он будет с ним делать в будущем. У него было предчувствие, что все это не зря и ему придется что-то дать взамен.

Как известно, из произведения Шариков появился в результате научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, принадлежавшие покойному преступнику Климу Чугункину.

По поводу его внешности автор пишет, что он был неприятным человеком, имел низкий рост, глухой глухой голос, походку свободную.

Шариков был довольно дерзким и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что его много раз упрекал профессор Преображенский.

При этом любые свои выводы он выражал с абсолютной уверенностью и превосходством. Также он ведет себя слишком высокомерно по отношению к другим.

Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передал человек, от которого были пересажены органы.

Несмотря на свою неграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые есть у всех людей.

Спустя время Шариков решает заняться ловлей животных, у него это хорошо получается.

Конечно, профессор Преображенский быстро устает от такого недочеловека, в результате чего решает снова превратить его в животное.

Портрет Шарикова: описание внешности, речь

Внешний вид этого нового человека не был привлекательным: он был «мал ростом и неприятен на вид». Грубые волосы на его голове росли «как кусты на вырванном поле, и на лице у него была небритая ворсинка». Лоб был очень низким, а волосы росли почти прямо над черными бровями, напоминающими кисточки.

Одежду и обувь для него купил ассистент профессора Преображенского, доктор Борменталь, и по просьбе этого нового создания он выбрал туфли, лакированные по моде того времени. Повар профессора Дарьи Петровны подарил ему невкусный галстук ядовитого цвета неба с фальшивой рубиновой брошью. Этот человек был одет неаккуратно: куртка и штаны местами были порваны, пиджак засыпан соломой. Шариков шел по развалинам.

Его голос был странным: глухим, но громовым. Он говорил грубо, часто использовал ненормативную лексику, называл профессора Зинки слугой, плюнул на пол, усыпанный шелухой семян.

Словом, после смелого, но неудачного эксперимента милый и добродушный пес Шарик превратился в копию преступника Клима Чугункина, игравшего в кабаках на балалайке. От собаки в этом существе осталась только ненависть к кошкам.

История с машинисткой, обратное превращение

Через некоторое время Шариков появляется в квартире Преображенского с девушкой и говорит, что расписывается с ней. Это машинистка его подразделения. Шариков говорит, что Борменталя придется выселить. В итоге оказывается, что он обманул эту девушку, он написал много рассказов о себе. Последнее, что делает Шариков, — осуждает Преображенского. Волшебнику-профессору интересующей нас истории удается снова превратить человека в собаку. Хорошо, что Преображенский понял, что природа насилия над собой не терпит.


Полиграф Полиграфович Шариков

Михаил Афанасьевич создал яркий образ Шарикова в повести «Собачье сердце». Этот герой лишен представлений о культуре, о том, как общаться с другими людьми. Через некоторое время назревает конфликт между творением и создателем, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, называющим себя «гомункулом», и Преображенским. Трагедия в том, что «человек», только что научившийся ходить, находит в своей жизни надежных союзников. Они обеспечивают революционную теоретическую основу для всех его действий. Один из них — Швондер. Шариков узнает от этого героя, какие привилегии он, пролетарий, имеет по сравнению с профессором Преображенским. Более того, он начинает понимать, что ученый, подаривший ему вторую жизнь, — классовый враг.

Моральный облик героя

Шариков — символ наглости, наглости, грубости, фамильярности, безграмотности и лени. Его образ — олицетворение низшего класса: того слоя общества, который вскоре привык к новым политическим условиям. Основываясь на отрывочной информации, переделывая фразы из лозунгов новой власти, эти люди «борются» за свои права, изображая деятельность и работу. На самом деле они паразиты и оппортунисты, сила, обещающая беспрецедентные блага, призывающая глупых, недалеких людей, готовых стать слепым оружием в борьбе за светлое будущее.

Полиграф Полиграфович унаследовал самое худшее, что есть в природе животных и человека. Верность и преданность собаки, его благодарность хозяину — все это исчезло в течение первых двух недель жизни Шарикова. Персонаж кусается, пристает к женщинам, груб со всеми без разбора. Возмущен неблагодарностью героя, его недовольством всем, отсутствием минимальной культуры в общении. Он начинает просить у профессора прописку, через некоторое время пытается выселить Филиппа Филипповича. В итоге доходит до того, что Шариков решает убить своего создателя. Этот момент очень символичен, наделен особым смыслом. Именно здесь четко прослеживается причина политической идеологии новой системы.

Внешность и характер Шарика

Шарик — бездомная собака. Его внешний вид не имеет особых отличительных черт: таких странников много повсюду. Жестокий повар нарочно окропил кипятком и ошпарил левый бок, и теперь бедное животное прижимается изуродованным боком к холодной стене и стонет от боли, обсуждая, сколько он пережил в своей жизни. И они пнули его ботинком. И в ребрах есть кирпичи. Но он смирился со своей судьбой и теперь плачет только от боли и голода.

По характеристике автора Шарик умеет мыслить, хорошо понимает людей, ценит хорошее. Вспомните, например, уже покойного повара Власа с Пречистенки, который спас жизнь многим бездомным собакам: бросая в них кость, он всегда оставлял сверху кусок мяса.

Этот бездомный пес послушен, реагирует на ласки и проявляет агрессию только в ответ на агрессивные действия по отношению к нему.

Но у Шарика был и недостаток: он ненавидел кошек.

Увидев профессора Преображенского, пес сразу понял, что это настоящий хозяин и ботинком в бок не будет. Еще я понял, что это вечно упитанный хозяин и что он никого не боится. Я понял, что этот господин занимается умственным трудом.

Оказавшись в квартире профессора, Шарик сделал много важных выводов из своих наблюдений, в том числе и над пациентами профессора.

Манера поведения

Хотя Шариков был похож на человека, его повадки оставались собачьими. По старинной привычке грыз блох на себе, терпеть не мог представителей кошачьих, гоняясь за ними на улице. От Клима Чугункина Полиграф принял высокомерие, глупость, дерзость и порочное поведение. Профессор Преображенский ничего не мог поделать с этим существом. Он не поддался образованию. Попытка урезонить его и привить хорошие манеры закончилась нападением Шарикова. Швондер, председатель домкома, был для него авторитетом. Их взгляды были схожи, и президент поощрял поведение Шарикова. По его мнению, именно таким и должен быть образ пролетария .

«… Я никогда не видел более наглого существа, чем ты…»

«… Я никогда в жизни не видел такого наглого человека…»

«. мужик и свинья…»

За два месяца Шарикову удалось отправиться в невероятное путешествие, стать всем из ничего. Воспользовавшись своими знаниями, Полиграф благодаря поддержке властей получает паспорт и устраивается на работу в службу отлова бездомных животных. Работа доставила ему истинное удовольствие. Считая совесть и мораль пережитками прошлого, Шариков унаследовал злобу и подлость. Он вторгся во все, что ему не принадлежало, пытаясь отнять это у него. Или квартира Преображенского, которую Шариков терпеть не мог, считая его тираном и деспотом. Он пишет жалобу профессору и заявляет о своих правах на жилплощадь. Его планам не суждено было сбыться. Получив отказ, Шариков вышел из себя. Он схватил револьвер и нацелил его на Борменталя. Это могло закончиться трагедией. Ученым удалось одолеть неудавшегося убийцу, не допустив его совершения.

Превращение пса в человека

Между двумя операциями прошло не более трех месяцев. Доктор Борменталь подробно описывает все те изменения, внешние и внутренние, которые произошли у собаки после операции. В результате гуманизации он оказался монстром, унаследовавшим привычки и убеждения своих «родителей». Вот краткое описание Шарикова, у которого собачье сердце хорошо ладило с частью пролетарского мозга.

Полиграф Полиграфовича имел неприятный вид. Непрерывная ругань и ругань. От Клима он передал страсть к балалайке и, играя на ней с утра до вечера, не думал о покое других. Пристрастился к алкоголю, сигаретам, семечкам. Все время к порядку не привыкла. От собаки он унаследовал любовь к вкусной еде и ненависть к кошкам, лень и чувство самосохранения. Более того, если на собаку еще можно было какое-то влияние, то Полиграф Полиграфович считал свою жизнь за чужой счет вполне естественной: характеристики Шарика и Шарикова наводят на такие мысли.

Собачье сердце показывает, насколько эгоистичным и беспринципным был главный герой, понимая, как легко получить желаемое. Это мнение о нем только укрепилось, когда он получил новые знания.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений