Образ Базарова в романе Отцы и дети, характеристика, родители героя, воспитание, описание внешности, в кого влюбился, отношение Евгения к аристократии, нигилизм, речь и лексика, история жизни

Содержание
  1. Характеристика Базарова
  2. Описание внешности
  3. Положительные и отрицательные черты Базарова
  4. Образ родителей Базарова — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение
  5. Происхождение Евгения Васильевича
  6. Отношение к Базарову других персонажей
  7. Родители
  8. Воспитание и образование
  9. Испытание любовью
  10. Внешность героя
  11. Нигилизм Базарова
  12. Взгляды на жизнь
  13. Отношение к родителям
  14. Отношение к аристократии
  15. Влюбленность в Одинцову
  16. Как Базаров освобождался от теории нигилизма
  17. Аркадий Кирсанов
  18. Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика
  19. Научные взгляды
  20. Характер и род занятий
  21. Внутренние качества
  22. Отношение к искусству
  23. Писарев «Базаров» — образ Базарова: когда написана статья, о чем?
  24. «Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования: сочинение
  25. Вариант 4
  26. Взаимоотношения Базарова с другими персонажами
  27. Базаров и Одинцова
  28. Нигилистические взгляды героя
  29. Семейные отношения
  30. «Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс
  31. Отношение к жизни, обществу, народу
  32. Черты характера
  33. Цитаты Базарова о любви
  34. Известные афоризмы Базарова
  35. Смерть

Характеристика Базарова

Летом 1859 года в имение помещика Николая Петровича Кирсанова приехал его сын Аркадий Николаевич Кирсанов со своим другом и идейным вдохновителем Евгением Васильевичем Базаровым.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

С первых же страниц романа читатель улавливает оригинальность героя, его силу и изобретательность. Базаров — это яркий образ представителя нового поколения, состоящий из мелких частей, разбросанных автором по страницам произведения.

Описание внешности

Евгений Базаров в «Отцах и сыновьях» описан как обаятельный герой, молодой и привлекательный человек. У него стройное телосложение и высокий рост.

Кратко опишите внешний вид героя следующим образом:

отцы и сыновья евгения базаров

  1. Карие глаза, густые брови и тонкие губы.
  2. Лицо Базарова было: «С широким, тонким и удлиненным лбом, приплюснутым кверху, с острым носом, огромными глазами и висячими усами песочного цвета, он выражал уверенность и ум, оживленный приятной улыбкой».
  3. Руки Юджина были как у музыканта: утонченные, с удлиненными пальцами.
  4. Волосы длинные, густые, «русые».

Евгения мода не интересовала. Ее платье было довольно старым. Он уже сильно изношен и совсем не в идеальном состоянии.

Но Базарова это не беспокоит. Он вполне доволен своей одеждой.

Положительные и отрицательные черты Базарова

К положительным характеристикам Базарова можно отнести его презрение к светской беседе, безделье и паразитический образ жизни. Он активен, трудолюбив, интересуется наукой, не высокомерен, общается с прислугой и крестьянами.

Бескомпромиссность, презрение к романтизму (что касается не только любви, искусства, поэзии, но и философии) — это, скорее всего, отрицательные характеристики Базарова.

Со своим нигилизмом, отрицанием авторитета, искусства, любви он циничный разрушитель самой жизни (смерть Базарова — символ этого разрушения).

Образ родителей Базарова — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение

Образ родителей Базарова
Образ родителей Базарова

Конфликт между отцами и сыновьями — главная проблема работы. Базаров не может найти точек соприкосновения с отцом и матерью. А может, он даже не хочет. Вот очерк на тему «Образ родителей Базарова» — кратко образ матери, отца в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети:

Его отец был заслуженным врачом, добился благородного статуса за свои заслуги. Но мать Базарова была женщиной очень доброй и суеверной. Он умело управлял домом. Несмотря на разницу в занятости, и мать, и отец Юджина консервативны. Допустим, отец Василий Иванович игнорирует достижения науки. Считает, что медицина должна быть традиционной.

Родители Базарова много работают. Однако, в отличие от сына, им не хватает любопытства и желания узнавать новое. Казалось, они увязли в своем старомодном маленьком мире, который больше не соответствует действительности. Однако Эухенио для них — смысл жизни. Да, и они ему дороги — по крайней мере, со стороны кажется, что Базаров совсем не любит отца и мать.

Однако с родителями он нежнее, чем с другими людьми. Он смог открыто выразить свои чувства только перед смертью, когда понял, что бороться с консерватизмом бессмысленно. Похоже, единственная слабость Базарова — это любовь к родителям. Но, поддерживая нигилиста, он сознательно скрывает свои чувства.

Происхождение Евгения Васильевича

Тургенев выдвигает на первый план героя неблагородного происхождения. Базаров из бедной крестьянской семьи, сын уездного врача. О своем происхождении он торжественно говорит, что его дед был фермером и пахал землю.

Он сознательно умалчивает биографию своего деда по материнской линии, подчеркивая тем самым отсутствие преклонения перед дворянством.

В своей жизни Базаров всего добился упорным трудом, никогда не брал ссуду у семьи.

Отношение к Базарову других персонажей

Люди по-разному относятся к Базарову.

Отец любит его, мать очень любит и немного боится.

Простые люди (Фенечка, слуги, дворовые мальчишки) испытывали к Евгенио доверие и симпатию.

Но крестьяне, когда он с ними разговаривал, говорили с ним снисходительно, полагая, что он только хотел «почесать язык», поболтать. Они считали, что Базаров ничего не понимал в их жизни, так как видели в нем учителя. В споре с Павлом Петровичем Евгений хвастался, что может разговаривать с крестьянами, не подозревая, что в их глазах он был похож на горохового шута.

Аркадий очень уважал Базарова, дорожил его дружбой, разделял его убеждения.

Николай Петрович считал Базарова умным и хорошо осведомленным человеком, а Павел Петрович считал смелым, гордым циником и гордым.

Одинцова Евгения была интересна, этот странный человек поразил его воображение, с ним он с удовольствием общался.

Катя не любила Базарова, она видела, что он чужой и ей, и Аркадию, и обрадовалась, когда Аркадий стал освобождаться от его влияния.

интересно, как себя ценит Базаров. Он говорит Аркадию, что придерживается нигилизма из-за чувства: «Я рад отрицать, мой мозг так организован».

Родители

Василий Иванович Базаров — бывший военный врач, простой и открытый человек. На пенсии он продолжает лечиться без какой-либо компенсации. О себе отец Базарова прямо говорит, что он сын нормального первичного, подчеркивает свое неблагородное происхождение (называет себя плебеем).

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Арина Власьевна — потомственная дворянка, дочь майора Василия Секундного. Правда, после замужества она набрала вес и совершенно забыла о своей прошлой жизни.

Базаров — предмет гордости для родителей, они также немного боятся своего сына (мать боится, чтобы «не было скучно»), их заявлений перед ним («а если ему это не нравится»)), проявления своей отцовской любви («ему это не нравится»).

Евгений Васильевич — любимое и единственное дитя. После смерти «Энюшеньки» (так звали родителей Базарова) старики с грустью доживают свои дни, посещая могилу сына.

Воспитание и образование

Базаров — самодельный человек. Он стремится к саморазвитию, самообразованию. Родители героя были небогатыми, поэтому деньги на образование Базаров зарабатывал самостоятельно.

Своей карьерой герой выбирает медицину. Базаров, как и его отец, лечит крестьян окрестных деревень. Гибель героя трагична, он умирает в возрасте 30 лет в тяжелой лихорадке от заражения крови (Базаров заразился на рабочем месте при вскрытии).

Испытание любовью

Чтобы показать, насколько ошибался Базаров в своем абсолютном отрицании всего прекрасного, автор подвергает его испытанию чувствами. После знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Евгений понимает, что перед ним уникальная женщина, идеальная модель. Со временем в душе вспыхивает любовь к ней, но Одинцову пугает страсть Базарова. Анна Сергеевна резко упрекает его. Это действует на него как кнут. Понимая, что любовь по-прежнему сильное чувство, и он тоже подвержен этому, он внутренне страдает и возвращается домой к родителям.

Внешность героя

Интересный портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красивый мужчина: худощавое лицо, широкий лоб, плоский нос вверх, заостренный нос вниз, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как трудолюбивого работника.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что он был одет не по моде — на нем был длинный халат с кисточками. Внешность для героя — не главное, это просто оболочка, за которой прячется разум.

Стоит обратить внимание на язык и лексику героя. Базаров немногословен, говорит кратко и точно, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своем выступлении он использует различные термины, что подтверждает его страсть к естественным наукам. Лексика героя оценочная и популярная: «тертый калач», «славный человек».

Нигилизм Базарова

Нигилист — это человек, который отрицает приоритеты. Базаров с удовольствием отрицает, ему не свойственны демократические суждения.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Базаров — эмпирик, он признает только то, что можно увидеть с помощью органов чувств. Рассматривайте все чувства с точки зрения повседневного обихода: любовь, стихи, искусство — все это не имеет значения, если оно не пригодно для использования.

Взгляды на жизнь

Отношение к жизни формируется отношением к другим, к работе, к себе.

Отношение к родителям

Мать Базарова — просто домохозяйка. Он иронизирует свою наивную простоту и набожность. Она не может быть для него достойным собеседником. Он даже не знает, о чем говорить с тем, кто в жизни прочитал только одну книгу, и это не научный труд, а какой-то сентиментальный роман.

Отец Базаров упрекает в том, что он придерживается традиционных методов лечения, полагаясь на Божью помощь.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Несмотря на расхождения в мировоззрении, Базаров любит своих родителей, но, в отличие от них, не высказывается о них, скрывая свои эмоции под маской нигилистических убеждений.

Его чувства раскрываются в период болезни. Одинцова открыто говорит, как сильно любит старших, которых не найдешь столь же блестящих, как они.

Отношение к аристократии

Для Евгения Васильевича аристократия — бесполезный слой общества. Герой не разделяет вдохновенного отношения Павла Петровича Кирсанова к дворянству (спор за столом, ироничное поведение в гостях).

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

По словам Базарова, дворяне не получают выгоды от государства, а только хвастаются знаками отличия своих предков. Базаров называет праздность и пустую болтовню главным занятием аристократов.

Влюбленность в Одинцову

До определенного момента Базаров категорически отрицал любовь и считал ее чем-то глупым и неприличным. Он честно не понимал, как можно потерять рассудок из-за любви. Но однажды он встречает Анну Одинцову, молодую вдову. Изначально это не вызывает у него никаких эмоций, он говорит о ней только как о млекопитающих, но со временем это изменилось. Евгений не подозревает о своих чувствах и, посетив мадам Одинцову в ее комнате с Аркадием, чувствует непонятное замешательство. Затем Анна предлагает своим друзьям остаться с ней. Аркадий доволен этой новостью: девушка ему очень нравится и надеется, что за это время у них наладятся отношения. Но для Кирсанова это путешествие оказалось безрадостным, а Базаров получил надежду. Сначала он скрывает свои чувства, ведя себя не лучшим образом, но постепенно любовные переживания занимают его мысли, он очень переживает за их внешний вид. Когда она перестала стесняться своих чувств и решает признаться в них, Анна не отвечает ей взаимностью. Он видит, что ему тоже нравится молодая вдова и он не понимает причин отказа, но не решается спросить ее.

Как Базаров освобождался от теории нигилизма

Писатель постепенно меняет взгляды Базарова, в романе начало этого помещено в 13-й главе. До этого противостояние было только внешним: между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Но потом Базаров влюбился в Одинцову — и конфликт начал развиваться уже в его душе, потому что до встречи с ней отрицал существование любви. Он понял, что он романтик (а до этого презирал пушкинский романтизм). Теперь он презирал себя за свою слабость, но не мог забыть мадам Одинцову. Он начал улавливать выражение его глаз, смеялся над ним и говорил об анатомии глаза. Охватившая его любовь стала разрушать теорию нигилизма. Он стал по-другому смотреть на мир и на себя и постепенно пришел к выводу, что жизнь намного шире и многограннее, чем нигилистическая схема.

Любовь Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не состоялась из-за холодности и рассудительности характера Одинцовой. Дело в том, что преданный идеям нигилизма Базаров не смог создать свой дом.

Но Базаров не хочет так быстро сдаваться, он пытается утвердиться в своих нигилистических принципах и пытается подойти к Фенечке, исходя из того, что любовь — это только физиологическое влечение. Но оказалось, что даже простенькая и необразованная Фенечка живет не по физиологическим законам, а по законам морали. И Базаров начинает терять почву под ногами: его теория уже не могла ему помочь.

Нелепая «осужденная» дуэль с Павлом Петровичем заставила его увидеть во враге не высокомерного аристократа и дядю-идиота, а страдающего пожилого человека. Он понял, что разрыв между людьми не так уж и непреодолим, нужно просто научиться чувствовать и понимать себя.

Аркадий Кирсанов

Непростые отношения с Базаровым и с Аркадием Кирсановым, который был его другом. В начале работы Аркадий в восторге от нового знакомства, он был для него негласным учителем. Жизнь на родительской собственности открыла мне глаза на многие отрицательные качества со стороны Евгения.

Теория Базарова

Базаров может жестко покритиковать любого человека, если дело шло о знакомствах, это не давало Аркадию душевного покоя, но когда ими стали отец и дядя, отношение к главному герою стало меняться в худшую сторону. Евгений считал такое поведение толерантным и проявлением крайней невоспитанности.

Для Аркадия семья была святой, а главный герой пытался сломать этот стереотип. Кирсанов пытается защитить свою семью, доказать, что его дядя и отец хорошие, они очень изменились из-за каких-то печальных событий. «Люди готовы отказаться от всего, они отделятся от любых предрассудков, но сказать, что брат, укравший чужое покрывало, — вор, им не по силам», — заключил Евгений. Все случившееся шокировало Аркадия. Авторитет Базарова падает. Евгений — грубый и жесткий человек, готовый переиграть кого угодно, даже своего друга.

Такое же отношение к женщинам у главного героя:

  1. Вне зависимости от социального статуса Евгений называет примерно всех женщин — «бабами».
  2. Базаров с презрением относится к девушкам и даже не скрывает этого. «В конце концов, вы нас всех презираете», — сказала ему Одинцова, и это было правдой.

Юноша считал, что девушки нужны только в физиологическом плане — они уже ни на что не годятся: «.. лучше ударить по тротуару камнями, чем позволить женщине схватиться хотя бы за один палец».

Мужчины, которые прославляют женщин и наделяют их властью, просто «лохмотья».

Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика

Образ Базарова и Кирсанова
Образ Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов — представители принципиально разных точек зрения. Вот подробное сравнительное описание этих изображений:

Можно сказать, что это столкновение двух мировоззрений, сформировавшихся незадолго до крестьянской реформы. Один из них революционер — либерал, а другой — консерватор. Один из них — молодой человек, готовый изменить мир. Второй любит жить как обычно.

Они тоже по-разному двигаются. Базаров идет быстро и уверенно, а Кирсанов идет медленно. Друг Евгения по натуре аристократ. Заботится о его внешнем виде. В юности он был любимцем женщин. Сейчас он средних лет. Что касается Базарова, то это плохо одетый молодой человек с густыми волосами. У него тонкое лицо с выразительными глазами. Он умен и уверен в себе. Видно, что Евгений не особо заботится о своей внешности.

Для молодого Базарова главное — двигаться вперед через развитие научного мышления. Что касается Кирсанова, то для него главное — жизненный покой. В итоге его все устраивает. Это точно ничего не изменит.

Происхождение тоже разное. Базаров — сын военного врача. Поэтому он далек от высшего общества. Что касается Кирсанова, то он офицер, дворянин. Быть в высшем обществе для него не в новинку.

Кирсанов не интересуется наукой, он не очень образован. А Базаров, напротив, при всей своей бедности очень культурен и иногда говорит очень логичные вещи. Образ жизни тоже разный. Базаров рано встает и успевает много чего сделать, пока все еще спят. Иногда он даже забывает поесть. Если Базаров подходит к столу, он много ест и много пьет. Но Кирсанов ценит комфорт и уже много лет одновременно ест. Любит погреться в постели, поздно встает.

Что касается взглядов на семью, то Павел Петрович после смерти любимой женщины остается ей верен. В конце концов, это моногамно. А Базаров, вообще, отношения с женщинами ни во что не ставит, цинично говорит о любви. Даже если найдет позже. Базаров честен. Он презирает крестьянское невежество и суеверия. Но посочувствуйте простым людям. Он считает, что все одинаковы. Но Кирсанов жалеет крестьян для виду, а при встрече с ними испытывает отвращение, хмурится и не разговаривает с ними.

Подобные Базарова и Кирсанова еще можно наблюдать в современном обществе.

Научные взгляды

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Характер и род занятий

Базаров — будущий врач, учится на лечебном факультете университета. В начале романа писатель показывает свою страсть к естественным наукам. Он приехал в гости к своему университетскому другу Аркадию Кирсанову в имение отца, и именно здесь происходит главное действие романа. Во время визита Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, играл с химическими составами…

Все считают Евгения Базарова очень умным молодым человеком, а Аркадий, который младше его на несколько лет, особенно восхищается его умениями, силой характера и убеждений, простотой в общении. Но иногда эта простота превращается в некую чванство, пренебрежение путями, но это по большей части фальшивка, связанная с идеей нигилизма, которой сейчас увлекается Базаров.

Его характер отличается решительностью, отвагой (никогда не стеснялся, когда с кем-либо разговаривал), умел шутить, а часто и сарказмом в адрес окружающих. Он никогда никому не рассказывал о своих чувствах, даже отцу, который познакомил его с профессией врача; он всегда имел свое мнение и не признавал власти. Иногда он мог быть высокомерным, особенно перед аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, считавшим его «священником, наглым, циничным, плебейским…»

Внутренние качества

Образ Евгения Базарова автор романа описывает двояко: в его образе есть достоинства и недостатки.

Базаров — умный человек, с его помощью он многого добился в жизни. Это говорит о том, что центральный персонаж отличается активностью и трудолюбием. При этом герой довольно прост, ему напрочь отсутствуют все типичные черты светского общества. Он не танцует на танцах и не любит говорить «красивый». Речь Базарова коротка и однозначна. Все его образы отличаются чванством и пренебрежением. Любит шутить с людьми, насмехаться над кем-то. И в то же время он очень строг со всеми людьми. Базарова можно назвать самоуверенным и даже высокомерным человеком. Он привык к одиночеству, поэтому ведет себя холодно и резко. Базаров не привык открывать перед людьми все свои искренние чувства и эмоции.

Отношение к искусству

Для Базарова искусство — пустое и легкомысленное занятие, в котором он не видит практического смысла. Примеры, подтверждающие суждения героя, представлены в таблице:

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Базаров не видит в искусстве ни достоинств, ни недостатков. Однако стоит учесть, что поэзия, живопись и музыка воспитывают эстетические качества человека, развивая его как личность.

Писарев «Базаров» — образ Базарова: когда написана статья, о чем?

Писарев
Писарев «Базаров» — образ Базарова

Для Писарева «базаровщина» — не правильный подход, а болезнь. Болезнь и иллюзия целого поколения. Молодой доктор самонадеян. Он сеет нигилистические идеи правого и левого, у него нет авторитета, он ломается, не пытаясь построить новое, лучшее. Вот что писал Писарев об образе Базарова в статье «Базаров» — о чем и когда это было написано:

Компания понимает, что стратегия Евгения неверна. Может поэтому у Базарова нет единомышленников, и даже женщины не обращают на него внимания? Да, сила Базарова в его чувстве собственного достоинства и верности идеалам (как бы то ни было). Но полностью жить без принципов и авторитета невозможно.

Автор с уважением относится к тому, что перед смертью Базаров признал свою неправоту и отказался от нигилизма. Писарев говорит, что умереть, как Базаров, — значит совершить подвиг. Поэтому он прощает герою все недостатки.

Писарев считает Тургенева эстетом, поэтому я уверен, что Базаров не любит его. Однако Евгений неплохой молодой человек. Он просто, как и многие люди его возраста, доходил до крайностей. Если бы он этого не делал, а был просто практикующим врачом, то, скорее всего, его считали бы полезным человеком в обществе.

Что касается Аркадия, то он просто имитатор идей Базарова. Попробуйте стать нигилистом, потому что это модно. Писарев также предполагает, что Кирсанов — не противоположность Базарову, а родственный по духу. Несмотря на различие в классах и идеях, они одновременно эмпирики и скептики.

«Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования: сочинение

Трагедия образа Базарова
Трагедия образа Базарова

Образ Евгения трагичен. Как это проявляется и почему описано ниже. Вот очерк на тему «Трагедия образа Базарова» в литературе, системе образования:

Образ Базарова можно считать трагичным, так как герою так и не удалось реализовать свой исключительный потенциал. У него было много идей и он видел пути развития общества, но на практике ничего не применил. Герой считал, что такие простые люди, как он, должны стать основой общества, что не должно быть богатых и бедных. В своей борьбе Евгений категоричен и активен.

Семья Кирсановых повергается в шок, когда они понимают, кто друг Аркаши. Его друг (то есть Базаров) — нигилист, не имеющий авторитета и все подвергающий анализу. Ему не важен опыт предыдущих поколений, он считает все плохим и плохим. Аристократы для него не приспособлены к жизни и бесполезны для общества (как и для творческих людей). Для Базарова главное — наука. Чувства для героя — тоже пустое место.

Однако трагедия заключается еще и в том, что Евгений забывает о творческой цели своего существования. Борясь с несовершенством общества, он приносит разрушение. Конкретно: опровергая все в мире, он не предлагает своих стратегий развития общества, не делает ничего, чтобы изменить его к лучшему.

Получается, «ломать — не строить». Гораздо проще все критиковать и не делать ничего нового взамен, чем наглядно продемонстрировать, как улучшить общество. Он хочет освободить жизнь от аристократических накоплений, потому что людям это не нужно. Но Юджин не верит, что его поколение было рождено для творчества.

А что будет, если на месте старого не будет построено ничего нового? Останутся только руины. Хотя такие люди, как Кирсанов, живут неправильной жизнью и вредят обществу, Базарову следовало продумать стратегию развития страны и общества и приложить усилия для поиска единомышленников. Тогда состояние зажило бы лучше.

Евгений считал, что его дети и внуки «отплатят» его «социальным руинам», позволив им построить новое государство и новое общество. Что еще раз наводит на мысль, что его идеи — демагогия. Подобно тому, как герой не готов к серьезным отношениям с женщинами, он не готов менять систему, которая царит в стране. В его душе определенно бунт. Но это протест против протеста. И «логик», и «критик» Базаров противоречат друг другу, так как он только разрушает и ничего не предлагает взамен.

Тургенев думает так же. Он сознательно испытывает Базарова, пытаясь развеять его высокомерие и изменить свою точку зрения. Кстати, тот факт, что когда он умирает, Евгений признает, что был неправ, говорит сам за себя.

Вариант 4

Сочинение пришлось на период крестьянской реформы в России, когда общество было разделено на несколько слоев, демократов, жаждущих перемен в стране, и настоящих консерваторов, не желавших мириться с новым порядком.

Главный герой романа — Евгений Базаров, неоднозначный и неоднозначный человек из семьи врачей.

Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова как умного и остроумного молодого человека, увлекающегося естественными науками. Детство он провел в имении родительской деревни и благодаря своей скромности завоевал уважение простых крестьян.

На данный момент Базаров заканчивает университет, намереваясь посвятить жизнь медицине. Евгений неутомимо учится, читает гору литературы, проводит эксперименты, так как считает познание окружающей среды через опыт основой работы врача.

Все, что связано с проявлением различных чувств (любви, прощения, ласки, терпения), для Базарова не имеет значения. Считайте человеческие чувства пережитком устаревшего прошлого. Принятые в обществе ценности и нормы не признаются Базаровым, его нигилистическое мировоззрение отвергает и отрицает все условности.

Евгений сильно интересуется вопросами нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, и всячески поддерживает освобождение простых людей. Позиция Базарова непонятна его другу Аркадию Кирсанову, который не видит крестьян на одном уровне со своей семьей. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правильность своих позиций, и все аргументы приводят к тому, что их дружба разваливается.

В гостях у Кирсановых Базаров знакомится с молодой девушкой Анной Одинцовой и вдруг понимает, что, несмотря на все его мнения, влюбился. Евгений начинает испытывать настоящее всепоглощающее чувство и трепет от нарастающих эмоций. Однако это мнение остается неизменным, и Базаров вынужден расстаться с любимой женщиной.

Вскоре он смертельно заболевает и, как медицинский работник, понимает, что смерть от заражения крови близка. Базаров умирает один, переживая за своих престарелых родителей. Именно приближение смерти заставляет Базарова задуматься о правильности и несовершенстве теории нигилизма.

Играя главного героя, писатель дает понять, что Базарову нет места в российской действительности, где он мог бы быть счастливым и обрести долгожданный покой.

Взаимоотношения Базарова с другими персонажами

Гордыня Базарова отражается и в его поведении, и в том, как он общается с людьми: легко заводит диалог, но кажется, что его не особо интересует его развитие, на самом деле этого человека вообще сложно чем-то по-настоящему очаровать. К тому же герой ведет себя очень нагло, возможно, из-за своего происхождения: он занимает промежуточное место между дворянами и обычными людьми, а потому не всегда чувствует себя комфортно с теми, кто превосходит его по социальному статусу. Пытаясь это скрыть, Базаров прячется за маской равнодушия и пренебрежения.

Главный антагонист главного героя среди персонажей — Павел Петрович Кирсанов, представитель древнерусского дворянства, который, по словам Базарова, давно изжил себя. Павел Петрович презирает молодого нигилиста, считает его самовлюбленным, наглым, высокомерным и дерзким. Евгений, в свою очередь, тоже презирает Павла Петровича, который ведет праздный образ жизни. Когда он говорил о важности самоуважения аристократов, Базаров сказал ему, что уважение к себе не приносит пользы общественному благу.

Николай Петрович Кирсанов, который в среднем возрасте оставался чутким человеком, любящим поэзию и музыку, вызывает у Базарова сожаление. Он считает, что то, что Николай Петрович читает стихи Пушкина и играет на виолончели, «совсем нехорошо». Евгений посоветовал Аркадию дать отцу полезную книгу для чтения, например «Материя и сила» Бюхнера. Николай Петрович уважает Евгения, считает его очень умным и осведомленным человеком.

Аркадий также уважает своего старшего друга, разделяет его убеждения и гордится дружбой с ним. А Базаров считает Аркадия застенчивым человеком с кроткой душой. Для Евгения его друг — «либеральный барих», умеющий красиво говорить.

Базаров презрительно относится к Ситникову и Куклину, понимая, что их увлечение нигилизмом поверхностно, что для них является своего рода данью моде.

Евгений любит отца и мать, но ему скучно в их компании, так как они ему не интересны. Родители обожают своего единственного ребенка, отец гордится своим умом, а мать даже немного боится сына.

Фенечка, слуги Кирсановых, дворовые мальчишки относятся к Базарову с симпатией и доверием. Но в глазах крестьян он был похож на горохового шута, хотя ему казалось, что он их понимает и умеет с ними общаться. Мужчины слушали его и снисходительно говорили с ним. Они были уверены, что он ничего не знает об их жизни.

Отношения Базарова и Одинцовой заслуживают более подробного рассмотрения.

Базаров и Одинцова

В основе романа — история любви Базарова к молодой помещице Анне Сергеевне Одинцовой. Встреча Евгения с этой героиней делит роман на две части. В первой части мы видим Базарова как уверенного в себе и волевого человека, а во второй части ему пришлось бороться со своими любовными чувствами к Анне Сергеевне.

Базаров был уверен, что любовь — это чушь, романтика, искусство, но жизнь оказалась сильнее этих теоретических видений. Отрицая существование настоящей любви, Евгений внезапно влюбляется и с ужасом понимает, что он довольно романтичный человек. Его железная воля и мощный ум были побеждены любовью, которую он отрицал. Трагедия Базарова не только в том, что его любовь осталась безответной, но и в том, что она нанесла удар по нигилистическим взглядам героя. В разговорах с мадам Одинцовой он презрительно отзывался о романтиках, но понимал, что сам стал относиться к ней как к романтику, это возмутило его и попыталось волевым усилием победить любовь. Базаров начинает понимать, что все его аргументы не превратились в слова, они просто не выдержали испытания реальной жизнью.

Он находит в себе силы признать, что нигилизм оказался ложной теорией. Это особенно заметно в последнем эпизоде ​​романа: теперь Базаров уже не кажется гением, гигантом философской мысли. Сам он вдруг понимает, насколько он далек от тщательно создаваемого ими образа. Перед ее смертью Базаров окончательно осознал, что стихия жизни сильнее любой теории, и признался Анне Сергеевне, что любит ее.

Нигилистические взгляды героя

Евгений Базаров представляется читателям очень гордым и чрезвычайно самоуверенным человеком. Для него нет авторитета, он полностью уверен в своем превосходстве над другими персонажами романа и, прежде всего, над Павлом Петровичем Кирсановым.

Главный герой романа отрицает все общепринятые нормы и ценности: он не признает искусство, ему безразлична любовь, красота природы. По его словам, окружающий мир — это лишь средство для достижения человеком определенных целей, особая лаборатория для ученых. Сам он постоянно проводит различные эксперименты и испытания.

Любое проявление чувств Базаров тоже осуждает: дружба для него не более чем дружба, а любовь не более чем физиологическое влечение. Герой уверен, что пора романтики канула в лету и пришла пора эффективных людей. Считает, что человек должен совершать полезные действия, а не оставаться в облаках. Приоритетом для него была не красота, а польза. Эухенио хочет быть полезным обществу: поэтому связывает свою жизнь с наукой, то есть медициной.

Семейные отношения

Базаров — единственный ребенок родителей. Родившись в семье людей из разных слоев общества, он оказался в неловком положении. Его отец Василий Иванович — из простых людей, служил врачом. Несмотря на происхождение, он хорошо образован и полностью развит. Мать Базарова Арина Власьевна — дворянка. С такой родословной Евгения не принимают в кругах простых людей, считая, что он выше их, но дворяне не пытаются считать его «своим» из-за отца. Родители очень любят Евгения и гордятся им, хотя не всегда понимают его и не разделяют его взгляды. Однако они терпят его холодную манеру поведения и не всегда соответствующее поведение.

Важно! Базаров любит своих родителей, но никогда не проявляет нежности и заботы. Его отношение больше похоже на уважение.

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс

«Мятежное сердце» - образ героя, Базарова
«Мятежное сердце» — образ героя, Базарова

Базаров — прогрессивный, но неоднозначный герой. Он практически никого не уважает, никогда никому не уступает и не придает значения чужому мнению. Он оставляет неизгладимый след в сознании читателей. По крайней мере, им можно восхищаться или ненавидеть, но герой никого не оставляет равнодушным. Вот сочинение с цитатами для 10 класса на образ героя Базарова темы «Мятежное сердце»:

Как и Чацкий, он пытается открыть людям глаза и показать «правильный» взгляд на современный мир. Однако Базаров не боится быть непонятым, глупо выглядеть, не боится быть отвергнутым. Вообще Евгению безразлично, кто и что о нем думает.

Герой — свободомыслящий. Он говорит то, что считает нужным, и никого не боится. Это «новый» человек, который верит в успехи науки. Что касается искусства, он считает его бесполезным явлением в обществе. Базаров ставит разум и анализ на первое место.

Это дерзкий и высокомерный молодой человек, на которого никто не решается. Однако тот факт, что Базаров умирает, говорит о том, что его мнение ошибочно. Будущее не для этих людей, они должны уйти. Вполне возможно, что Базаров в чем-то был прав. Но увы не во всем.

Цитаты:

  • «Лучше стучать камнями по тротуару, чем позволить женщине схватиться даже за кончик пальца».
  • «Важно то, что дважды два равно четырем, а все остальное — ерунда».
  • «Я не разделяю чьего-либо мнения, у меня есть свое».
  • «Нет необходимости колебаться. Только глупые и умные остаются».
  • «Вот что значит жить с феодалами. Вы попадете в ряды феодалов и примете участие в рыцарских турнирах».
  • «Что касается погоды, почему я буду зависеть от нее? Пусть лучше зависит от меня».

После влюбленности в Одинцову его взгляды немного меняются. Но суть осталась прежней. Базаров уверен, что любовь — непростительная слабость.

Отношение к жизни, обществу, народу

Базаров — человек активный. Он презирает людей, ведущих праздный образ жизни.

Для него приоритетом является польза, а не красота. Он считает, что время романтики прошло, что наступил век для людей, которые делают действительно полезные дела и не витают в облаках. В ее глазах любовные истории, особенно старые, смешны. По его словам, то, что Николай Петрович играет на виолончели и читает Пушкина, «совсем нехорошо». Он советует Аркадию дать отцу что-нибудь полезное для чтения, например, книгу философа-материалиста Бухнера «Материя и сила».

Базаров не признает власти и старые истины. Он считает, что отремонтировать старое здание жизни уже невозможно, что нужно сначала «очистить место», а потом строить новую жизнь.

Сам Евгений не проводит время в бездействии, он активен, не переносит бесцельных прогулок, если гуляет, то только собирать насекомых и травы для учебы. По его словам, природа — это мастерская, а не храм, «а человек в ней труженик».

Павлу Петровичу, говоря о важности самоуважения аристократов, Базаров говорит, что аристократы уважают себя, но это не идет на пользу общественному благу.

Аркадий, как и его отец Николай Петрович, считает человека застенчивым с нежной душой, либеральным «баричем», умеющим только красиво говорить.

Евгений с достоинством считал Одинцову умной женщиной. Но ему не нравилась ее чрезмерная любовь к комфорту, порядку, размеренности повседневной жизни. Хотя в разговорах с Одинцовой он проявлял презрение к романтикам, он понимал, что сам относился к ней как к романтику, и это вызвало у него негодование.

Сестру Одинцовой Катю он считал умной девушкой, которая встанет и «заберет» Аркадия».

Базаров относился к Ситникову и Кукшиной с презрением, считая их увлечение нигилизмом поверхностным.

Евгений любил своих родителей, но они ему наскучили, они ему не были интересны. Когда Аркадий сказал своему другу, что его мать была умной женщиной, он был удивлен, так как сам не знал, о чем с ней говорить.

Черты характера

Самая яркая и очевидная черта его характера — простота. Тургенев часто обращает на это внимание словами друзей и знакомых Базарова, например, его друга Аркадия.

Важно! Понятие «простой» — это своеобразная ирония автора. Простота Базарова проявляется только в повседневной жизни, а характер этого человека полон трудностей и противоречий.

Стоит отметить незаурядный ум героя. Это проявляется не только в изучении медицины, но и в других ее занятиях. Понимая это, Базаров становится очень уверенным, уверенным в своем личном превосходстве над другими людьми. Это становится поводом для резкой критики и едких комментариев в адрес собеседников. Евгения тоже можно назвать гордым. Павел Петрович (дядя его друга) отмечает, что человек с таким характером не может быть хорошим врачом. Базаров же считает его человеком положительным, но неинтересным. В сложной ситуации Евгений умеет держать себя в руках. Образ Базарова очень интересен своей склонностью к противоречиям. Его взгляды на большинство вещей нестандартны, отличаются от общепринятых. Поначалу кажется, что он просто отрицает какие-либо традиции и точки зрения старшего поколения, но потом мы видим, что его позиция всегда аргументирована, он может доказать свою правоту. Базаров — человек конфликтный. Часто заводит дискуссии с любым собеседником, независимо от должности и возраста. Всегда слушайте своего оппонента и анализируйте его слова.

Важно! Жизненная позиция героя характеризуется словами «докажите, что я прав, и я вам поверю». Однако по ходу романа это сделать не удалось ни одному герою. Для Базарова его точка зрения единственно правильная, и несогласные с ней вызывают у него негодование.

Этот герой не отличается даром красноречия: любит говорить просто и грубо, часто используя пословицы и поговорки. Базаров скорее презирает простых людей, высмеивая их безграмотность и жалость. Несмотря на это, Евгений даже ближе к обычным людям, чем к дворянам. Он жалеет мужчин из-за их тяжелого материального положения.

Рис. 4. Внешний вид Евгения Базарова
Рис. 4. Внешний вид Евгения Базарова

Цитаты Базарова о любви

Отношение Базарова к любви можно разделить на два этапа: до влюбленности в Одинцова и после. Нелюбимый Базаров относился к женщине как к «девушке», над которой несложно было доминировать.

Красота воспринимается Базаровым грубо, а сама Одинцова кажется герою выставкой анатомического театра.

Однако любовь меняет героя. В лихорадке он особенно остро переживает страстное ощущение: он влюбился в Анну Сергеевну Одинцову.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Известные афоризмы Базарова

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания

Смерть

В конце рассказа Базаров оказался в непростой ситуации: он окончательно поссорился со своим другом Аркадием Кирсановым, его возлюбленная Анна Одинцова отказалась. Она приходит к родителям за советом и поддержкой. Там Базаров начинает помогать отцу и неплохо работает врачом. Однако по иронии судьбы он заражается тифом и умирает. Евгений Базаров — культовый персонаж русской литературы. Этот герой Тургенева — противоречивая личность, в которой много силы, ума и достоинства, стирающего цинизм и грубость. Нигилизм, которому он пытается подчинить свою жизнь, не выдерживает всех испытаний в реальных ситуациях. Он отрицает существование чести, но принимает вызов на дуэль. Если говорить о том, что благородства нет, на дуэли он ведет себя именно так, любовь, которой не должно быть, сбивает его с ног. Понимая, что он не может полностью соответствовать своим идеалам, Базаров теряется и не может найти верного выхода.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений