Главные герои «Человек в футляре» характеристика персонажей произведения Чехова

Характеристика героев “Человек в футляре”

История создания

Рассказ «Человек в футляре» открывает «Маленькую трилогию», в которую также входят рассказы «Крыжовник» и «О любви». Образ Беликова собирательный, у него нет конкретного прототипа.

Проблема: страх перед реальной жизнью.

Значение имени: главный герой прочно сидит в «корпусе» собственных предрассудков. И никто из нас не застрахован от опасности оказаться в «деле» — пусть даже не в этом, а в другом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Характеристика жанра: к особенностям этого рассказа можно отнести оригинальную композицию — это рассказ внутри рассказа. Учитель Буркин рассказывает ветеринару Ивану Ивановичу Чимша-Гималай историю Беликова.

Время и место действия: поскольку это история внутри истории, имеет смысл говорить отдельно о времени и месте действия каждой истории. Разговор между Буркиной и Чимши-Гималаем происходит в селе Мироносицкое; Буркин рассказывает о современных событиях в отношении автора, которые произошли в его родном городе.

Запоздавшие охотники

Историю «человека в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старца Прокофия, которые остались с ним ночевать: Ивана Ивановича Чимши-Гималая и Буркина. Эти же персонажи — главные рассказчики в двух других рассказах «Маленькой трилогии».

Иван Иваныч

Ветеринар со «странной, двойной фамилией», которая ему совершенно не подходила. Чехов описывает Ивана Ивановича как «высокого худого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конезаводе недалеко от города.

Чимша-гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.

Рассказчик Буркин

Учитель средней школы, главный рассказчик произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Облик Буркины автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, крепкого телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин вкратце рассказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже был мертв, и при жизни он был таким замкнутым и нелюдимым, словно окруженный миром невидимым футляром. Помимо того, что Буркин работал в одном зале с Беликовым, он еще был его соседом, они часто общались и ходили вместе работать.

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — это серия рассказов Чехова, в которой рассказывают 3 героя, которые рассказывают друг другу жизненные истории. В 1898 году начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в чемодане».

В центре произведения — образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, поскольку их взаимодействие с «мужчиной в футляре» полностью раскрывает его образ.

В повести 8 персонажей:

«Маленькая трилогия» - цикл рассказов Чехова

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач.
  2. Буркин — учитель физкультуры.
  3. Беликов — учитель греческого языка, центральный персонаж оперы.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, соратник Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — шестидесятилетний мужчина, повар главного героя.
  7. Мавра — жена босса.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Михаил Коваленко

Коллега из Беликова и Буркина, преподает историю и географию в гимназии. Коваленко молод, у него крутой нрав, он эмоциональный. Майкл не зависит от мнения других. Ему не сразу понравился Беликов, который пытался ухаживать за Варенькой, его сестрой. Он открыто высмеивал Беликова за его привычку приходить к нам в гости и молчать весь вечер. Ситуация в спортзале вызывает у него отвращение. Он не терпит несправедливости и гнетущей атмосферы.

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати, высокая, стройная девушка. Варенька приехала с украинского хутора, где осталась ее мать. Он любил петь песни, и это привлекало Беликова. Ей было все равно, хотя это был не лучший вариант, но она была многолетней и постоянно ссорилась с братом. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и продолжала ждать, пока он сделает им предложение, но как только брат спустил его с лестницы, он засмеялся и нанес Беликову такой моральный ущерб, что тот лег и умер через месяц.

Беликов

Буркин рассказывает своему другу об этом персонаже. В образе Беликова в гимназии предстает учитель греческого языка, отличающийся сложным характером, замкнутостью, наличием фобий и странным поведением. Итак, он спрятал все свои вещи в чемодан. В любую погоду герой выходил с зонтом, в калошах, в пальто и при этом приподнимал воротник. Все, даже свои мысли, этот персонаж спрятал в одном футляре. Находиться в чемодане — необходимое условие существования Беликова. Ведь герой боится всего нового и необычного. Любая перемена, отклонение приносит ему страх и ужас. Он часто повторяет: «Неважно, что происходит». Для Беликова нормой были только запреты, а разрешения пугали своей неуверенностью.

Беликов идеализировал прошлое и по умолчанию критиковал настоящее. Его единственным интересом был мертвый язык, на котором никто не говорил. Поэтому персонаж никак не развивался и сознательно сужал рамки своего восприятия, отвергая новое и неизведанное.

Чехов доказал, что такая ограда от реальности может лишить всего: дружбы, мира, семьи, любви. Из-за своих незначительных убеждений Беликов не мог создать семью, подружиться и жить полноценной жизнью. Такая жизнь ведет только к упадку. Когда героя ушел, все почувствовали облегчение, потому что его присутствие давило на всех остальных. Подробнее об образе Беликова мы писали в этом очерке.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные характеристики и абсурдность жизни главного героя. Теперь два героя расходятся, и автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей стороне встать.

В отличие от замкнутого, неуверенного в себе, мрачного Беликова, автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии с сильным голосом и суровым характером. Уверен, откровенен, нетерпим ко лжи и лицемерию. На новое место работы Михаил Саввич приехал из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодрал», а атмосферу в коллективе характеризует как «душную».

Беликов относится к нему подозрительно, видя в нем «налогового типа» и «мерзость», но в личные отношения сестры не вмешивается, давая ей возможность самой выбрать супругу. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных учителей и с нетерпением ждет возвращения на родину, где будет ловить рыбу и учить «хохлять».

Иван Иванович

В образе Ивана Ивановича, высокого худого старика с длинными усами, появляется ветеринарный врач.

ивану Ивановичу Буркину он рассказывает историю жизни Беликова. У этого персонажа необычная двойная фамилия Чимша-Гималайский. По другим данным, эта фамилия не подходит герою, поэтому его имя просто дано по имени и отчеству. Вместе с Буркиным на охоту приехал Иван Иванович, подышать свежим воздухом.

«Человек в футляре»: анализ произведения

Теперь вы знаете, кто написал «Человек в деле» и какую цель преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остро социальный рассказ на злободневную тему, и поставленные в произведении вопросы не теряют своей актуальности. Анализ поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре:

«Судьба человека»: синтез и анализ

История создания

История создания «Человека в футляре» незначительна, но это нисколько не умаляет значимости произведения. «Человек в футляре» — часть известной авторской «Маленькой трилогии». Антон Павлович Чехов уже знал о своей смертельной болезни (туберкулезе) и старался побыстрее дочитать книгу.

Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. В произведении полностью выражен талант Чехова как тонкого психолога. Рассказ понравился многим читателям и критикам и стал образцом психологической прозы.

Тема и конфликт

Повесть «Человек в футляре» насыщена подробностями, описывающими жизнь главных героев. Автор поступил так, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из персонажей. В работе одновременно поднимаются два важных вопроса:

«Браслет Гранато»: обобщение и анализ произведения

  • «Маленький человек»;
  • «Футляризмо».

Они нашли отражение в раскрытии проблемы «Человек в футляре»:

  1. Конфликт между интровертом и обществом. Следует помнить, что люди — существа социальные, для полноты жизни им нужно быть на виду, иметь друзей и врагов, влюбляться и разлучаться. Сознательно ограничивая себя, человек становится равнодушным, апатичным и скучным.
  2. Конфликт активной и пассивной жизненных позиций воплощен в образах Михаила Савича Коваленка и Беликова. Оптимизм, смелость и смелость выражать мысли и чувства сталкиваются с изоляцией и страхом осуждения. В итоге Беликов проигрывает бой, попадая в кейс, который навсегда скроет его от посторонних глаз.

Композиция
Кульминация человека в кейсе: YouTube / MyBook

Особенности композиции и жанр

Человек в футляре — отличный пример истории в истории, поскольку он является частью знаменитой Маленькой трилогии. Некоторые особенности также способствуют этому определению:

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

  • краткость изложения;
  • динамичность сюжета;
  • отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
  • главный герой всего один, и ему посвящена история.

Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и прогрессивным, все больше увлекают читателя и погружают его в конкретную проблему.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания идеи произведения следует более подробно охарактеризовать главных героев:

Беликов

Беликов невероятно скучный человек:

  • даже в хорошую солнечную погоду мужчина не выходил на улицу без резиновых сапог, зонта и ватного пальто;
  • работал учителем «мертвого» греческого языка, изо дня в день послушно спешил в гимназию;
  • все в педантичном человеке было на своих местах, имело свое место. Казалось, Беликов тоже «закутывал» лицо маской равнодушия.

«Вишневый сад»: обобщение и анализ спектакля

Экранизация мультфильма «Человек в футляре»
Мультфильм «Человек в футляре» по произведению Чехова: YouTube / InternetUrok

Михаил Саввич Коваленок

Коллега Беликова, учитель географии гимназии Михаил Саввич:

  • полный антипод Беликова, человека инициативного и мужественного;
  • мобильный, ездить на велосипеде;
  • любопытно и иронично;
  • открытый, не боится осуждения, в нем есть внутренняя сила.

Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами

«На окраине села Мироносицкое, в сарае старого Прокофия, ночевали поздние охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как шелушащийся краб или улитка, пытаются залезть в их раковины».

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Его отличало то, что в любую погоду он всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом ватном пальто.

У Беликова было свое прикрытие: и зонтик, и часы, и перочинный нож, и даже лицо его «казалось в футляре», потому что «он спрятал его в воротник-стойку» и он носил очки. «У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать, так сказать, футляр <…> от внешних воздействий». Даже его предмет — «мертвые языки» был для учителя своеобразным способом уйти от реальности.

Для Беликова понятными были только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от правил вызывало у него отчаяние, а его любимым выражением было «что бы ни случилось». Учитель своим недоверием и осторожностью угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка: он бродил по квартирам учителей, сидел молча и уходил, считая такие посещения своим «комнатным дежурством». Беликов был соседом из Буркины, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в ящике» тоже были «ставни, защелки, целый ряд всяких запретов и — ох, что бы ни случилось!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, чуть не женился. В школу был назначен новый учитель истории и географии: Михаил Саввич, приехавший с сестрой Варенькой, смеющейся женщиной, певицей. Как-то в день рождения директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителя подумали, что «хорошо бы на них жениться».

Все стали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже не прочь выйти замуж и оказала Беликову «явную услугу». Решив пожениться, Беликов все чаще бывал в Коваленке, но откладывал предложение, поделившись с Буркиным опасениями, что Варя слишком бодр и «брак — это серьезно».

Брат Вари с первого дня ненавидел учителя греческого языка, дав ему имя «глитай абож павук», но он не вмешивался в их отношения.

Однако один случай перевернул все с ног на голову. Какой-то шутник нарисовал карикатуру со словами «Влюбленный антропос», изобразив Беликова и Варю, идущих с ним за руку. Розыгрыш при невыясненных обстоятельствах закончился всеми учителями, чиновниками и самим Беликовым. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был еще мрачнее, так как считал, что женщинам и учителям физкультуры на велосипедах не прилично.

На следующий день Беликов почувствовал себя неважно и тоже впервые ушел из класса. Вечером он поехал в Коваленки, где нашел только своего брата. Беликов пытался объяснить, что езда на велосипеде неприлична, что только разозлило Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить директору о содержании разговора, Коваленко не удержался и позволил Беликову спуститься по лестнице.

В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что сам Беликов упал, он не удержался и громко засмеялся. Мысль о том, что о случившемся узнал весь город, была настолько ужасна для учителя, что «еще в своем доме <…> он лег спать и не вставал». Через месяц Беликов скончался. Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и добрым, «как будто он был рад, что его наконец поместили в ящик, из которого он никогда не выйдет». После его смерти все почувствовали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по-прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иванович, размышляя над рассказом Беликова, говорит: «Разве это не случайность, что мы живем в городе, в душном и тесноте, пишем бесполезные документы, играем в концерты?»

Это интересно: Чехов написал рассказ «Анна на шее» в 1895 году. Теория литературы относит произведение к традиции критического реализма. Краткое содержание «Анны на шее» вы можете прочитать на нашем сайте. Несмотря на драматизм сюжета, история не лишена юмора и иронии.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Беликов — учитель греческого и латинского языков («мертвые языки»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика.
  • Варенька — сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, с черными бровями, красными щеками», «не девочка, а варенье».
  • Коваленко Михаил Саввич — учитель географии и истории, «от украинцев», «молодой, высокий, темнокожий, с огромными руками».

Другие персонажи:

  • Буркин — учитель гимнастики, сосед Беликова, который рассказал свою историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-гималайский Иван Иванович — ветеринарный врач.

Описание персонажей

Характеристика персонажей «Человека в футляре» способствует восприятию рассказа, помогает проникнуть в идею писателя, понять, что он хотел донести до читателей. В своем произведении автор показывает распорядок мещанской жизни, раскрывает никчемную сущность людей.

Характерные черты охотников

Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач. Это высокий худой мужчина с длинными усами, уже постаревший. Сложная двойная фамилия этого персонажа, по мнению народа, его не устраивает, поэтому он обращается только к своему имени и отчеству.

Чимша-гималайцы опасаются, что люди вынуждены терпеть обман из-за куска хлеба, не обращают внимания на ложь и молча терпят унижения и часто вынуждены обманывать себя.

Иван Иванович вместе с Буркиным приехал на охоту в село Мироносицкое. Его друг тренируется в спортзале. Буркин невысокого роста, плотного телосложения, лысый и с длинной бородой. Он похож на философа, обладающего прекрасными ораторскими способностями. Он опытный и внимательный человек. Два героя жили друг напротив друга, они были заядлыми охотниками. Рассказывают историю Беликова.

Качества Беликова

Беликов — учитель греческого языка. Вот кто из героев чеховской повести — сомнительный человек. Именно его называют «мужиком по делу».

Его образ представлен как крайне неприятный персонаж. Беликов — маленький мужчина лет сорока. Внешне он напоминает какого-то зверя, похожего на хорька. Герой постоянно тепло одет, в пальто, галошах, зонтике и очках. В ней есть все по чехлам. Жизнь «в футляре» для него самое комфортное состояние. Он почти не воспринимал никаких изменений, поощрял запреты и даже принимал их как норму. Его дом — это огромный корпус, в котором персонаж создал свой мир, в котором он живет.

Герой всегда чего-то боится, переживает, когда разговаривает с людьми. Своей тревогой он заражает всех вокруг. Его все боятся, даже директор гимназии. Он предпочитает все старое и устоявшееся, и ненавидит новое, мечтает жить в оболочке, которая защитит от всего неизвестного. Беликов тяготеет ко всем древним языкам, поклоняется вымершим. Он холост, но накануне смерти задумывался о женитьбе, только из-за произошедших неприятностей расстроился сватовство.

для него характерны следующие особенности:

  • ничтожный;
  • застенчивый;
  • тревожный;
  • раздражительный;
  • осторожно;
  • подозрительный.

Люди боялись его, но в то же время считали его респектабельным и респектабельным.

Главные герои

Иван Иванович

Ветеринар с длинными усами. Высокий и худой старик. У него странная двойная фамилия: Чимша-Гималайец, которая, по мнению окружающих, ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Работает в спортзале, невысокий, пухлый, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин — хороший рассказчик, знаток, наблюдатель, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. Буркин говорит, что хоронить таких, как Беликов, одно удовольствие.

Беликов

Учитель греческого языка, о котором Буркин рассказывает своему товарищу по охоте. В любую погоду этот человек выходил на улицу с зонтом, в калошах и задирал воротник. Любая перемена его пугала, запреты он воспринимал как норму. Опасаясь всего нового и необычного, он осуждал все отклонения в поведении, даже самые безобидные. Жизнь в футляре — его самое комфортное состояние. Вне своей оболочки он постоянно боится «того, что будет». К его характеристике можно добавить тот факт, что, когда он умер, все почувствовали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Педагог, коллега из Беликова и Буркина. Высокий, толстый мужчина, говорящий сильными басами. С первого дня знакомства возненавидел Беликова, искренне не понимает, почему все его боятся, почему он ходит к нему в гости, если сидит тихо и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка: он сказал ему всю правду, он отказался от молчаливого терпения, свойственного окружающим. Выгоняя ненавистного гостя из дома, он спускает Беликова с лестницы, называя его «налогоплательщиком”.

Варенька Коваленко

Сестре Михаила, возлюбленной Беликова, 30 лет. Варвара Саввишна — красивая женщина, веселый смех. Он прекрасно поет, что очаровало коллег и Беликова. На столе главного героя появляется портрет Вареньки. Сестра и брат часто ссорятся и спорят, живут ли они вместе. По этой причине коллеги сознательно ухаживают за Варварой Беликовой, решив, что она не против такого супруга.

Действующие лица

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач; высокий худой старик.
  • Буркин — учитель, друг Ивана Чимши-Гималайца. Расскажите историю о Беликове.
  • Беликов — учитель древнегреческого языка, фактически «один в футляре».
  • Варвара Саввишна Коваленко (Варя) — молодая и полная жизни девушка, возлюбленная Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко — брат Вары, учителя истории и географии.
  • Афанасий — пожилой и не совсем нормальный повар из Беликова.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий

Мужчина лет шестидесяти, постоянно пьяный, немного сумасшедший. Работал денщиком, почти не готовит. Но чтобы привести в дом женщину на эту роль, Беликов боится, что о нем будут плохо думать.

Подробная характеристика

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. Об этом нам рассказал хорошо знавший его коллега Буркин. Беликов был очень странным человеком, он всегда старался от всего защититься снарядом, чемоданом. В любую погоду она носила калоши, зонтик, теплое пальто и даже закрывала лицо воротником. Дома он мог спать только с одеялом на голове.

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые подвиги, как в спортзале, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись, и в городе перестали проводить много разных мероприятий, дел и мероприятий, чтобы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды ему понравилось пение Вареньки, сестры новой учительницы физкультуры, и все решили выдать его за нее замуж. Ей было все равно, идея ему тоже понравилась. Беликов поставил дома свой портрет, стал по-своему ухаживать за ней. Все им помогали, вместе приглашали в театр, в гости. Время шло, а он продолжал тянуть предложение, сомневался в необходимости этого действия. Он часто ходил к Буркину, говорил с ним об ответственности, боялся, что что-то может случиться после свадьбы.

1 мая все учителя, в том числе и Беликов, пошли в рощу. Вдруг их обогнали велосипеды Коваленко. Увидев, как Варенька крутил педали, он потерял дар речи и сразу вернулся домой. На следующий день он пошел отругать их, как неприлично учителям и женщинам кататься на велосипедах. Михаил Саввич покраснел от своих выступлений, столкнул Беликова с лестницы. Он, упав, к своему ужасу увидел Вареньку, которая, не понимая, в чем дело, засмеялась. Потрясенный, он пошел домой, снял фото и лег спать. А через месяц Беликов скончался. Он лежал в гробу, тоже выглядел счастливым, потому что получил такой красивый футляр.

Чехов «Человек в футляре» кратко

Конец 19 века Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель физкультуры Буркин после целого дня охоты устраиваются на ночлег в сарае хозяина. Буркин рассказывает Ивану Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком, и обязательно в теплом пальто с ватой». Часы, зонтик и перочинный нож Беликова были упакованы в ящики. Он носил темные очки и запирал все замки дома. Беликов стремился создать себе «футляр», защищающий его от «посторонних влияний».

Ему были понятны только проспекты, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от нормы вызывало у него замешательство. Своими «случайными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым случилась странная история: он чуть не женился.

так получилось, что в спортзал был назначен новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко, жизнерадостный юноша, из украинцев. С ним поехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хорошенькая, высокая, раскрасневшаяся, веселая, бесконечно пела и танцевала. Варенька очаровала всех в зале и даже Беликова.

Так педагогам пришла в голову идея поженить Беликова и Вареньку. Беликов начал убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явное одолжение», а он пошел с ней гулять и твердил, что «брак — это серьезно».

Беликов часто навещал Коваленок и, в конце концов, сделал бы предложение Вареньке, если бы не случайность. Озорной человек нарисовал карикатуру на Беликова, где он был изображен с зонтиком под мышкой с Варенькой. Копии фото были разосланы всем учителям. Это произвело на Беликова очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленка, катавшегося на велосипеде. Его крайне возмутило это шоу, так как, по его мнению, учительнице физкультуры и женщине нельзя ездить на велосипеде. На следующий день Беликов поехал в Коваленки «просветить душу». Вареньки дома не было. Его брат, будучи свободолюбивым человеком, не любил Беликова с первого дня.

Не вынося своих занятий велоспортом, Коваленко просто позволил Беликову спуститься по лестнице. В этот момент Варенька и двое знакомых как раз входили в подъезд. Увидев скатывающегося по лестнице Беликова, он громко засмеялся. Мысль о том, что весь город узнает о случившемся, привела Беликова в такой ужас, что он вернулся домой, лег спать и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение его лица было счастливым. Казалось, он достиг своего идеала: «его поместили в ящик, из которого он никогда не выберется. Беликова похоронили с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь стала течь точно так же: «скучная и глупая жизнь, не запрещенная циркуляром, но и не разрешенная полностью».

Буркин заканчивает свой рассказ. Размышляя над услышанным, Иван Иванович говорит: «Неужели мы живем в городе в душной и тесной атмосфере, пишем бесполезные документы, играем в концерты — разве это не совпадение?».

Читайте также: Рассказ Чехова «Хирургия» был написан в 1884 году. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал очень распространенную в медицине ситуацию, когда обычные люди вынуждены доверить свое здоровье рыцарям.

Вариант 2

Иван Иванович

Герой представлен высоким худым стариком с длинными усами. По профессии ветеринар. Окружающие привыкли называть Ивана Ивановича, потому что считают двойную фамилию героя странной и не подходящей для его персоны. Будучи заядлым охотником, он приезжает в деревню, где слышит историю человека, фигуранта дела.

Буркин

Этот персонаж представлен лысым пухлым мужчиной невысокого роста с длинной бородой. Буркин преподает в гимназии. Этот герой очень осторожен, именно он рассказывает историю своего соседа из квартиры напротив, названного в одном случае мужчиной.

Беликов

Учитель греческого языка, историю которого описанный выше герой рассказывает своему другу. Этот человек постоянно пытается спрятаться от окружающего мира, защитить себя. В любую погоду всегда носите теплую закрытую одежду, галоши и зонтик в руках. Каждая его вещь, как и он сам, в ножнах: зонт, часы и даже перочинный нож. Глаза закрыты темными очками, в ушах — беруши. Его оболочка, его случай: это то состояние, в котором он чувствует себя комфортно. Все люди вызывали в нем беспокойство. Беликов боялся всяких перемен и любил только все старое и укоренившееся. Она была холост, но незадолго до смерти подумывала о замужестве. Из-за произошедшей с ним проблемы Беликов заболевает и умирает. Смерть этого героя приносит всем только облегчение.

Михаил Коваленко

Поскольку Беликов и Буркин — педагог, он преподает историю и географию. Молодой человек высокого роста и смуглого цвета лица. Он не любил Беликова с того момента, как познакомился, он не понимал, почему он всего боится и зачем идти к нему, если он сел и молчал. После того, как Беликов заявляет, что ездит с сестрой на велосипеде, она ломается и выгоняет его из дома, рассказывая ему все. Именно такая ситуация в одном случае стала роковой в жизни мужчины.

Варенька

Сестра Майкл, симпатичная, с живым характером. Девушка лет тридцати живет с братом и постоянно с ним ссорится. Она очаровала своим пением коллег и Беликову. Именно на этой героине и хотел жениться Беликов.

Афанасий Шеф-повар

Слуга Беликова, любящий выпить, умением готовить не отличается, но Беликов не решается на эту должность привести в дом женщину, так как боится, что о нем могут плохо подумать, поэтому он, отмерив Сам, терпит старую приборку.

Мавра

Жена человека, в доме которого останавливаются на ночь охотники. Женщина не дура, но выделяется странной привычкой: днем ​​сидит в доме, а ночью гуляет по городу.

Другие произведения: ← Значение названия спектакля «Вишневый сад» ↑ Чехов А.П. Изображение сада в спектакле «Вишневый сад →

Человек в футляре

Мужчина в одном футляре

В момент выхода рассказа многие читатели произведения задавались вопросом, с кем он скопировал литературный портрет главного героя А.П. Чехова, находя сходство во многих знакомствах писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения относительно подобных параллелей, признав, что образ скорее собирательный, чем точный.

Разбирая героев оперы, легко определить, кто из героев чеховской повести — сомнительный, подозрительный, обидчивый человек, всем сердцем ненавидящий действительность и презирающий нарушение любых правил и приказов. Конечно же, это главный герой — учитель греческого языка в местной гимназии имени Беликова. Буркин рассказывает Ивану Ивановичу, что Беликов всячески старался изолироваться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре и внешности.

Это невысокий мужчина с маленьким бледным лицом и темными очками, которому было уже за 40, 15 из которых работали в местном спортзале. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал реальности, пряча их за темными очками, пальто с высоким воротником и зонтиком. Несмотря на свою замкнутость и сухость, однажды Беликов, по выражению Буркина, «чуть не женился».

Веселая Варенька привлекала его одновременно своим веселым нравом и ласковым отношением к нему, но пугала и отталкивала своей неудержимой свободолюбием и желанием нарушить правила, которые лежали в основе мировоззрения Беликова. Но браку не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленным антропосом», прервала не только возможное сватовство, но и жизнь предполагаемого учителя греческого языка.

Несостоявшаяся женитьба

Словно глоток свежего воздуха, «душную» атмосферу местных учителей разбавляет сестра Михаила Коваленко. Привлекает и манит главного героя своим темпераментом, непринужденной манерой поведения и мелодичными песнями.

Веселая молодая женщина, с которой коллеги Беликова надеялись выйти за него замуж. Варвара Саввишна имела необыкновенную внешность: черные брови, стройные, красные щеки, по словам автора, «не девочка, а варенье». Он любит петь и весело смеяться, кататься на велосипеде, читать книги и оживленно обсуждать. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая на его претензии, так как, как пишет Чехов, он не прочь жениться, создать семью и уйти от брата.

Буркин

Буркин, как и Беликов, преподает в гимназии. Это Буркин рассказывает своему другу Ивану Ивановичу о Беликове. Антон Павлович изобразил героя невысоким, пухлым и лысым мужчиной. Он отличный собеседник, любит много думать. Он выступает в роли философа и дает подробную оценку всему, о чем говорит. Он беспристрастно анализирует ситуацию и приходит к выводу, что во многих есть что-то от Беликова, и это «что-то» не искоренено после его смерти.

Он жил в одном доме с Беликовым, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить таких людей, как Беликов, одно удовольствие, потому что они находят для себя любимый случай на всю жизнь.

Оцените статью
Блог о героях литературных произведений