- Отзывы о книге
- Главные герои
- Глава 5. Юродивый
- Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
- Годы взросления
- Глава 1. Учитель Карл Иванович
- Книга вторая. «Отрочество»
- Толстой «Детство» очень краткое содержание
- Глава 10. Что за человек был мой отец?
- Основные герои трилогии
- Короткий пересказ «Детства» Толстого
- Детство писателя Максима Горького
- Основная мысль повести
- В чем особенность повести?
- Глава 12. Гриша
- Учеба в университете
- Глава 13. Наталья Савишна
- Образ Николая Иртеньева
- Глава 6. Приготовления к охоте
- План пересказа произведения «Детство»
- Детство и юность Льва Николаевича Толстого (часть первая)
- Книга третья. «Роман»
- Глава 14. Разлука
- Глава 9. Что-то вроде первой любви
- Тезисный пересказ
- Сюжет
- Роман «Детство, отрочество, юность»
Отзывы о книге
Основная идея повести Толстого «Детство» состоит в том, что семья влияет на формирование мировоззрения ребенка. Какой пример показывают детям, так они будут вести себя в обществе. Считаю, что книгу нужно читать хотя бы в сокращенном виде. Краткое написание не изменит сути, но даст общее представление о важных вопросах, затронутых автором. Лучше, конечно, прочитать всю историю. Краткий обзор помог мне написать черновик текста, который просили в школе. Рекомендую к прочтению, и надеюсь, что обзор будет кому-то полезен.
Евгений
Жанр детства Толстого — рассказ. Поднимаются важные темы, есть чему поучиться. События разворачиваются последовательно, читать интересно. Перед чтением вы можете ознакомиться с обзором, но, думаю, стоит прочитать все книги этого автора. Он затрагивает многие психологические и социальные темы. Также на основе работы писателя можно писать сочинения, необходимые на уроке. Я писал о предприятии, приводя пример из книг Толстого. Рекомендую прочитать, будет полезно и детям, и взрослым.
Марина
Совсем недавно я прочитал в читательском дневнике «Детство». Обзор настолько понравился, что я решил прочитать книгу целиком. Он затрагивает такие важные вопросы, как воспитание детей и семья. Есть чему поучиться. У Толстого есть все достойные произведения, излагаются хорошие идеи. Рекомендовать.
Сергей
Главные герои
Николенька Иртеньев — десятилетний ребенок, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатой фантазией.
Наталья Николаевна — мама Николеньки, добрая, любящая и очень болезненная женщина.
Петр Александрович — отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.
Бабушка Николеньки — графиня, очень любит дочь и внуков.
Володя и Люба — брат и сестра Николеньки.
Карл Иванович — любимый домашний воспитатель детей.
Сережа Ивин — красивый и эгоистичный парень, поначалу очень любивший Николеньку.
Соня Валахина — красивая девушка, первая настоящая любовь Николеньки.
Обратите внимание, у нас также есть:
- для более рациональных — Краткое содержание «Детство»
- для самых нетерпеливых — очень краткое содержание «Детства»
- для самых общительных — Главные герои Толстого «Детство»
- для самых крутых — прочтите «Детство» полностью
Глава 5. Юродивый
В комнату входит мужчина лет 50, с рябым лицом, редеющими волосами, кривой на один глаз. Его одежда разорвана, в руке палка. Он странно двигается, его речь непоследовательна. Это странник и безумный святой Гриша. Летом и зимой он странствует по миру босиком, посещает монастыри, дарит иконы людям, которых любит, и бормочет что-то, что другие считают предсказаниями.
В конце концов появляется дворецкий Фока и просит обеда. Мальчики выходят, Гриша гонится за ними.
Люба и Марья Ивановна уже сидят внизу, родители ходят по гостиной. Дочь М.И подходит к Николеньке и подруге Любы Кате и просит его уговорить взрослых взять девочек на охоту.
Пообедать. Родители обсуждают Гришу и ему подобных бомжей, вообще безумных святых. Отец считает, что нельзя позволять таким людям скитаться по миру и расстраивать нервы респектабельных граждан своей внешностью и предсказаниями. Мать с ним не согласна, но ссору не заводит.
В конце трапезы мальчики решают попросить взрослых взять девочек на охоту. Им дают зеленый свет, и их мать тоже решает поехать с ними.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Мы вернулись с охоты. Мама села за пианино, дети начали рисовать. Николеньке досталась синяя краска, охотничий рисунок получился не очень удачным, в результате она скинула синюю простыню и легла спать на стуле.
Он видит, как в кабинет входят сотрудник Яков и несколько человек, приходит учитель Карл Иванович. Из офиса слышны разговоры и запах сигар.
Николенька засыпает. Он просыпается от того, что освобожденный отец сообщает матери, что Карл Иванович поедет в Москву с детьми.
Дети решают зайти в комнату безумного святого Гриши (он остался ночевать) и увидеть его цепи.
Годы взросления
Все три фазы можно условно разделить на следующие временные рамки:
- Детство, которое охватывает годы жизни ребенка от момента рождения до примерно семи лет.
- Отрочеству дается годы от семи до четырнадцати лет.
- От четырнадцати до двадцати двух до двадцати трех время принадлежит стадии отрочества.
Описанные возрастные ограничения не определены строго, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастной дифференциации выглядит именно так и в настоящее время хорошо известна.
Глава 1. Учитель Карл Иванович
Именинник Николенька просыпается утром от того, что его учитель Карл Иванович (порядочный добродушный немец) убивает муху на кровати мальчика. По этой причине ученик не очень рад и злится, думая, что учитель должен делать только то, что ему неприятно, Николенька.
Но через минуту он уже думает, что Карл Иванович — замечательный человек. Нам нужно ехать к маме, поэтому они привозят одежду Николеньке и ее брату Володе.
Одеваясь, мальчик вспоминает, как выглядел класс — с полкой с книгами, линейками, ландакерами и угловым для штрафных.
Книга вторая. «Отрочество»
Вторая часть романа «Детство, юность, юность» описывает события, произошедшие после переезда Николеньки в Москву с братом и отцом. Он чувствует изменения в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька теперь умеет сочувствовать и сочувствовать. Мальчик понимает, как сильно страдает его бабушка, потерявшая дочь.
Николенька все глубже погружается в себя, считая себя некрасивой и недостойной счастья. Он завидует своему красивому брату. Бабушке Николеньки рассказывают, что дети играли с порохом, хотя это была свинцовая дробь. Она уверена, что Карл постарел и плохо ухаживает за детьми, поэтому меняет опекуна. Детям сложно расстаться со своим учителем. Но Николеньке новый учитель французского не нравится. Мальчик позволяет себе наглать с ним. По неизвестной причине Николенька пытается открыть портфель отца ключом и при этом ломает ключ. Он думает, что все против него, поэтому бьет опекуна и ссорится с отцом и братом. Они запирают его в шкафу и обещают бить розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноким и униженным. Выйдя на свободу, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются судороги, что всех расстраивает. После двенадцати часов сна мальчик чувствует себя лучше и счастлив, что все беспокоятся о нем.
Через некоторое время в вуз поступил брат Николеньки Володя. Вскоре их бабушка умирает, вся семья оплакивает утрату. Николенька не понимает людей, которые клянутся бабушкиным наследством. Он также отмечает, сколько лет его отцу, и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда до поступления в вуз остается несколько месяцев, Николенька начинает усиленно готовиться. Познакомьтесь с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по вузу, и они станут друзьями.
Толстой «Детство» очень краткое содержание
Действие происходит в первой половине 19 века в Российской империи. Главный герой повести — 10-летний мальчик по имени Николенька из дворянской семьи.
У Николеньки есть отец, мама, старший брат и сестра. Его семья живет в своем имении где-то в провинции России. Отец решает забрать Николеньку и ее брата в Москву, чтобы они там учились. Так Николенька впервые рассталась с мамой. Карл Иванович, старый учитель, тоже едет с детьми.
В Москве Николенька с семьей живет с бабушкой. Николенька знакомится с мальчиком Сережей Ивином. Он любит Сережу. Но вскоре он влюбляется в девушку Соню. Сережа ему больше не нравится.
Проходит полгода. Вдруг отец срочно увозит Николеньку и ее брата в деревню. Приехав, они находят умирающую мать. Он умирает в тот же день. Эта смерть расстраивает Николанку. После смерти матери Николенька с семьей возвращается в Москву.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Крупный рост, крепкое телосложение, лысая голова, орлиный нос, маленькие глаза и спокойные уверенные движения. Он был чувствителен и даже плакал. Одевалась она хорошо и так, чтобы все подходило к ее фигуре. Мужчина со связями. Любимая музыка.
Его образ венчает властный характер твердого в своих убеждениях человека. Он чувствует себя хозяином дома и главой семьи.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев — главный герой всех трех рассказов трилогии, она выросла в дворянской семье, интеллигентна не по возрасту, тонко чувствует мир.
- Иртеньева Наталья Николаевна — мама Николеньки, писатель прямо не демонстрирует образ этой героини, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович — отец Николеньки, граф, разумный, строгий, авторитетный человек.
- Наталья Савишна — домработница, самоотверженно служит семье, в которой работает.
- Карл Иванович — воспитатель Коленьки, добрый и заботливый.
- Сен-Жером по происхождению француз, губернатор дома Иртеневых, сначала у них с Николенькой плохие отношения, постепенно они идут к лучшему, главный герой признается, что свою работу делал хорошо, но был самовлюбленным и тщеславным.
- Бабушка — графиня, величественная, уважаемая, добрая и веселая со своими внуками, особенно после смерти дочери она к ним подходит.
- Валахина Сонечка — дочь подруги Иртеневых госпожи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девушку.
- Семенов — обычный студент, учился у Николеньки, часто прогуливал, пользовался уважением среди студентов, залезал в долги, продавался призывником.
- Дубков, адъютант, друг Володи Иртеньева, ограниченный, но в то же время искренний и искренний, любит шампанское и женщин, играет в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеневых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но дома неряшлива, имеет неприятные отношения с Николенькой, а ее отношения с отцом Николеньки достигли состояния тихой ненависти и отвращения, несмотря на то, что изо всех сил старался завоевать ее любовь.
- Зухин — друг Николеньки по университету. Пылкий, активный, он не любил науку, хотя легко все понимал. Поначалу Николенька испытывала к нему милосердие, но позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и ровесник Иртеневых, Николенька симпатизирует Сереже, но не находит взаимных чувств.
- Иртеньев Володя — старший брат Николеньки провоцирует соперничество между братом, несмотря на то, что отношения между братьями хорошие.
- Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки, по манерам и голосу похожа на маму.
- Катя — дочь домработницы Любочки Иртеньевой, первой любви Николеньки.
- Князь Иван Иванович — тип аристократа прошлого века, нас уважают, у него высокие нравственные принципы, он добрый, воспитанный, но немного высокомерный.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой натянутыми.
- Мими (Марья Ивановна) — домработница Иртеневых, мать Катеньки, по словам Николеньки скучная женщина, отец Николеньки когда-то был ею очарован.
- Михайлов Яков — писарь, слуга Иртеньевых, вел себя спокойно и достойно, был предан своим хозяевам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, друг Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Вам нужен совет по академической работе? Задайте вопрос учителю и получите ответ за 15 минут! Задайте вопрос
Короткий пересказ «Детства» Толстого
12, 18 августа. Десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь утра. После утренней ванны учитель Карл Иванович ведет Николеньку и ее брата Володю к матери, которая разливает чай в гостиной, и к отцу, который дает указания по хозяйству клерку в своем кабинете. Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к своим родителям, восхищается ими, делает точные наблюдения за собой: «.. в улыбке есть то, что называется красотой лица: если улыбка добавляет очарования лицу, то это приятно; если не меняет, то лицо нормальное; если портит, значит, плохой ». Для Николеньки мамино лицо красивое, ангельское.
Отец в силу своей серьезности и строгости кажется ребенку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения». Отец объявляет о своем решении мальчикам: завтра заберет их с собой в Москву. Весь день: учеба в классах под руководством Карла Ивановича, потрясенного полученной новостью, и охота, на которую отец приводит детей, и встреча с безумным святым, и последние игры, во время которых Николенька что-то чувствует как его первая любовь к Катеньке — все, это сопровождается тягостным и грустным чувством скорого прощания с домом. Николениса вспоминает счастливое время, проведенное в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных своей семье, и детали прожитой здесь жизни предстают перед ним во всех противоречиях, которые его детская совесть пытается примирить.
На следующий день, в двенадцать, у подъезда карета и шезлонг. Все заняты подготовкой к дороге, и Николениса особенно хорошо понимает несоответствие между важностью последних минут перед разлукой и общим шумом, который царит в доме. Вся семья собирается в гостиной за круглым столом. Николениса обнимает маму, плачет и думает только о своей боли. Выйдя на главную дорогу, Николениса встречает мать платком, продолжает плакать и отмечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и утешение». Подумайте о ее матери, и все воспоминания Николениси наполнены любовью к ней.
Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в доме бабушки. Хотя Карла Ивановича тоже привезли в Москву, детей учат новые учителя. В день именин бабушки Николениса пишет свои первые стихи, которые читают на публике, и Николениса особенно волнует этот момент. Знакомьтесь: княгиня Корнакова, князь Иван Иванович, родственники Ивинов — трое мальчиков, почти ровесники Николеньки. В общении с этими людьми Николениси развивает свои основные качества: природную тонкую наблюдательность, непоследовательность в собственных ощущениях. Николенька часто смотрится в зеркало и не может представить, что его кто-то может полюбить. Перед сном Николенис делится переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахи, и в ее словах проявляется вся неподдельная инфантильная страсть ее натуры. Она признается: «.. когда я лгу и думаю о ней, бог знает, почему ей становится грустно, а мне очень хочется плакать».
Через полгода отец получает письмо от матери из села, которая сильно простудилась на прогулке, заболела, и ее силы тают с каждым днем. Он просит приехать и привезти Володю и Николениса. Без промедления отец и дети уезжают из Москвы. Подтверждаются самые страшные предчувствия: последние шесть дней мама не вставала. Она даже не может поприветствовать детей, ее открытые глаза уже ничего не видят… В тот же день в страшных страданиях умирает мать, успев только попросить благословения для детей: «Богородица, не оставляйте их!»
На следующий день Николенька видит свою мать в гробу и не может смириться с мыслью, что это желто-восковое лицо принадлежит тому, кого она любила больше всего в жизни. Приведенная к умершему крестьянка ужасно кричит от ужаса, кричит и выбегает из комнаты Николенька, пораженная горькой правдой и отчаявшаяся перед лицом непостижимой смерти.
Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, а счастливое детство Николеньки заканчивается смертью матери. Приезжая позже в село, он всегда приходит к могиле матери, недалеко от которой была похоронена Наталья Савишна, верная своему дому до последних дней.
Это интересно: рассказ Толстого «Юность», написанный в 1857 году, стал концом известной трилогии Льва Николаевича («Детство», «Отрочество», «Юность»). Рекомендуем прочитать аннотацию «Юность» по главам для дневника читателя и подготовки к уроку литературы. В книге описаны студенческие годы жизни главного героя и его ближайшее окружение.
Детство писателя Максима Горького
Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. Несмотря на известность писателя, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватьевич Пешков (1840-1871), происходил из буржуазии Пермской губернии. Дед Горького, Савватий Пешков, был человеком жесткого характера: дослужился до офицерского звания, но за жестокое обращение с подчиненными был понижен в звании и сослан в Сибирь. Его отношение к сыну Максиму было не лучше, поэтому он несколько раз убегал из дома. В 17 лет он навсегда ушел из дома — после этого его сын и отец никогда не виделись. Максим Пешков был талантливым и творческим человеком. Он изучил ремесло краснодеревщика, поселился в Нижнем Новгороде и начал работать плотником в пароходстве им. И.С. Колчина. Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842–1879), происходившей из купеческой семьи из Нижнего Новгорода. Только мать невесты, Акулина Ивановна, дала согласие на брак, а ее отец, Василий Васильевич Каширин, согласия не дал, но затем подал в отставку. Весной 1871 года Максим Пешков с семьей уехал в Астрахань, где стал работать директором астраханской конторы Колчинского пароходства. Летом 1871 года Максим Савватьевич, кормя грудью Алешу, заболевшую холерой, сам заболел и скончался. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулась в Нижний Новгород в отцовский дом.
Дед Горького, Василий Васильевич Каширин, в молодости был бурлаков, затем разбогател и стал владельцем химчистки. В свое время был мастером химчистки, был избран вокальным (депутатом) Нижегородской Думы. Помимо деда Горького, в доме проживали двое его детей со своими семьями. Лучшие времена для семьи Кашириных прошли: из-за заводского производства бизнес пришел в упадок. Также семья Кашириных не была дружной. Жили как на войне, и Алеша Пешков был там обузой. Горький считал, что мать его не любит, считая виновником несчастий, и поэтому отвернулся от него. Она начала налаживать личную жизнь и снова вышла замуж. Только бабушка — Акулина Ивановна — ласково относилась к Алеше. Он сменил мать и, как мог, поддерживал внука. Именно бабушка привила ему любовь к народным песням и сказкам. Дедушка, несмотря на свой непростой характер, научил мальчика читать и писать по церковным книгам в шесть лет. В 1877-1879 годах Алеша Пешков успешно учился в начальной школе Канавино, пригороде Нижнего Новгорода. В августе 1879 года его мать умерла от чахотки. Дед на тот момент совсем разорился и отправил своего 11-летнего внука «в народ».
«В народе» Алексей Пешков сменил многие занятия: работал «мальчиком» в обувной мастерской, посудил на пароходе, был на службе, ловил птиц, был продавцом в иконной мастерской, учился на картине А мастерская икон, статист в театре на Нижегородской ярмарке, мастер по ремонту ярмарочных построек и др. во время работы на теплоходе «Добрый» начальником Алексея Пешкова был повар — отставной унтер-офицер гвардии Михаил Смурый, который заметил любопытство мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасли Алексея Пешкова от злого и несправедливого мира, многое помогли разобраться. Несмотря на первые трудности и страдания, ему удалось сохранить любовь к жизни. Впоследствии М. Горький писал: «Я не ожидал помощи извне и не надеялся на удачу… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».
В 1884 году Алексей Пешков поступил в Казанский университет. Он вернулся в Нижний Новгород в 1889 году и с перерывами жил здесь до 1904 года. В 1913-1914 годах М. Горький написал автобиографический рассказ «Детство».
В Нижнем Новгороде находится Музей детства А.М. Горького «Дом Каширина». Алеша Пешков поселился в этом доме с конца августа 1871 года, приехав с матерью из Астрахани. Весной 1872 года дед Горького поделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. В Музее детства А.М. Горький воспроизвел самобытную атмосферу семейного дома Кашириных.
Основная мысль повести
Прочитав краткое содержание рассказа по главам, читатель может проследить, как меняется главный герой, какие события оказывают на него сильное влияние, что волнует детскую душу. Основная идея произведения как раз и заключается в необходимости показать взросление характера. Николенька, на первый взгляд, простой и незначительный мальчик, ведь он философ. До определенного момента он чувствует себя ребенком, но постепенно в нем появляется персонаж. Его обучение проходит под влиянием предательства, обмана и даже незначительных историй, которыми наставник делится с мальчиком.
Отрочество — это история, которая является частью трилогии, написанной Толстым задолго до выхода «Войны и мира». Это псевдоавтобиографическое произведение, знание которого будет интересно как молодым людям, так и в зрелом возрасте.
В чем особенность повести?
с большой теплотой это рассказано в истории о няне. В своих обзорах детства Толстого и читатели, и литературоведы считают, что Наталье Савишне посвящены самые проникновенные строки. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкая женщина согрела своей любовью весь дом.
Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, пришедших на похороны матери, соседей. В этих условиях, когда открываются горькие истины, мальчик видит искренность слуг. Они просто, безмолвно и полностью разделяют боль детей, потерявших мать.
Трагедия, случившаяся в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Настроение и чувства ребенка, которые меняются по мере познания великого мира взрослых, описаны автором настолько точно и подробно, что многие были уверены, что это было детство Льва Толстого.
Повесть, опубликованная в «Современнике», называлась «История моего детства». Автор был очень опечален, так как стремился обобщить, выявив «самый ароматный период жизни» — период детства. Он написал об этом Некрасову как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.
Глава 12. Гриша
Дети прячутся в чулане в комнате Гриши. Он входит, раздевается, молится и ложится спать. Лежа, продолжай молиться. А дети вместо того, чтобы развлекаться, испытывают страх.
Николенька хватает за руку Катеньку, сидящую рядом, и, понимая, что это она, целует ей руку. Героиня отталкивает мальчика, он становится громким. Гриша проходит по углам комнаты, а дети убегают из туалета.
Учеба в университете
Во время учебы в университете Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых — просто развлечься. Нехлюдов пытается урезонить Николая, но уступает мнению большинства. В итоге Николай сдает экзамены и считает утешение Дмитрия оскорблением.
Как-то вечером Николай находит свою записную книжку с правилами для себя, которую он написал давным-давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым он будет жить всю свою жизнь, не меняя своих принципов.
Глава 13. Наталья Савишна
В этой главе рассказывается история официантки, которая работала в семье матери Николеньки. Сначала это была просто официантка Наташа, после рождения Натальи Николаевны (мама) она стала няней. Она хотела выйти замуж за дворецкого Фоку (тогда он еще был официантом), но хозяева увидели в этом неблагодарность и увели Наташу. Правда, через полгода они поняли, что без нее — как без рук вернулись, стали личной горничной Натальи Николаевны. Наташа надела кепку и стала Натальей Савишной.
Когда к NN уже была приставлена домработница, Наталья Савишна получила ключи от кладовой и стала чем-то вроде домработницы.
Когда Н.Н вышла замуж, она отдала свою домработницу бесплатно, на что отказалась. Таким образом, Наталья Савишна осталась в семье своей воспитанницы. Теперь она заботилась о детях Натальи Николаевны и очень их любила.
В момент повествования появляется Н.С., когда Николенька роняет графин для кваса и пачкает скатерть. Пришел Н.С., отругал мальчика, а он, в лучших своих традициях, обиделся на нее. Пока Николенька думала, как отомстить вредной Наталье, она подошла и подала ему круассан (свернутый в угол лист бумаги) с конфетами. И Николенька простила ее.
Образ Николая Иртеньева
«Диалектика души» главного героя рассказа, его духовное становление. Особенности рассказа (преобладание описаний и рассуждений о действии, внутренних монологов)
В образе Николая Иртеньева проявляется своеобразная и сложная натура, которая выделяется среди остальных персонажей повести своей жизненной осознанностью и редким качеством попытки честно относиться к своим действиям. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью наблюдает за явлениями жизни, медитирует и пытается их понять.
У него особый вид эгоизма — редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его повышенная самооценка проявляется в излишней мнительности, застенчивости. Он мучается, завидует другим людям, живущим без испытания совести, понимая, что им и окружающим их жизнь легче. Его постоянно мучает то, что думают другие. Ему кажется, что все осуждают его за ошибки.
В поисках благоприятного мнения юноша склонен к лжи, позам и притворству, часто лжет без причины и подсознательно понимает, что его друзья поступают так же. В мыслях Николая есть душевный разлад: его «разум и сердце расходятся». Эта двойственность заставляет его думать, что он ищет мира и гармонии в своей беспокойной душе. С детства он научился различать добро и зло в своей жизни и жизни другого человека, он пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя жизненные планы, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающего преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность. Толстой размышления об огромном духовном потенциале человека связаны с образом Иртеньева. Умение героя преодолевать привычные установки, не зацикливаться в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает моральные силы противостоять окружающей среде.
В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух рассказах, сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, — конфессиональный монолог. Процесс разговора с самим собой, созревание мыслей, образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорит Николай. При общении с окружающими придерживается установленного образа жизни. Когда он говорит сам с собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею характерных для Толстого образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к глубокому самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысла жизни, в котором всегда много поворотных моментов. Монологи Толстого помогают понять его персонажей. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает идею «диалектики души» человека, присущих ему противоречий, их преодоления и трансформации личности.
Глава 6. Приготовления к охоте
Во время чаепития вызывают клерка Якова и дают приказ о предстоящей охоте. Конь Володи хромает, его оседлают на охоту. Мама переживает, что игривая кобыла обязательно принесет, Володя упадет и поранится.
После обеда взрослые пошли в кабинет, а дети пошли играть в сад. Там они видят, как они несут лошадей и колесницу, готовые к охоте. Они бегут одеваться.
Наконец все готовы, линейка для женщин подана, а лошади для мужчин. В ожидании отца мальчики ходят со своими лошадьми по двору. Отец выходит, они уходят.
План пересказа произведения «Детство»
- Николенька Иртеньев утро.
- Стартовые новости.
- Охота.
- Игры для детей.
- Выезд в Москву.
- Известие о болезни матери.
- Смерть мамы.
Детство и юность Льва Николаевича Толстого (часть первая)
Лев Николаевич Толстой родился в дворянской семье в 1828 году, 28 августа, в имении под Тулой, которое называлось Ясными Полянами. Его мать была из семьи Волконских, а предок отца одним из первых получил титул графа. Вскоре мальчик остался сиротой. В 2 года он потерял мать, в 9 — отца. Лев был не единственным ребенком, у него было три брата и сестра по имени Мария. К воспитанию детей-сирот привлекались родственники.
Семья Толстых переехала в Казань, в дом тети П.И. Юшкова. Когда ему исполнилось 16 лет, Лев смог поступить в Казанский университет. Мальчик обладал незаурядными способностями, он легко запоминал иностранные языки, но его не допускали к экзаменам, потому что он постоянно прогуливал занятия. Его перевели на юридический факультет. Юноша, которого приветствовали во всех дворянских домах, отличался в то время тщеславием, честолюбием и жаждал угодить женщинам.
Его жизнь перевернула, казалось бы, обычное событие. Оказавшись в больнице, где ему никто не мешал думать, он понял, что беспорядочная жизнь — это следствие ранней развращенности души. 17 марта 1847 года он начал вести новую жизнь, занимался самоанализом и жил по установленным им правилам. Он разработал для себя руководящие принципы, которые можно было применять во всех жизненных ситуациях, и старался их придерживаться, хотя ему не всегда это удавалось.
Через некоторое время он уходит из вуза и переезжает в Ясную Поляну. Это имущество стало его наследием. Юноша, которому всего 19 лет, уже является владельцем огромных земель и крепостных крестьян. Он хочет позаботиться о тех 700 человек, которые оказались его собственностью. Но он не может найти с ними общий язык, поэтому уезжает в Москву.
Лев Николаевич пытается найти свое место в жизни. Он едет в Санкт-Петербург и сдает экзамены по уголовному и гражданскому праву. Но личные отношения и игровые долги заставляют его бросить все и снова вернуться в Ясную Поляну. Там он снова ведет счастливую жизнь, дружит с цыганками, почти женится на цыганке.
Тогда в дело вмешивается его старший брат Николай, забирая с собой Льва на Кавказ. Там Лев храбро сражается, участвует в боевых действиях и даже заслуживает Георгиевского креста. Но он отказывается от приза в пользу солдата, которому приз предусматривал пожизненную пенсию. Здесь, на Кавказе, он серьезно занимается литературной деятельностью. Он отправляет рукопись своей первой полной книги в популярный журнал «Современник». Некрасов, ознакомившись с его творчеством, высоко оценил талант юноши.
Книга третья. «Роман»
Юность «Детство, юность, юность» в третьем рассказывается о той части времени, в которую Николенька продолжает поступать для подготовки к вузу на математическом факультете. Он ищет свою цель в жизни. Вскоре юноша поступает в университет, и отец дает ему карету с Николеньки, кучер чувствует себя взрослым и пытается зажечь трубку. Ему становится плохо. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь рассказывает ему о вреде курения. Но молодой человек хочет подражать Володе и его другу Дубкову, которые играют в игры, курят карты и рассказывают о своих любовных приключениях. Николенька идет в ресторан, где выпивает. У шампанского конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.
Николай решает съездить в деревню на могилу матери. Вспомните и подумайте о будущем детства. Его отец снова Николай, но он женится, и Владимир не одобряет его выбор, и отец вскоре начинает ладить с учебой.
Глава 14. Разлука
Во дворе шезлонг, на котором дядя Николай расставляет вещи мальчиков. Дворы ждут, водители готовят экипаж к дороге.
Семья сидит в гостиной последние несколько минут вместе. Атмосфера печали и скорой разлуки. Николенька опечалена слезами матери, разочарованием Фоки и Натальи Савишны и при этом хочет поскорее уехать. Прощаются, последние поцелуи, слезы… Уходят.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
Николенька наблюдает, как Катя срывает листья с деревьев, пожимает плечами. В какой-то момент он целует ее в плечо. Героиня не понимает, что это за нежность. Он думает, что настолько привык к Катеньке, что не обращал на нее особого внимания, но теперь расплатился и полюбил еще больше.
На обратном пути намеренно отстает от очереди и догоняет, выстраиваясь в линию с Катей. Но его лошадь встала на дыбы, и мальчик чуть не упал с нее.
Тезисный пересказ
Умирает мать Николеньки, которой было всего четырнадцать лет, и вместе с отцом, сестрой и старшим братом Володей, которому уже пятнадцать, они переезжают из села в Москву. Они живут с бабушкой. Дорога из села в город занимает четыре дня. Мальчик все это время думает о жизни, он вдруг понимает, что в мире не только его семья существует, но есть и другие люди со своими проблемами.
Николай любит жить с бабушкой, но часто начинает ссориться с Володей. Однажды братья очень сильно обижаются друг на друга. Николеньке кажется, что обида никогда не уйдет и отношения окончены, но Володя приходит помириться. Через год после смерти матери бабушка решает забрать траур и организовать праздник по случаю дня рождения Любонки. Накануне Николенька получила блок на уроке истории, а до этого у нее был новый репетитор из-за того, что она не пошла за мальчиком. Мальчик пытается скрыть преступление, о плохой оценке нового губернатора Сен-Жерома не сообщает. Отец просит Николеньку принести ему подарок для сестры из студии. Николенька залезает в портфель отца и случайно ломает ключ. И об этом он ни с кем не говорит. Но его секреты раскрываются посреди отпуска. Губернатор отправляет ученика в комнату, запрещая ему появляться среди гостей. Мальчик возмутился, его также расстроило то, что объект его вздохов, девочка Соня, предпочла другого. Николенька бьет репетитора, у которого ночует в туалете. На следующее утро его вызывает бабушка. Николенька ненавидит репетитора. Но проходят годы и уже накануне поступления в университет Николай признает, что методы Сен-Жерома полностью оправдали себя. Мальчик дружит с другом старшего брата, учится анализировать и рассуждать как взрослый. Новый друг избавляет его от невыносимого чувства одиночества.
Сюжет
Знатная семья Иртеньевых жила в своей вотчиной усадьбе где-то в губернии России. Володя, Николенька и Любочка учились дома, но когда старшие дети выросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчимом, особенно с мамой, которую она очень любила.
Вместе с ребятами в столицу уехал старый домашний учитель Карл Иванович. Через месяц братья Иртеньевы вполне комфортно себя чувствовали в Москве. Этому способствовало то, что они остались с бабушкой-графиней, доброй и любящей женщиной.
В этот период Николенька впервые отважилась на стихосложение, и первые ее стихи были посвящены бабушке в день ее именин. Она была очень тронута этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька подружился с Сережей Ивином, которым восхищался и всячески ему старался подражать.
На торжественном приеме парень познакомился с красивой девушкой Соней. Он с ней весело проводил время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька призналась брату, что влюблена по-настоящему.
Через полгода, посреди класса, отец получил письмо от жены. Он написал, что сильно простудился во время прогулки и что его дни сочтены. Наталья Николаевна просила поскорее привести мальчиков к себе, чтобы успела их поприветствовать. Не раздумывая, Петр Александрович ушел с детьми. К сожалению, они не нашли бодрствующую мать, которая умерла в тот же вечер.
Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Она много плакала, и я не могу поверить, что моя мать умерла. Через три дня Иртеньевы покинули детский дом и поселились в Москве. Так закончилось детство Николеньки.
Роман «Детство, отрочество, юность»
Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение «Детство, юность, юность» рассказывает о жизни мальчика в разные периоды его жизни. В книге описаны переживания, первая влюбленность, негодование и чувство несправедливости, которые испытывают многие подростки по мере взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, написанной Львом Толстым. Детство, Отрочество, Юность — работа, которая точно никого не оставит равнодушным.